Статья на педагогическую тематику: «Содержание и направления работы педагога-психолога территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК)»
Автор: Ткачева Т.А., педагог-психолог территориальной психолого-медико-педагогической комиссии , г. Боровичи Новгородской области
Актуальность проблемы. Потребность в работе современных ПМПК на постоянной основе обусловлена существенным преобразованием цели ПМПК.
В настоящее время ПМПК занимаются не отбором детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а подбором (определением) для каждого ребенка с отклонениями в развитии соответствующих образовательных условий, а также определением характера сопутствующей медико-социальной и психолого-педагогической помощи.
Для специалистов ПМПК, в первую очередь, педагога-психолога, важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленной структурой развития сможет реализовать свой потенциал развития, будучи интегрированным в социум.
Для реализации своей профессиональной деятельности психологу ПМПК созданы благоприятные и необходимые условия:
- специально выделено помещение, где проводятся рабочие заседания специалистов ПМПК;
- имеется вся необходимая мебель (персональные столы для каждого специалиста, ученическая парта и стулья для обследования школьников, детский стол со специальными стульями для дошкольников, места для родителей (законных представителей);
- психолог ПМПК обеспечен необходимой оргтехникой (проектор, принтер, нетбук);
- психолог пользуется услугами автотранспорта, как и другие члены ПМПК, для выезда и обслуживания закрепленных территорий (Мошенское, Любытино, Хвойная и Пестово).
Основные направления работы педагога-пихолога в деятельности ПМПК
1. проведение психологического обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью выявления специфики развития ребенка, отражающей ключевые особенности формирования психических структур, потенциальных возможностей, с помощью которых можно компенсировать отклонения в развитии;
2. освидетельствование выпускников образовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья для определения необходимых организационно-технических условий при проведении государственной (итоговой) аттестации;
3. подготовка по результатам обследования (освидетельствования) рекомендаций по оказанию детям психологической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций;
4. оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
5. оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
6. участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
Ключевая роль психолога ПМПК преимущественно заключается в объединении всех специалистов комиссии в единую междисциплинарную команду
При этом
учитываются следующие позиции:
- необходимость обучения на фоне поддерживающего лечения (например, ребенку с гиперактивностью, психическими расстройствами);
- показания для дополнительной консультации узких специалистов с использованием методов клинической диагностики с целью уточнения диагноза.
- необходимость совмещения обучения с решением вопроса о социальной и правовой защиты ребенка.
Диагностические задачи психолога при реализации диагностического направления:
1. Оценка уровня и особенностей развития ребенка, его поведения, критичности, адекватности в ситуации обследования, развития коммуникативной, регуляторной, когнитивной и эмоционально-аффективной сфер в соответствии с возрастом ребенка.
2. Оценка ресурсных возможностей ребенка, в том числе особенностей его работоспособности и темпа деятельности, оценка возможностей социально-эмоциональной адаптации в детском сообществе и образовательном учреждении в целом.
3. Типологизация варианта отклоняющегося развития (постановка психологического диагноза)
4. Прогноз его адаптации в образовательной среде в соответствии с планируемыми рекомендациями по организации специальных образовательных условий, включая и собственные соображения по адекватной состоянию психического развития ребенка образовательной программе.
Собственно
деятельность психолога на ПМПК условно может быть разделена на два больших направления. Первое из них представляет собой оценку поведения, характера деятельности, особенностей коммуникации, в том числе, специфики взаимодействия с взрослыми и другие подобные поведенческие показатели, которые оцениваются психологом на протяжении всего пребывания ребенка на консультации. Это происходит и в те моменты, когда ребенок как бы предоставлен сам себе, и когда с ним работают другие специалисты. Подобного рода диагностика осуществляется непрерывно и очень во многом, исходя из нее, выстраивается диагностическая гипотеза психолога относительно типа отклоняющегося развития, его варианта, а также прогноза адаптации ребенка в образовательной организации. Безусловно, эта оценка (проводимая, прежде всего, методом наблюдения) соотносится не только с его возрастом, но и с этнической принадлежностью, социокультурным уровнем семьи, другими социальными условиями в которых ребенок живет или недавно находился (например, когда он только что попал в приемную семью и т.п.). Эти важные данные выявляются в процессе анализа истории развития (анамнеза).
Безусловно, такой анализ должен проходить и с учетом всего комплекса анамнестических данных. Таким образом, построенное наблюдение позитивно влияет на эффективность консультирования и рекомендации ПМПК в целом, в том числе, на определения необходимых специальных образовательных условий.
