Статья для выступления на педсовете "Инклюзивное обучение"
Создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья, адекватного их состоянию и здоровью, введение инклюзивного обучения выделено в один из приоритетов социальной политики государства.
Инклюзивный подход к образованию вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ОВЗ, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.
Интеграция возвращает учащихся с нарушением слуха в систему общего образования, так как до этого этапа дети данной категории обучались только в системе специального (коррекционного) образования. При этом важно отметить ,что, находясь в системе общего образования, учащиеся с депривацией слуха должны в полной мере овладеть программой общеобразовательной школы.
В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с нарушением слуха. Инклюзивное обучение делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы.
Идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной и социальной направленности обучения. Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы -общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.
Обязательным условием развития
инклюзивного образования является создание
безбарьеной среды, включая физическую и психологическую составляющие.
Предполагается специальная работа с использованием ресурсов дополнительного образования по организации взаимодействия здоровых детей и детей с нарушением слуха, направленного на гармонизацию детских взаимоотношений; создание атмосферы эмоционального комфорта и взаимопринятия.
Введение инклюзивной формы обучения рассматривается как высшая форма развития образовательной системы в направлении реализации права человека на получение качественного образования в соответствии с его познавательными возможностями и адекватной его здоровью среде по месту жительства.
Соответственно при инклюзивном обучении ребёнок с депривацией слухового анализатора овладевает индивидуальной образовательной программой, учитывающей его развития и ориентированной, прежде всего, на личностные особенности его развития и социальную адаптацию.
Деятельность общеобразовательного учреждения МАОУ СОШ №5 г. Тамбова направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками.
Необходимость создания «…системы, в которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства» (Л.С. Выготский), обусловила появление модели комплексного психолого-педагогического сопровождения всех участников процесса инклюзивного образования. Одним из обязательных условий реализации образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения и воспитания явилось осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.
Деятельность группы сопровождения направлена в первую очередь на изучение особенностей развития каждого конкретного учащегося, его особых образовательных потребностей, составление индивидуальной образовательной программы, разработку индивидуальной программы сопровождения, которая фиксируется в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения развития учащегося.
Задачи:
• Анализ индивидуальных затруднений детей с нарушением слуха и определение их индивидуального маршрута;
• Содействие повышению уровня профессиональной компетентности педагогов общеобразовательных учреждений;
• Организация консультативной и профилактической работы с участниками воспитательно-образовательного процесса;
• Решение частных содержательных методических, методологических и др. проблем.
Введение инноваций:
- Использование электроакустической звукоусиливающей аппаратуры СУВАГ 2С и СУВАГ СТ10 по верботональному методу
- Аудиовизуальный курс.
- Применение сотруднических технологий ,разработанных для классов слабослышащих детей.
- Пиктографическая ритмика
Решение вышеуказанных задач и работа по указанным направлениям осуществляется командой специалистов, в состав которой входят: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, тьютор, методист, учителя-предметники, классный руководитель.
В течение всего природа обучения группа сопровождения осуществляет работу по выбору адекватных методов и приемов обучения, адаптации учебных программ общеобразовательных учреждений для учащихся с депривацией слуха..
Обучение в условиях образовательной инклюзии позволяет ребёнку с депривацией слуха максимально сохранить своё привычное социальное окружение. Ранняя социализация благотворно сказывается на формировании личности детей с нарушением слуха и их адаптации в реальной жизни. Благодаря инклюзивному обучение дети, посещающие ближайшую массовую школу, могут не разлучаться с семьёй, как это бывает, когда ребёнок учится в специальной (коррекционной) школе – интернате. Родители, таким образом, получают возможность воспитывать своего ребёнка в соответствии с собственными жизненными установками. Все это позволяет детям с депривацией слуха активно включаться в обучающий процесс и чувствовать себя уверенно в любой коммуникативной ситуации среди слышащих.
Литература
1. Актуальные проблемы компетентностного подхода в образовании и реализации ФГОС нового поколения: материалы Всероссийской научно – практической конференции. Тамбов: ТОГОАУ ДПО « Институт повышения квалификации работников образования», 2013.
2. И. М. Гилевич, К. В. Комарова, К. Г. Коровина, Л. И. Тигранова Книга для учителя школы слабослышащих. Краснодар,1998.
3. Н. Д. Шматко Дети с отклонениями в развитии. М.: Аквариум, 1997.
4. Б.В.Коваленко ,О.Н.Симагина. Инклюзивная форма образования: проблемы, поиск ,перспективы..Москва,2010.
Рекомендуем посмотреть:
Организация урока производственного обучения для обучающихся - выпускников образовательных учреждени
Работа с детьми с ОВЗ в массовой школе в рамках инклюзивного образования.
Развитие связной речи у детей с ОВЗ с помощью компьютерных технологий.
Проблемы ребенка с ОВЗ