Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Работа с художественными текстами на уроках литературы с детьми с ОВЗ

Приёмы работы по интерпретации художественных текстов на уроках литературы с детьми с ОВЗ «Лингвистический вояж»
Полифункциональная сущность литературы, как любого вида искусства, обуславливает комплексное, многоплановое воздействие литературы на читателя. Уроки литературы называют «уроками жизни», так как слабослышащие познают жизнь во всех её проявлениях и многообразии Уроки литературы, по меткому выражению А.Т.Твардовского, это уроки « нравственного прозрения», на уроках литературы школьники учатся оценивать события, людей и их поступки, осмысливать собственную позицию, вырабатывать свой взгляд на жизнь. Литература обогащает внутренний духовный мир человека, делает его душевно щедрым и красивым. Только урок литературы имеет своей целью приобщение школьника к миру прекрасного, воспитывает эстетический вкус, интересы и эстетические потребности. Уроки литературы можно назвать уроками культуры речи, ибо чтение классических произведений даёт прекрасные образцы правильной, выразительной русской речи, а уроки анализа произведения становятся базой для речевой практики учащихся.
Для того чтобы литературное произведение смогло оказать столь значительное влияние на читателя, оно должно быть этим читателем осмыслено.
Таким образом, целесообразно применение такого методического приёма, как детское иллюстрирование читаемого текста.
В рамках « Лингвистического вояжа» рассмотрим несколько приёмов иллюстрирования в последовательности, соответствующей постепенному усложнению заданий и увеличению доли творческой деятельности учеников.
1.Изображение отдельных предметов и действий для уточнения проверки понимания соответствующих слов и ситуаций. Например, при чтении В.Бианки « Заяц на дереве» предлагается отразить в рисунке, как вода затопила островок. По рассказу И.Соколова-Микитова «Осень в лесу» для уточнений смысла прилагательных красноголовые подосиновики, зеленоватые и розоватые сыроежки, скользкие грузди, рыжики, тонконогие опенки делается зарисовка грибов. Рисунки ученики выполняют в ходе домашней работы в виде схематичных зарисовок.
Подобное иллюстрирование не является самостоятельным методическим приёмом: чаще всего оно используется в процессе уяснения содержания текста, в ходе словарной работы.
2.Рисунки к отдельным фразам – другая разновидность детского иллюстрирования. Затруднение в понимании текстов нередко встречается при чтении лирических стихотворений, в которых из-за недопонимания образных выражений школьники не могут представить конкретную, реальную картину.
Для проверки понимания ученикам предлагается сделать рисунок, отражающий содержание « трудных» строк. Выполнение задания требует не только знания конкретных слов, но и представления воображаемой картины, воссозданной с помощью сравнения. Сопоставление рисунков с прочитанным текстом, их обсуждение и коллективное исправление с помощью учителя помогают школьникам глубже и полнее осмыслить читаемое.
3.Зарисовка ситуаций и картин, описанных писателем, - третий вид детского иллюстрирования. Его цель – осмысление сюжета произведения и выработка умения анализировать текст, выделять в нём наиболее важное и существенное. Данный вид иллюстрирования помогает школьникам при составлении планов.
Сначала им предлагается нарисовать самое интересное или самое главное в читаемом произведении. Такое задание подходит для рассказов И.Соколова-Микитова, Г.Скребицкого, К.Паустовского, в которых ярко и образно описываются различные картины природы, поведение животных, поступки людей. Последовательность выполняемых рисунков помогает определить границы отдельных смысловых частей текста.
Возможен и другой путь: сначала педагог помогает детям разделить текст на части и предлагает к каждой из них нарисовать рисунок. Например, русскую народную сказку « лиса и журавль» коллективно делят на две части и делают рисунки к каждой из них.
Задание усложняется: ученикам даются формулировки заголовков, по ним они должны выделить в тексте части и составить картинный план. Так, по рассказу Е.Чарушина « Как Томка научился плавать» предлагается план, состоящий, например, из четырёх пунктов: первые три соответствуют частям рассказа, а четвёртый заглавия не имеет, так как это продолжение рассказа, которое ученики могут придумать самостоятельно.

1.Ребята и Томка пришли на озеро.
2.Томка боится воды.
3.Томка плывёт.
4. …..
Ориентируясь на заголовки, школьники зачитывают соответствующие отрывки и рисуют к ним иллюстрации. По такому выполненному самостоятельно картинному плану они затем легко пересказывают текст, опора на собственную иллюстрацию вносит в пересказ элемент творчества. Учащиеся освобождаются от некоторой прикованности к тесту, свободнее строят свои высказывания, варьируют их. Сильные ученики могут проявить фантазию, придумать продолжение рассказа ( четвёртый пункт плана), нарисовать к нему картинки и озаглавить его.
Весьма широко при обсуждении произведений используется такой приём, как словесное рисование, содействующий развитию воображения слабослышащих и глухих школьников, помогающий проверить степень осмысления читаемого текста. Для того чтобы выполнить задание по словесному рисованию, ученики должны мысленно представить ту или иную ситуацию, осмыслить её и воссоздать с помощью собственных слов и слов, заимствованных из текста.
Обсуждая воображаемую зарисовку, учитель задаёт детям три вопроса:
1.Что будет нарисовано?
2.Как мы расположим объекты на картине – что на переднем плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено в центре?
3.Какие краски используем для картины?
Первый вопрос ориентирует внимание учеников на содержание рисунка, второй - на его композицию, третий - на изобразительные средства.