Другое направление деятельности психолога в составе команды ПМПК достаточно традиционно и представляет собой собственно психологическое обследование, то есть выявление специфики развития когнитивной, регулятивной и аффективно-эмоциональной сфер. На первый план выносятся когнитивные показатели развития: восприятия, памяти, продуктивного внимания, всех сторон мыслительной деятельности, мышления и речи, уровень пространственно-временных представлений.
В процессе психологической диагностики психолог в обязательном порядке учитывает то, что он уже увидел и оценил при обследовании ребенка другими специалистами, тем самым сведя к минимуму ресурсные затраты ребенка, время обследования на дублирование однотипных заданий. В данном случае психолог придерживается принципа междисциплинарной деятельности специалистов ПМПК.
Для решения наиболее сложной диагностической задачи – дифференциальной диагностики состояния ребенка (постановке психологического диагноза и определения образовательного маршрута)
обязательно вводится принцип учета трех критериев:
- адекватности поведения как в целом, так и в процессе обследования;
- критичности по отношению к результатам собственной деятельности, поведения;
- обучаемости как основного для задач образования, усвоения программы обучения.
Психологу ПМПК следует применять стандартизированные классические методики исследования, где бы учитывались количественные и качественные показатели психического развития. Таким примером может служить методика Д. Векслера «исследование интеллекта», которая применяется в работе с детьми школьного возраста (от 7-и до 16 лет). Опыт применения данной методики свидетельствует о том, что полученные результаты в 85 % случаев коррелируют с результатами клинической диагностики и являются информативными для других специалистов ПМПК (дефектолога, логопеда). В практике психолога используются вербальные субтесты в количественном и качественном выражении, невербальные субтесты используются выборочно (время ограничено в рамках процедуры ПМПК) используются, как правило, для качественного анализа. Общий анализ проводится с учетом всех данных, преимущество отдается качественному анализу.
Диагностический набор психолога составлен с учетом применения для разных возрастов: от 0 до 3 лет (Д/ящик Стребелевой), от 3 до 7 лет (методический кейс «лилия»), от 7 до 15 лет (методика Д. Векслера, рисуночные тесты «дом-дерево-человек», «нарисуй человека»), от 15 до 18 лет (методика Шульте, шкала Векслера для исследования памяти, методика пиктограмм для исследования мышления, рисуночные тесты, а также тесты для исследования тревоги стресса).
Особую трудность для психологического обследования представляют дети с тяжелыми двигательными нарушениями (выраженные поражении рук и грубая недостаточность зрительно-моторных координаций), с нарушением зрения и определенные категории детей с нарушениями слуха и тяжелыми, множественными нарушениями. Дети с расстройствами аутистического спектра (естественно, в зависимости от степени тяжести поведенческих и когнитивных нарушений), порой, вообще не нуждаются в специальных диагностических материалах, а лучше «работают» на бытовых предметах и предметах, входящих в сферу их сверхценных патологических интересов. В случае появления на ПМПК такого ребенка основной задачей становится выявление уровня его развития, что приоритетно для обследования дефектолога или логопеда, а основной задачей психолога становится оценка особенностей социальной и эмоциональной адаптации (или степени дезадаптации) и прогноза риска поведенческих нарушений.
При представлении на ПМПК ребенка (подростка) с признаками девиантного поведения чаще используются проективные методики с целью выявления причин девиаций: «рисуночные тесты», «незаконченное предложение», шкала Бека для исследования депрессии, «HADS» для исследования тревоги и стресса, краткий вариант MMPI.
Все эти особенности деятельности ребенка и его поведения отмечаются психологом в собственном протоколе, а затем служат основанием для записи анализа результатов в общем протоколе ПМПК.
Не менее важной задачей психолога ПМПК является участие в коллегиальном обсуждении и выработке решения по организации системы специального обучения ребенка.
По результатам психологического обследования выносится психологический диагноз в соответствии с принятой типологией и принимается решение о том, насколько образовательная программа, форма обучения соответствуют возможностям и интеллектуальным особенностям ребенка.
Правильно поставленный психологический диагноз – отправная точка для выработки стратегии и тактики в дальнейшей коррекционно-развивающей работе.
Психологический диагноз, который определяется в соответствии с нозологическими врачебными диагнозами (в том числе, о состоянии слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, соматическим состоянием ребенка), логопедическим заключением, результатами педагогического тестирования дефектологом.
Роль психолога в коллегиальном обсуждении чрезвычайно важна. В случаях расхождения мнения психолога с заключением дефектолога и/или логопеда по результатам исследования (например, психические процессы потенциально сохранны, находятся в зоне задержанного типа или пограничной зоне, а учебные умения и навыки слабо сформированы) принимается общее решение в пользу ребенка, дается диагностическая цель от 6-ти до одного года с повторным представлением ребенка на ПМПК.
