Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Киришское кружево

Киришское кружево как элемент костюма
В городе Кириши Ленинградской области, как и много лет назад плетут кружева. Этому ремеслу в районе насчитывают около 200 лет. Киришское или, как его раньше называли захожское, кружево всегда использовалось в одежде, то есть изначально имело практическую значимость. И если сначала это были косынки и платки, оборки, воротники, шали, то естественно кружевные элементы изменялись в ногу со временем, с переменой моды.
Сегодня в городе Кириши работает творческий коллектив студия костюма «Коло», которая существует более 18 лет. Много лет студия сотрудничает с мастерской «Кружевоплетение» МАУДО «Киришский Дворец творчества имени Л.Н. Маклаковой». Воспитанники студии под руководством педагогов Ершовой Т.А., Луговской Е.Ю., Воробьевой П.В., Павловой М.В., Узиковой А.А. работают над коллекциями различной тематики - этнической, исторической, фантазийной, в том числе и с использованием киришского кружева в костюме. Поддержка и развитие киришского кружева, в том числе и через создание костюма, особенно актуальна для Киришского района, являющегося одним из центров кружевоплетения России.

Обращение к этническим мотивам и историческим сюжетам часто является ведущей темой для коллектива. Но на данное время она особенно актуальна, так как на межэтническое взаимодействие государство обращает особое внимание. Проводятся множество конкурсов по этой теме, во многих крупных международных и всероссийских программах выделяются специальные номинации - этнический костюм, этнические мотивы в современном костюме, экзо мода - одежда, апеллирующая к этническим мотивам за счет использования традиционных материалов и техник, а также - костюмы, переосмысливающие этнические мотивы и создающие на их основе нечто новое, сочетающие в себе несколько «этно цитат». Работа в этом направлении крайне важна для гражданского воспитания современной молодежи - воспитания любви и уважения к своей малой Родине, к ее истории и культуре, призвана пропагандировать интерес и уважение к различным национальным культурам, направлена на создание условий для межнационального культурного обмена. Коллекции, где используется дизайн костюмов с элементами коклюшечного кружева, трудоемки. Нередко коллекция создается несколько лет, поэтому за годы работы студии выполнено не так много кружевных коллекций.
Одна из таких коллекция «Музыкальная шкатулка» имеет и другое название «Барышни», она состоит из пяти костюмов для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кружевные перчатки, шляпки, зонтики и кокетки платьев этой коллекции намекают на ушедшую эпоху «дам и кавалеров», а достаточно простой крой платьев позволяет использовать их в повседневной жизни в торжественных случаях.
А, например, костюмы из коллекции «Царевны-королевны», создавались достаточно долго, так как в них много коклюшечного кружева - это большие воротники, кружевные кокошники и средневековые головные уборы, корсеты, перчатки, веера и другие кружевные детали, например, накладки на обувь. Вся коллекция состоит из 13 костюмов.
Коллекция «Вспоминая Ботичелли» - это коллекция современных платьев для торжественных случаев с кружевными корсетами. Еще одна коллекция называется «Игра по белому». Эта коллекция для небольших сценических площадок. Её костюмы лучше разглядывать вблизи, чтобы отдать должное белым кружевным деталям на белых полупрозрачных одеждах. Коллекция включает в себя мужской костюм, дополненный кружевными деталями.
В коллекции «Кружевное солнышко» совмещено две техники - киришское коклюшечное кружевоплетение и роспись в технике холодный батик. Это современные платья из атласа с кружевными вставками, в некоторых случаях, из металлизированных нитей и ручной росписью в цветочном стиле. Все костюмы выдержаны в оттенках жёлтого цвета.
В коллекции «Дыша духами и туманами» основным акцентом стали кружевные ажурные шляпы, которые поддержаны корсетами и кружевными вставками на юбках «в пол». Специально для этой коллекции были разработаны выкройки, авторские сколки женских шляп различного фасона. В коллекцию входит строгий мужской костюм с кружевными вставками.

Одна из недавних коллекций «Триптих о Ренессансе». Дизайнер Лемехова Юлиана. Костюмы навеяны восхищением перед картинами эпохи Возрождения - «Дама с горностаем» - Леонардо да Винчи, «Дама с единорогом» - Рафаэля Санти, «Дама с соколом». Для изготовления костюмов использованы современные материалы, такие как гипюр, бархат-стрейч, пластиковый «китовый ус». В коллекции широко использовано киришское коклюшечное кружево. Платье струится от кружевного топа, в брюки вшиты кружевные элементы, комбинезон помимо маленьких кружевных деталей имеет лиф из кружева. Асимметричные украшения, выполненные из кружева, дополняют сложившийся образ. По задумке автора костюмы коллекции это костюмы трансформеры, которые объединяют прошлое и настоящее. Для коллекции выполнены авторские игрушки - Сокол, Горностай, Единорог. Одним из направлений работы студии являются моно-костюмы. Например, зрелищный ансамбль «Кружевной Ангел». Костюм имеет стилизованные крылья, заполненные кружевными кругами, которые отлично работают «на просвет». Его дополняют кружевная корона, прозрачные душегрея и кокетка, оборки. Или популярное в последнее время платье школьной формы, для которого выполнен кружевной воротник, манжеты и ажурный фартук.
Коллекция «Клетчатое настроение» выполнена в стиле ретро, состоит из семи костюмов, в том числе взрослого и детского, также сшит ансамбль и для куклы. Костюмы дополнены киришским кружевом – воротниками, кружевными накладками на карманы, прозрачными вставками в платья. Специально для коллекции выполнены кружевные зонты разного размера и формы, обувь и другие аксессуары.
В строгих современных костюмах «Кружева плету…» кружевные элементы использованы очень лаконично. Это палантины, ожерелья, крупные серьги, пояса, дамская сумочка, прозрачное платье – чехол, окантовка низа платья широкой кружевной полосой, воротники и жилет - трансформер. Облегающие черные платья оттеняют белое, серое, кремовое кружево. Несмотря на то, что коллектив в большей степени работает над костюмами для театрализованных постановок, больше половины выполненных кружевных коллекций это носибельные вещи. В основном для торжественных случаев и праздников, например, в костюмах, с кружевными элементами выполненных в студии выходили замуж, отмечали выпускной, ведущие одевали для проведения мероприятий, устраивали фотосессии в детских садах для выпускного альбома и т.д. И, конечно, коллектив многократно демонстрировал их на конкурсах, фестивалях, праздничных мероприятиях различного уровня.




