Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Методика обучения аудированию

Методика обучения аудированию
На сегодняшний день основными целями на уроке иностранного языка стали: пополнение лексического запаса и формирование грамматической системы изучаемого языка. При этом требуется несколько лет, чтобы овладеть языковыми навыками. Почему так происходит? Мы стараемся развивать разговорную речь, общаясь между собой. Мы выполняем грамматические тесты, чтобы поднять уровень владения иностранным языком. Но, на наш взгляд, нельзя забывать о таком виде учебно-практической деятельности, как «аудирование». Понимание звучащей речи – немаловажный фактор при выборе дальнейших действий по организации диалогической речи. Диалогический подход – это один из самых значимых в теории гуманитарного знания подходов, влияющих на продуктивную организацию педагогического процесса. Поэтому данный вид деятельности является одним из самых востребованных на уроке иностранного языка, а способность понять иностранную речь – это значимая цель обучения. Важно и то обстоятельство, что прослушивание аудиотекстов – это информация для обсуждения, выполнения грамматических упражнений, дополнительные темы для письма и эссе. Таким образом, аудирование – это цель и средство обучения.
Проблема восприятия и понимания разговорной речи достаточно актуальна сегодня. Теория педагогики в своём контексте рассматривает проблему понимания как одну из ключевых проблем современного образования.
При обучении аудированию необходимо учитывать разрыв между «языковой ограниченностью» реципиента и его интеллектуальным уровнем. Этот разрыв можно максимально сузить специальными заданиями, направляющими внимание слушающего на смысловое содержание сообщения. Этому способствуют и сами тексты, которые должны содержать коммуникативно ценную информацию, проблемные ситуации, позволяющие учащемуся принимать собственные решения.
Критерии оценки правильности понимания аудиотекста:
полнота, точность и глубина понимания смысла текста;
определение темы (идеи);
адекватность восприятия основной информации смысловых частей сообщения;
интерпретация характеристик собеседников (социальных, возрастных, психологических, роли, степень их знакомства и т. д.);
определение коммуникативных намерений участников общения (согласие, совет, обмен информацией)
Работа по обучению аудированию включает следующие этапы:
1. Ориентировочно-мотивирующий этап: создается ситуация, стимулирующая речевое общение, обучающиеся высказывают предположения о содержании текста. На этом этапе предлагаются подготовительно-мотивационные упражнения, направленные на развитие умений ориентироваться в ситуации общения (определение темы или содержания текста по его названию, плану, иллюстрациям, резюме и т. д.).
2. Тренировочный этап: отработка языкового материала, представленного в аудиотексте. Возможно использование фонетических, лексико-грамматических упражнений и упражнений, направленных на развитие механизмов слухового восприятия (имитативных, подстановочных, комбинированных, трансформационных).
3. Первое прослушивание и контроль: формирование умений глобального понимания сообщения. Выполняются информативные упражнения (ответы на вопросы, опровержение утверждения и т. д.).
4. Второе прослушивание и контроль: прослушивание аудиотекста с установкой на его детальное и критическое понимание. Особая роль принадлежит корректировочным упражнениям репродуктивного и контролирующего характера, прагматико-коммуникативным упражнениям (инициативным, ситуативным, дескриптивным, композиционным, игровым), направленным на развитие умений компрессии, интерпретации и оценки услышанного.
Таким образом, аудирование – это уникальный способ работы, особенно на уроке иностранного языка. С его помощью можно повысить навыки разговорной речи, улучшить грамматический уровень, а что самое главное – развить память, пополнить словарный запас и научиться применять его на практике. Кроме этого, любой текст, даже элементарного уровня, будет расширять кругозор ученика, воспитывать в нем желание развиваться и искать новые пути совершенствование иностранного языка, так как аудирование серьезно отличается от привычных нам видов работы и является и средством, и целью обучения иностранному языку.

Рекомендуем посмотреть:

Коммуникативно-деятельностный подход в обучении русскому языку как иностранному Учебно-методическая разработка занятия по РКИ на тему: Отрицательные характеристики человека Адаптация названий иностранных фильмов при переводе Опыт работы учителя английского языка. Технология обучения аудированию
Конспект урока технологии в 1 классе. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями
Опубликовано: 1717 дней назад (6 февраля 2017)
Просмотров: 3368
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Анастасия Сергеевна # 6 февраля 2017 в 20:29 0
Актуальная тема, которую нужно развивать. Удачи вам! Спасибо за материал.
Оксана Александровна # 6 февраля 2017 в 20:33 0
Очень важная проблема, в школе нужно уделять особое внимание аудирование. Спасибо!
Сергей Викторович # 6 февраля 2017 в 20:35 0
Спасибо большое за материал! Давно занимаюсь поиском новых методов обучения аудированию, более эффективных. Могу сказать, что тема интересная и требует новых "мозгов" для её развития. Удачи.