Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия в изостудии для младших школьников с презентацией. Глиняная игрушка

Конспект занятия изостудии для учащихся 8-10 лет на тему «Глиняная игрушка"
Автор: Башкирцева Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ с.Ракитное»
Тема: «Народная глиняная игрушка. Работа с глиной»
Цель: научить работать с природной глиной.
Задачи:
Обучающие:
-знакомство с видами глиняной игрушки, с их отличительной особенностью в строении и формах, лепных деталях;
- знакомство с новыми терминами «природная глина», «декоративная», «расплющить»
Развивающие :
- развивать моторику пальцев; умение планировать и сравнивать результат;
Воспитывающие:
- воспитывать аккуратность и трудолюбие; интерес к народному творчеству.
Формы организации работы: коллективная, индивидуальная;
Методы обучения: словесный (объяснение, показ), наглядный (готовые работы, схемы); работа под руководством педагога.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке:
-нормирование времени при работе;
-проведение физкультминутки.
Материалы и инструменты.
Для учащихся:
1. Досочка для лепки
2. Стека
3. Глина
4. Чашка с водой
5. Ветошь
6. Технологическая карта (схема, этапы лепки)
Для педагога:
1. Досочка для лепки
2. Стека
3. Глина
4. Чашка с водой
5. Ветошь
6. Презентация.
Мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Литература:
1. О. Рейли С.» Лепка» СПб.., 1997г.
2. Святелик З.И. «Учим детей лепить» Альбом. Киев, 1989г.
3. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем» Москва, 2001г
4. Интернет источники.

План занятия.
1. Организационный момент, загадка.Проверка готовности к уроку- 2 мин;
2.Сообщение темы и содержание урока -1 мин;
3.Объяснение нового материала. Презентация – 15 мин;
4. Практическая работа мастер класс – 25мин
5. Рефлексия.
6. Анализ детских работ.
Ход занятия
1. Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Наш урок сегодня связан с яркими и красочными изделиями. А вот какими, отгадайте загадку!
- Все игрушки не простые, а волшебно – расписные:
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски,-
Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор.
2. Сообщение новой темы.
Педагог -Посмотрите внимательно на эти игрушки, они вам знакомы? Кто знает, из какого материала они сделаны?

Презентация. На экране русские народные игрушки дымково,филимоновские, каргопольские.
- Правильно, это – русская народная игрушка, которая изготовлена не из полимерной глины, а именно из природной! А почему эта глина так называется? (Ответы детей)
- Потому что эту глину создает сама природа. Тема нашего урока:лепка из природной глины.
- Обратите внимание какая бывает глина.

(На экране различные виды глины)
-Ребята,вы знакомы с этим природным материалом? О чем хотелось бы узнать еще?
Учащиеся.- Где в своем быту человек использует глину, как ее подготовить к лепке. Почему игрушки такие разные по форме, почему расписаны по-разному, почему украшены разными элементами.(вопросы детей)
Педагог- На сегодняшнем занятии на все ваши вопросы мы найдем ответ.

3.Объяснение нового материала.
Использование глины. Комментарии педагога.
(На экране слайды -область применения глины в быту)

- Но как же подготовить глину для лепки? ( ответы детей)

(Слайды с обработкой и подготовкой глины к работе)
Педагог - Я вам раскрою несколько секретов. Добытую глину нужно обязательно залить водой до самого верха емкости для « созревания» и очищения от различного мусора и песка. Для этого деревянной палочкой глину нужно помешивать от краев к середине. Затем вода с мусором сливается, а осевшую глину нужно перелить в другую емкость, оставив на дне песок и мелкие камушки. Осталось глину подсушить. Расстилаем ее тонким слоем на ткань, влага из глины уйдет примерно через сутки.
Трудно поверить, но прямо на глазах, то, что было землей обретает жизнь! Кусочек влажной глины в добрых руках становится райской птицей или красавицей барыней или забавной детской свистулькой.
Педагог.- Немного поговорим о наиболее ярких видах глиняной игрушки.

Учащийся ( читает на слайде в презентации) - Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая, без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей. Я тебя полюбил в раннем детстве - Мастерицею бабка была. Ты ко мне перешла по наследству. От красивых людей из села. Для тебя не страшны расстоянья. Ты - от предков далеких времен. Эти глиняные изваянья - Колокольной Руси перезвон. ( Н.Денисов)

