Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Опыт работы учителя английского языка. Технология обучения аудированию

Технология обучения аудированию или как научить слушать и понимать английскую речь на уроке
Автор: К.А. Крылова, учитель английского языка, МОУ ООШ №8 г.Кыштым
Обучение аудированию является очень актуальным на сегодняшний день, так как без аудирования невозможно речевое общение. Понятие аудирования включает процесс восприятия и понимания звучащей речи.
Аудирование, безусловно, является важным аспектом в изучении английского языка.
Знание всех сложностей позволяет правильно оценить уровень трудности аудирования, учесть их при организации учебного аудирования, снять их, а иногда и создать искусственно, максимально приближая учебное занятие к ситуациям реального общения. Данная статья поможет понять, что к обучению аудированию следует подходить со всей серьезностью, тщательно планировать формулировки, задания и формы контроля, учитывая фактор языковой и речевой подготовки учеников.
В процессе обучения в школе аудирование заключается в прослушивании и понимании речи: на уроке, сообщениях одноклассников, учителей. Вне школы не исключается слушание и понимание носителей языка, прослушивания радио- и телепередач, лекций на иностранном языке.
Аудирование тесно связано с другими видами речевой деятельности (говорение, чтение). Оно может входить в диалогическое общение в качестве его рецептивного компонента, при этом слушатель и говорящий могут периодически меняться ролями.

Действия учителя при обучении аудированию:
1. Определение конкретной задачи по обучению аудированию (самое главное для учителя — выяснить, является аудирование в данном конкретном случае целью обучения или средством обучения другому виду речевой деятельности, т. е. коммуникативное или учебное аудирование).
2. Отбор или составление текста для аудирования с учётом требований программы, конкретных условий обучения (самое главное условие — уровень владения языком учащимися) и интересов учащихся. Иногда необходима частичная адаптация текста из Книги для учителя (Teacher’s Book) или пособий в помощь учителю. Текст может быть небольшим, состоящим из нескольких предложений, и предназначаться для развития определённых механизмов аудирования (слуховой памяти, антиципации, догадки, осмысления и т. д.).
3. Анализ возможных трудностей (лингвистических / языковых, содержательных) данного текста.
4. Определение условий предъявления текста (с помощью аудиозаписи или непосредственно голоса учителя или незнакомого голоса, с использованием развёрнутых опор или без них).
5. Определение подготовительной работы на предтекстовом этапе с учётом выделенных трудностей.
6. Формулировка установки перед прослушиванием и определение количества прослушиваний / предъявлений текста (одно или двукратное), что зависит от цели, поставленной учителем: аудирование является целью или средством обучения. Здесь считаем необходимым отметить, что на старшем этапе обучения установка должна нацеливать учеников на понимание содержания, а не фактов из текста), поэтому, исходя из вышеизложенного, необходимо уделить особое внимание формулировке установки, так как успешность понимания текста учащимися во многом зависит от неё.
7. Определение способов контроля понимания текста: использование языковых или неязыковых способов контроля.

Обучение аудированию текстов может строиться по определенной схеме. Учебный процесс предусматривает:
• вступительную беседу учителя, постановку цели в процессе работы;
• снятие языковых трудностей, которые встречаются в тексте;
• формулировка задачи;
• первичное прослушивание текста;
• контроль задания;
• формулирование нового коммуникативного задания;
• вторичное прослушивание текста;
• контроль выполнения коммуникативного задания;
• упражнения говорения на основе прослушанного текста;
• подведение итогов работы над текстом.

Таким образом, владение аудированием как видом речевой деятельности, должно обеспечивать успешный процесс коммуникации, развивать умение учащихся говорить и понимать иностранный язык, а так как этот процесс сложный и трудный, то в школах надо уделять большее внимание данной процедуре. Очень важно повысить и мотивацию у учащихся к пониманию иностранной речи на слух. А ведь к совершенствованию процесса обучения аудированию есть все предпосылки: техника в современное время развивается высокими темпами, и у учителей появляется все больше возможностей использовать различные виды средств ИКТ с учетом различных технологий обучения аудированию.
В заключении необходимо отметить, что, данные рекомендации позволят избежать ошибок при обучении аудированию учащихся, помогут правильно выстроить собственный алгоритм, опираясь на представленную в работе технологию обучения аудированию на уроках английского языка в школе.

Список используемой литературы:
1. Кашина, Е.Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка : учеб. пособие для студентов филологических факультетов университетов \ Е.Г. Кашина ; отв. ред. А.С. Гринштейн. – Самара : Изд-во «Универс-групп», 2006. – 75 с.
2. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. Пособие /Я.М. Колкер, Е.С.Устинова, Т.М. Еналиева. – М.: издательский цент «Академия», 2000. – 264 с.
3. Лурье А.С. Методика обучения аудированию. - М., -1988. - 32 с.
4. Миролюбов, А. А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / А. А. Миролюбов, И. В. Рахманова, В. С. Цетлин. – М.: Просвещение, 1967. –504 с.
5. Пидкасистый П.И. Учебное пособие для студентов педагогических
вузов и педагогических колледжей/ Под редакцией П.И. Пидкасистого. Москва, 1998.
6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под редакцией Е.С. Полат, Москва, 2002
7. Сахарова Т.Е., Рабинович Ф.М., Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – Москва, 1998
9. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый
курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н.Соловова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
10. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной
и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей (под.ред. В.М. Филатова) / Серия « Среднее профессиональное образование». – Ростов н/Д : «Феникс», 2004
11. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта. – Москва, 2001
12. Ястребцева В.Н. Методические рекомендации, Москва, 1992
13. Бухаркина М.Ю. Технология разноуровнего обучения // Иностранные языки в школе // Научно-методический журнал, №3, 2003
14. Журнал Английский язык. Все для учителя! № 6 (42) июнь 2015 г.

Рекомендуем посмотреть:

Из опыта работы учителя английского языка Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка и внеклассных мероприятиях Методика обучения аудированию Медиа проекты на уроках английского языка
Театрализация на уроках английского языка в начальной школе, 4 класс
Опубликовано: 2275 дней назад (14 августа 2018)
Просмотров: 1852
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Оксана Леонидовна Чепелева # 15 августа 2018 в 07:51 +1
Спасибо за список литературы. Можно воспользоваться любым источником и не только по данной теме. Спасибо!
Кристина Александровна Крылова # 26 июня 2024 в 08:35 0
Всегда пожалуйста!