Опыт работы учителя английского языка. Театрализация на уроках английского языка, 4-й класс
Слайд 1
Тема моего сегодняшнего выступления - Реализация творческого потенциала учащихся посредством театрализации и заданий на самовыражение
Слайд 2
По мнению автора книги “Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока В.А. Ильева: Театральная педагогика – дает пример воспитания не только актера, но и человека – творца вообще, она помогает “выпрямить” человека: увлечь, повлиять на него, преобразить.
Когда готовилась к выступлению, читала литературу, статьи и наталкивалась на различные мнения педагогов, у многих стоял вопрос как же совместить театр и урок. Я считаю, что на уроках английского языка это сделать очень просто. Уже подражание английской интонации, речь на английском языке является неким элементом театра.
Слайд 3
Учитывая особенности детей, возрастные, интеллектуальные, творческие и другие я практически на каждом уроке применяю технологию театрализации. Я остановилась на использовании нескольких приемов данной технологии: выразительное чтение, инсценировка, этюд, ролевая игра.
Существует несколько видов этюдов: одиночный этюд на эмоциональное воспоминание, на физическое самочувствие; одиночный или парный этюд на действие с воображаемыми предметами; групповые этюды, имеющие разнообразные методические цели; этюд на освоение способов словесного воздействия. Использование в работе учителя педагогических этюдов тренирует не только умение уловить внутреннюю коллизию той или иной педагогической ситуации, но и его умение организовать режиссерское действие урока, направить учащихся в русло нужного темпоритма, найти выразительные точки в событиях урока и его финале.
Слайд 4
Пример одиночного этюда
“Magic mirror” В классе стоит большое зеркало, ребенок закрывает глаза, учитель превращается в волшебницу и произносит слова “Tickary – pickary – bickary – dum ”, при этом надевая маску на ребенка. Это в идеале, у меня нет масок я использую стикеры, на которых написаны различные животные. Ребенок открывает глаза, смотрит в зеркало и говорит, имитируя движениями и голосом того животного, в которого он превратился, кем он стал, используя ранее изученную лексику: “I am a snake”.
“Magic bag” Ребенок достает из волшебного мешочка, не глядя в него, маску или шапочку, или игрушку и играет роль того персонажа, маску которого он достал.
Данные методы применимы как для младших школьников, так и для среднего звена.
Слайд 5
Групповой этюд
Дети достают из волшебной сумки игрушку (в данном случае у меня есть пальчиковые куклы) не глядя и играют роль того, кого вытащили. Говорят как их зовут, сколько лет, кто у них есть: мапа, папа и т.д., что у них есть в сумке или на столе, что они умеют и не умеют делать.
Слайд 6
Вот еще один пример группового этюда. Уже простые игрушки, не пальчиковые. Естественно этюд может быть и парным (диалог).
Слайд 7
Инсценировать можно сказку, диалог, рассказ
Перед тем как приступить к инсценировке на уроке, отрабатывается лексика из диалога с помощью разных упражнений:
– Представьте, что на улице идет дождь. Дождик смыл слова с афиши. Давайте восстановим текст афиши.
– говорю “I am Neznayka today”. Помогите мне составить выражения для нашей инсценировки.
Затем мы читаем составленный рассказ по ролям и инсценируем его. Я стараюсь сделать так, чтобы успешный ребенок и менее успешный поработали вместе. Время от времени я считаю целесообразным давать более сложные роли ученикам, занимающим в жизни положение ведомых, дабы они почувствовали уверенность в себе и осознали свою значимость в группе.
Упражнения типа “читайте по ролям, инсценируйте рассказ (текст, историю, сказку)” занимают прочное место в арсенале методических приемов, используемых на уроке иностранного языка. Именно поэтому с этого приема мои ученики и я начали познавать театральное искусство. Для того, чтобы инсценировка была более зрелищной и запоминающейся, я использую на своих уроках шапочки с надписями, картинки, рисунки, куклы.
Текст, история, рассказ, сказка, диалог могут быть собственного сочинения. Это еще больше развивает творческие способности детей.
Слайд 8
Для учащихся, которые уже могут читать, я использую прием “выразительного чтения”. Но это чтение тоже необычное! Я предлагаю моим детям прочитать тот или иной текст, стихотворение от лица, например, великана или лилипута, Буратино или Мальвины, или любого другого сказочного героя или веселого человека, или того, кто куда то торопиться. Элементарные диалоги, которые присутствуют в каждом учебнике, я прошу читать от лица представленного персонажа. То есть я всегда предлагаю им вжиться в роль другого человека. До этого, мы отрабатываем лексику по темам.