(на экране слайды с расписной филимоновской игрушкой)
Педагог - ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА - старейший народный русский художественный промысел, сформировавшийся в Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново. Впервые упоминается в древних летописях XVI века.
-Роспись филимоновской игрушки велась пером, в ней мы замечаем грубоватость и изящество. Изображения людей - монолитные, скупые на детали - близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Выделяются филимоновские солдаты высокие, с погонами, в широких штанах вместе с модными туфлями, вид у них лихой и чудоковатый…
(Слайды с фотографиями дымковской игрушки)
- Дымковская игрушка это праздник!
Учащийся. -Яркие, веселые, радостные дымковские фигурки вводят нас в мир сказки, красоты и добра. Эта сказочная игрушка, притягивает к себе своими яркими цветами и просто завораживает.
Педагог.- Обратим внимание, как мастера декорировали игрушку при лепке. Кто знает, что означает слово- декорировать?
-Правильно, украшать. Какими элементами украшена дымковская игрушка: плечи покрывает пелерина, платья или жакет дополняют воротником, оборками, пышными рукавами, в руках сумочка или собачка.
(На экране каргопольские игрушки: мужики, Полкан,солдат)
- В деревнях, которые находились на территории Каргопольского уезда (сегодня это Каргопольский район Архангельской области), с древних времен занимались созданием гончарных предметов обихода- кувшинами и посудой. Это дело было сезонным – когда заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне могли позволить себе заняться лепкой горшков. Из глиняных отходов создавали разные поделки. Так появилась знаменитая каргопольская игрушка. Первоначально к этому ремеслу никто не относился серьезно. Для раскрашивания изделия использовали подручные материалы. В основном эта была печная сажа и известь.
Самая древняя каргопольская игрушка – это баба, по внешнему виду фигурка напоминает бабу-идола, сделанную из камня, с невозмутимым плоским лицом. Историки считают, что она олицетворяет Великую Матерь. Позже она перевоплотилась в символ Матери-Земли, основной богини Природы. А со временем стала всего лишь детской забавой и аксессуаром быта крестьянина. Для этой игрушки характерны плоские лица и бороды у мужиков.
- Ребята, а у вас есть предположения, для чего мастерицы изготавливали глиняные игрушки? (Ответы детей)
- А еще таким игрушкам была присуща магическая роль, они служили оберегом. Например, свистулька излечивала от лихорадки. В древности считалось, что своим свистом она приманивает хворь. Также можно было вызвать дождь или призвать добрых духов. Позже даже стал проводиться праздник , который назывался Свистунья. Дети с удовольствием покупали свистульки и весело насвистывали, помогая раскрыться и проснуться природе. Игрушкой – погремушкой отгоняли от младенца злых духов.
(На экране различные виды свистулек)

Физкульминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Мы ладошки сложили вместе,
Словно их слепили тестом.
Начинаем опускать.
Только, чур, не разжимать.

Пальчиковая гимнастика:
- сжимать и разжимать кулачки (цветочек проснулся и открылся, заснул - закрылся);
- «прогулка» пальцев (пальчики «гуляют» по столу);
- выполнять произвольные движения пальцами в воздухе;
- изображать «Фонарики» кистями рук;
- хлопанье в ладоши тихо и громко; в разном темпе;
- барабанить пальцами обеих рук по столу.

- Сегодня мы с вами вылепим игрушку, похожую на свистульку. Рассмотрим этапы лепки игрушки- уточка.Перед вами технологические карты, с этапами лепки.
(На экране слайды с поэтапной лепкой уточки)
Комментарии преподавателя.
-Каковы правила безопасности при работе с глиной? Вспомним о том, что добыта она из земли! (Ответы детей)
При лепке из глины :
-лицо не трогаем, глаза не трем, в рот глину не берем;
-помним о том, что после работы необходимо убрать рабочее место (собрать остатки глины, инструменты, вытереть подкладку) и вымыть руки.
-вспоминаем, как мы лепим из глины: кроме наших пальцев помогают нам в работе стеки, пластмассовые ножи, острые палочки, тяжелая скалка.
- второе правило техники безопасности: с инструментами обращаемся осторожно, ими нельзя размахивать, чтобы не задеть себя и товарищей.
- Что мы делаем с работами, после того, как их слепили? (сушим)

4. Практическая работа.
- Итак, приступим к лепке. Сначала обсудим , в какой последовательности будем выполнять игрушку (туловище, голова, клюв, хвостик, крылья)
Внимательно смотрите и слушайте. Обращаю ваше внимание, что хвост выполнен приемом – расплющивание. Как это сделать я покажу и объясню.
Старайтесь работать аккуратно и терпеливо.