В 4-5 классах виды словесного рисования становятся более разнообразными. Это могут быть зарисовки отдельных ситуаций из рассказов. Педагог учит школьников выделять важные для словесного рисования слова, словосочетания, предложения. Опорные выражения, необходимые для выполнения задания, выписываются на доске; ученики активно пользуются ими. Например, к рассказу К.Ушинского
«Осень» предлагается словесно изобразить две картины. На доске записываются слова: опушка леса, золотые, багровые листья, берёзка, отлетные птицы. Глядя на эти слова, ученики создают одну из воображаемых словесных картин: « На лесной опушке растут берёзка и осинка. Берёзка покрыта золотыми листьями. Осинка одета в багровый наряд. Над ними кружат отлетные птицы». Разновидностью такой работы является зарисовка по описаниям природы, например, в стихотворениях «Осень» А.Майкова, «Зима» И.Сурикова, «Нивы сжаты» С.Есенина, «Весна» Ф.Тютчева, «Листопад» И.Бунина и др.
Для того чтобы детям легче было устно выполнить зарисовку картины природы, можно использовать примерную структуру вопросов, направляющих ход мыслей при создании такого описания, например, по стихотворению И.Сурикова « Ярко светит солнце»;
На картинке (что?)….На переднем плане я нарисую (что?)….Над лугом (какое?)….небо и ( какое?)…солнце. Вдали я нарисую ( что?)…Он замер от жары. Для рисунка я выберу ( какие?)…краски:….
Примерный вариант словесного рисования:
Я представляю себе летнюю картину. На переднем плане нарисую луг и много разных цветов. Над лугом голубое небо и ярко-жёлтое солнце. Вдали нарисую лес. Он замер от жары. Для рисунка выберу яркие краски : голубую, жёлтую, зелёную, малиновую, белую, красную.
Аналогичные задания можно давать и по эпическим произведениям, где содержатся картины природы (произведения Г.Скребицкого, К.Паустовского, И.Соколова-Микитова, В.Бианки). Для зарисовок по таким произведениям требуются понимание и осмысление авторских образных выражений, умение видеть за ними реальный образ действительности и синтезировать перечисленные признаки в едином описании пейзажа.
Глубокому анализу текста содействуют лексико-стилистические упражнения. Они способствуют обогащению словарного запаса глухих и слабослышащих учащихся, подготавливают их к пересказу. Кроме того, их выполнение обнаруживает, насколько осмысленно ученики употребляют в речи слова, изученные на этапе первичного анализа произведения. Задания могут формулироваться по-разному.
К.Ушинский « Осень»
Дополни выражения:
Берёзка была (какая?)…. а стала ( какая?)… .
Трава была (какая?)…., а стала ( какая?)… .
Скажи по-другому:
Осыпались листья-… .
По небу плывут тяжёлые серые тучи- … .
Русская народная сказка « Лиса и Журавль»
Скажи словами сказки:
Стала угощать-… .
Угостить нечем - … .
И.Соколов-Микитов « Лето в лесу»
Заполни правую колонку по аналогии:
Осенние дожди Летние дожди
Идут часто Идут (как?)… .
Идут беспрестанно Идут (как?)… .
Холодные дожди (Какие?)… дожди.
Земля сырая Земля (какая?)… .
Русская народная сказка « Ленивая и Радивая»
Составь предложение со словами атласный сарафан, бусы из жемчуга.
Кроме иллюстрирования, бесед и выполнения лексико-стилистических упражнений в ходе анализа могут использоваться и другие приёмы – выборочное чтение, составление плана, пересказ, чтение по ролям.
Все перечисленные формы творческой деятельности содействуют расширению кругозора школьников, вызывают у них живой интерес к литературному чтению, развивают дух товарищества и взаимовыручки, помогают каждому подростку найти свой путь во взрослой самостоятельной жизни.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Сценарий праздника. Фестиваль "Обучение без ограничений". Открытие фестиваля Комплекс упражнений для дошкольников по формированию представлений о цвете, форме и величине Работа дефектолога в специализированном детском саду
Выступление на педсовете. Инклюзивное образование в школе
Опубликовано: 2273 дня назад (3 октября 2018)
Просмотров: 2384
+3
Голосов: 3
Лариса Алексеевна Титова # 7 октября 2018 в 16:30 +1
Елена Анатольевна! Спасибо большое за возможность знакомства с Вашим "Лингвистическим вояжем". Форма работы очень интересная, я, думаю, подойдёт не только детям с ОВЗ.
Елена Викторовна Багрова # 7 октября 2018 в 18:44 +1
Елена Анатольевна, здравствуйте!
Спасибо за приглашение на знакомство с Приёмами работы по интерпретации художественных текстов на уроках литературы с детьми с ОВЗ «Лингвистический вояж».
Статья интересная, полезная для ознакомления и внедрения в практику.
Голос! Успехов!
С уважением!!!
Людмила Леонидовна Галанова # 13 октября 2018 в 16:16 +1
Добрый день, Елена Анатольевна! Внимательно изучила Ваши приёмы работы с текстами для детей с нарушением слуха. Очень ценные методические наработки, видно, что работа ведётся Вами систематически, поход к выбору материала носит творческий характер.
Команда Татьяна Николаевна # 13 октября 2018 в 18:52 +1
Здравствуйте, Елена Анатольевна!
Очень интересная и полезная публикация!
С удовольствием примите голос!
Хуснуллина Дина Зиннатовна # 30 октября 2018 в 07:38 0
Спасибо за ваши советы и за вашу работу с детьми.