Кружевные коллекции студии костюма "Коло"


Можно смело сказать, что костюм, в котором используется такой сложный ручной труд как кружево, эксклюзивен, часто неповторим и востребован. Но в то же время никогда не встанет «на поток», не сможет быть растиражирован в производственном масштабе. И это одновременно и радость редкого ремесла, и беда, так как в любой момент киришское кружевное искусство может исчезнуть.
Технология плетения образцов коклюшечного кружева.
I. Подбор материал и оборудования
1. Величина, плотность, оформление валика
2. Выбор ниток по образцу.
3. Дополнительные материалы:
- крючок № 1-5 (подбор)
- булавки
- коклюшки (кол-во пар).
Сцепная техника плетения кружева требует от 6 до 12 пар коклюшек.
II. Плетение на коклюшках
1. Правильная намотка ниток.
2. Выбор «ткани» - 1 или 2 пары.
3. Цветовая гамма.
4. Распределение полотнянок, сеток, плетешков, насновок, отвивных петель, полотнянок с перевивом крайних пар.
III. Порядок плетения на валике
1.Начало плетения по сколку с учетом завершения работы.
2. Плетение по рисунку выбранной технике плетения.
3. Сцепление крючком.
4. Плетение решеток от последней пары.
Выполнение зашивок.
IV. Завершение работы
1. Срезать все вспомогательные нитки с изделия.
2. Исправить имеющие неточности:
- обрывы
- сцепления
- пропуски.
3. снять булавки с изделия.
4. снять сколок с валика.
5. влажно-тепловая обработка.
Сцепная техника плетения.
Сцепное кружево - способ плетения небольшим числом коклюшек, при котором основной узор и фон кружева выполняется раздельно. Для выполнения киришского кружева необходимо от шести до восьми пар коклюшек. Количество пар зависит от полотнянки, которой будет выполняться изделие и номера нитей. Плетение сцепного кружева основано на сцеплении с помощью вязального крючка петелек, образованных при оплете булавки по краям полотнянки. Соединение полотнянок в вилюшку и рядом расположенных плетешков и насновок, называется «сцепкой». Формы основного узора образуются изгибающейся тесьмой, выполненной полотняным плетением, сеткой и фактурно разработанными полотнянками. Сцепной техникой плетения выполняются штучные изделия и мерное кружево во всех кружевных промыслах России.
Последовательность выполнения сцепки.
В процессе плетения по краям полотнянки оплетается булавка, для того чтобы соединить рядом проходящую полотнянку, плетешок или насновку нужно выполнить сцепку:
1 действие – вытащить булавку в том месте, где нужно сделать сцепку.
2 действие – в образовавшуюся петельку ввести крючок, подцепить им нитку, идущую от правой коклюшки ходовой пары и вытащить.
3 действие – в петельку, которая образовалась, продеть вторую коклюшку от ходовой пары и подтянуть. Для удобства плетения изделий в сцепной техники плетения валик поворачивают. Изучение приемов плетения кружева сцепной техники плетения начинается с вилюшки.



Рекомендуем посмотреть:

Опыт работы педагога дополнительного образования. Применение цифровых технологий Конспект открытого занятия (кукольный театр). Тема: «Генеральная репетиция» Технологическая карта урока ИЗО, 4 класс «Отрисовка эскиза сколка традиционной Киришской салфетки» Из опыта работы педагога дополнительного образования. Коллективные работы - особый вид творческой де
Использование метода проектов в дополнительном образовании детей
Опубликовано: 1098 дней назад (23 сентября 2018)
Просмотров: 2052
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Людмила Александровна Воробьева # 23 сентября 2018 в 14:07 +2
Здравствуй,Полина!
С удовольствием прочитала о вашей студии и киришском кружеве.
Оксана Александровна Сергеева # 23 сентября 2018 в 14:09 +2
Здравствуй. Сама занимаюсь кружевоплетением. Хорошая статья.
Борис Александрович Топчий # 23 сентября 2018 в 14:15 +1
Дорогая Полина, ты занимаешься хорошим и достойным делом! Наше учреждение в твоем лице обрело замечательного и талантливого педагога и организатора! Спасибо за это. Киришское кружевоплетение ты и твои коллеги вывели на новый уровень! Информация интересно подана, можно подробнее описать коллекции.
Анна Вячеславовна Калашникова # 23 сентября 2018 в 14:27 +1
Приветствую. Отличная статья.