Мастер-класс с комментариями.
Делим глину на два куска, один больше, второй-поменьше. Из 1 куска мы слепим туловище:
1. катаем шар;
2. формируем цилиндр(туловище);
3. от середины куска начинаем вытягивать шею, формируем голову;
4. щипками вытягиваем клюв, слегка смачиваем палец в воде, затираем трещины;
5. с обратной стороны формируем хвостик,расплющиваем глину "веером", делаем хвост волнистым;
Начинаем работать со 2-м куском глины:
1. делим его на 2 равные части;
2. из каждой части куска лепим крылья в форме усеченного конуса;
3. раскатываем скалкой;
4. получившуюся деталь в форме капли слегка изогнем- это крыло;
5. смочив туловище с боку примазываем сначала одно крыло, затем другое.
Педагог -Необходимо следить, чтобы не было избытка воды, работаем аккуратно, смачивая один-два пальчика. Избыток влаги приведет к растрескиванию глины при сушке.
- Пока вы приводите в порядок рабочее место, я расскажу вам историю, может это сказка, а может и быль, только много в ней правды. В стародавние времена в одной из деревень жил –был человек, игрушечных дел мастер. Нет, не лепил он игрушку, не делал поделку из глины, а не больше, не меньше, как сотворял Божью правду. А что такое Божья правда? Конечно, это любовь. И передавал свое мастерство своему сыну. Игрушки мастера несли людям любовь, постоянно напоминали о ней. В любви ведь нет ни печали, ни скуки, ни душевной опустошенности! Игрушка его была проста, ни лукава, ни злоблива, доверчива и открыта, и была, ну сущим ребенком. И были люди, которые очень завидовали его мастерству. Одна соседская девочка Марфутка сказала сыну мастера, что отец не передает сыну главную тайну мастерства.
Однажды мальчик, считая, что отец скрывает от него какое-то заклинательное слово, прямо спрашивает об этом отца и получает подобающий ответ: «Лепи весело, когда расписываешь в небе душой пари, подкрашивай сердцем и чтоб при этом душа пела, продавай не скупись!» и чуть ниже добавляет: «– Я тебя Алёшка в душу свою смотреть учу. В какую ямочку, какую краску капнуть душа должна сказать, а не рука. И никто… никто тебе Алексей в этом деле не подсказчик, ни дед, ни я, ни кто другой, хоть весь амулетами обвешайся. И весь наш секрет состоит в том, что в душу свою умеем заглядывать. Расписываем игрушку только так, как душа просит, вот и получаются игрушки на загляденье.
Педагог. – На следующем занятии, ребята, мы будем расписывать нашу игрушку-уточку. Главный секрет вы уже знаете.
5.Рефлексия.
– Ну, что ж, наше занятие подходит к концу, но я хотела бы узнать достигли ли вы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока?
- Из чего делают игрушки, как подготовить природную глину?
- Какие приемы лепки использовали при лепке нашей уточки?
- О каких игрушках мы говорили сегодня? (ответы детей)
- Какая игрушка больше привлекла и чем?
- Каким узором украшают мастера игрушку? (геометрическим)
Как называется праздник, который проходит в Дымкове на берегу реки? Почему? (Свистунья)
– Ребята, поделитесь впечатлениями о работе, оцените игрушки, выполненные другими ребятами.
Ответы учеников.
– Действительно, замечательные игрушки вы смастерили. Я думаю работу каждого можно оценить высшей оценкой.
– Ребята, как вы думаете, зачем нам эти игрушки, как мы можем их использовать?
(Подарить младшим сестренкам и братишкам)
Презентация на тему: Народная глиняная игрушка. Работа с глиной

Рекомендуем посмотреть:

Самоанализ занятия в дополнительном образовании. Уличный танец Хип-хоп Конспект занятия по танцам. Элементы цыганского танца Занятие в дополнительном образовании. Конспект с презентацией. Красота глазами науки История Крыма в истории нашей страны. Презентация
Опубликовано: 2051 день назад (14 сентября 2018)
Просмотров: 1940
+3
Голосов: 3
Юлия Владимировна Зенова # 14 сентября 2018 в 11:48 +1
Очень интересно и познавательно.Спасибо.
Татьяна Владимировна Ермакпаева # 14 сентября 2018 в 16:20 +1
Ознакомилась с конспектом занятия изостудии для учащихся 8-10 лет «Глиняная игрушка". Очень понравился.Занятие получиться насыщенное, познавательное. Но мне кажется, что физминутка "Ветер дует нам в лицо.." как-то не подходит к данной теме. Причём тут ветер? Я бы заменила данную физминутку на другую, связанную с темой занятия. Например "Привезли мы глину с дальнего бугра...". Спасибо.
Наталья Владимировна Башкирцева # 15 сентября 2018 в 12:35 0
Спасибо за замечание, не продумала.
Ермакова Наталья Александровна # 17 сентября 2018 в 11:38 0
Добрый день, Наталья Владимировна! Поздравляю с первой публикацией на сайте! Занятие ваше мне понравилось и конечно же презентация! Желаю вам новых творческих успехов и идей, с большим удовольствием голосую!