Чаше всего прием выразительного чтения осуществляется с места, но иногда, мы устраиваем конференции, дискуссии. В данном случае, это была конференция, все участники были представителями разных стран и рассказывали про особенности своей страны. На слайде вы видите представителей Бразилии.
Слайд 9
Ролевая игра – это еще один прием театральной педагогики. Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Она обладает большими обучающими возможностями.
Ролевая игра имеет образовательное значение. Дети, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Для организации игры нам приходится заботиться о реквизите. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.
Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как она переплетает речевое и неречевое поведение партнеров.
Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними
Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана.
Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. К распределению ролей я подхожу очень ответственно. Приходится учитывать интересы, темперамент, взаимоотношения между учащимися в группе, индивидуальные особенности каждого ученика. В своей практике я использую ряд упражнений для подготовки ролевой игры.
Перед ролевой игрой можно использовать “Разогревающие” упражнения пантомимического характера
– представьте, что вы пробираетесь по джунглям;
– покажите классу, как вы пытаетесь съесть лимон;
– покажите классу, какое животное вы бы хотели иметь дома;
– покажите классу, что вы чувствуете, когда обнаруживаете, что забыли дома учебник и так далее.
Далее я усложняю ситуацию и прошу ребят “превратиться” в то животное, которое они показывали и рассказать о нем или рассказать о том, что у него есть в портфеле, кроме забытого учебника, рассказать о том, что они любят покушать на завтрак, обед и ужин.
После “разогревающих” упражнений я перехожу к проблемным ситуациям, в которых ученикам предлагается решить ту или иную задачу. Например, твой друг пригласил тебя в гости, а у тебя в гостях другие друзья. Ты не хочешь обидеть друга. Для детей менее успешных по предмету, я предлагаю карточки – опоры с ранее изученной лексикой по теме.
На начальном этапе обучения английскому языку я использую контролируемую ролевую игру, которая может быть построена на основе диалога или текста. Учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем мы прорабатываем нормы речевого этикета и необходимую лексику. После этого, я предлагаю ребятам составить свой вариант диалога, опираясь на прочитанный.
Ролевую игру в “репортера”, я провожу практически с первых уроков. Как только мы научились спрашивать о том, как кого зовут, откуда кто и сколько кому лет, “репортер” становиться популярной игрой моих учеников. Это очень простая игра, из реквизита нужен только микрофон.
В старших классах свободная ролевая игра более популярна, чем контролируемая. При ее проведении сами учащиеся выбирают лексику, которую они будут использовать, и как будет развиваться действие. Учитель дает тему игры. Класс делится на 2 группы, которые сами составляют различные ситуации и распределяют роли.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что использование ролевых игр на уроках помогает сохранить интерес к английскому языку на всех этапах изучения, способствует созданию благоприятного психологического климата, повышает эффективность учебного процесса, учащиеся овладевают видами речевой деятельности как средством общения.
Этому ученику досталась роль предсказателя. Реквизитом послужил мой шарф.
Слайд 10
Итак, хочется еще раз подчеркнуть, что использование элементов театральной педагогики, позволяет целостно развивать личность с одновременным включением интеллекта, чувства и действия, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным. Кроме того, использование различных приемов данной технологии в изучении английского языка способствует освоению коммуникативной культуры: помимо языковых форм дети учатся постигать внешнее и внутреннее содержание образа, развивают способность к обоюдному пониманию и уважению, приобретают социальную компетенцию, обогащают словарный запас.
Слайд 11
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
План-конспект урока английского языка в 4 классе. Покупки на каждый день
План - конспект урока английского языка по сингапурской методике, 4 класс
Сценарий внеклассного мероприятия по английскому языку для 4 класса
Конспект урока английского языка в 4 классе
Похожие статьи:
Конспект урока английского языка для 4 класса
Интеллектуально-познавательная игра по английскому языку в 4 классе
Конспект урока английского языка в 4 классе по теме: Школьные принадлежности
Конспект игрового урока по английскому языку в 4 классе. Прогулка по Лондону
Итоговый тест с ответами по английскому языку для 4 класса