Только в такой ситуации общей согласованности можно минимизировать возможные диагностические ошибки, наиболее адекватно возможностям ребенка определить образовательную программу, условия ее реализации, организационные формы, определить индивидуализированный пакет специальных образовательных условий.
По результатам диагностики психологом ПМПК разрабатываются и предлагаются родителям (законным представителям) рекомендации по подбору адекватных для данного ребенка образовательных условий, характера психологической помощи в соответствии с актуальным уровнем развития. Рекомендации чаще всего проговариваются психологом на доступном для родителя (законного представителя) языке.
2. Консультативная деятельность.
Консультации психолога проводятся для:
а) детей и подростков (непосредственная коррекционная работа и оказание помощи в «трудных» жизненных ситуациях);
б) родителей (вопросы воспитания и обучения детей, информация по существу проблем ребенка, рекомендации и обучающие занятия;
в) педагогов и специалистов образовательных учреждений (психолого-педагогическая методическая помощь и поддержка в работе с детьми с отклонениями в развитии).
Консультирование рассматривается, прежде всего, как коммуникативный процесс, в рамках которого клиент получает необходимую психологическую информацию с целью овладения стратегией и тактикой выстраивания детско-родительских отношений, понимания конкретных проблем ребенка и способов для их преодоления. Использование психологических приемов и техник позволяет говорить как о конфиденциально-личностной деятельности, ориентированной на конкретную семью или ребенка, что и отличает процесс консультирования от просветительской и психопрофилактической деятельности.
Запрос педагогов на консультацию к психологу часто касается проблем успеваемости ученика и поведенческих проблем. За последнее время чаще всего педагогов волнует неадекватное поведение, социальная дезадаптация в виде проявления агрессивности, конфликтами с учителем и сверстниками. В основе такого поведения – несформированность произвольной регуляции, слабость нейродинамического и эмоционально-волевого компонента, обусловленного как внешними социальными условиями, так и внутренней дефицитарностью подкорковых образований. Эффективной зарекомендовала себя групповая работа с педагогами после изучения психологом личностных особенностей представленных детей.
3. Просветительская деятельность.
С целью повышения психолого-педагогической культуры населения и изменения отношения общества к детям с отклонениями в развитии психолог ПМПК проводит лекций, беседы по вопросам воспитания и обучения данной категории детей, выступления на родительских собраниях и в СМИ, помещает статьи на специальном сайте Центра. Выступления на родительских собраниях, педагогических советах чаще всего проводится по запросу педагогического коллектива, администрации образовательной организации. В последние годы запросов на проведение такого рода мероприятий в городской местности стало меньше. Педагоги и администрация объясняет этот факт наличием интернет ресурса.
4. Супервизорство как одно из направлений деятельности психолога ПМПК.
Данное направление осуществляется в рамках мониторинга развития детей, имеющих рекомендации ПМПК, через психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации. В течение 10 лет в Боровичской (ныне территориальной) ПМПК сложилась практика по сопровождению детей и подростков через тесное взаимодействие с ПМК - консилиумами ОО. Последние два раза в год представляют в ПМПК сведения о динамике развития конкретного ребенка. Для этого специалисты ПМПК (ведущая роль принадлежала психологу ПМПК) разработали критерии динамики развития ребенка, фиксирующие уровень развития познавательных процессов, личностных особенностей, мотивации, своеобразный «портрет ребенка», его когнитивный «профиль». По каждому критерию имеются показатели динамики развития детей: положительная, отрицательная, волнообразная, недостаточная. При наличии отрицательной или недостаточной динамики развития после проведенных коррекционных мероприятий, ПМП – консилиум оформляет коллегиальное заключение на ребенка, и рекомендует родителям (законным представителям) повторно обратиться в ПМПК.
Мониторинг развития детей специалистами ПМПК и ПМП – консилиумами позволяет более целенаправленно и эффективно выстраивать коррекционную работу с детьми, имеющих статус ОВЗ, а также исключить риск профессиональной ошибки в части постановки психологического диагноза и выбора образовательного маршрута.
Анализ получаемых сведений о динамике развития ребенка помогает своевременно корректировать образовательный маршрут и создавать адекватные условия для его адаптации в образовательном пространстве.
Рекомендуем посмотреть:
Медитативное упражнение для педагогов
Психологический опросник для социальной адаптации детей к тому или иному предмету
Медитация. Рекомендации для педагога-психолога
Проект кабинета педагога-психолога в детском саду
Похожие статьи:
Тренинг по работе взаимодействия с родителями
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе