Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование метода проектов в дополнительном образовании детей

Статья: "Использование метода проектов как средства развития познавательной деятельности обучающихся старшего школьного возраста дополнительного образования детей"
На сегодняшний день существующее высоко-информационное общество предъявляет к человеку такие требования как высокая квалификация, нацеленность на постоянное самообразование и саморазвитие, высокий уровень профессиональной подготовки. Все эти приоритеты направлены на успешность личности в современном мире. Конечно, большинство качеств формируются в школьные годы, а значит, напрямую связаны с образовательными методиками.
Современной концепцией образования предполагается, что учащимся предоставлен широкий спектр возможностей обучаться в соответствии со своим желанием, получать наиболее качественные обязательные знания, умения, навыки и углубленные в той сфере интересов, которая ему близка. Сегодня совершенно ясно, что образовываясь в дополнительных к обязательным предметах, обучающийся значительно повышает не только свое интеллектуальное развитие, но и развивает качества личности необходимые для успешности в дальнейшем.
Возможность расширить сферу интересов ребенка предоставляет широко распространенное в нашей стране дополнительное образование. Такие образовательные услуги предоставляют и школы и учреждения дополнительного образования. По закону ребенок в начальной школе обязан в неделю получать не менее 5 часов дополнительных занятий. И если учащиеся младшего и среднего школьного возраста часто посещают дополнительные кружки по настоянию родителей, то старшеклассники сами распределяют свое время для обязательных школьных уроков, факультативов и дополнительных занятий.
Все это конечно справедливо для большинства учащихся, ведь всегда есть категория детей с асоциальным поведением. Этих учащихся, несомненно, пытаются перевоспитать с помощью школьного социума. Эта проблема существовала всегда, и уйти от нее пока не удалось. Поэтому как альтернативу детей активно занимающихся в дополнительных областях характеризуют как особо одаренных. Для таких воспитанников на сегодня предлагается много дополнительных образовательных общеразвивающих программ и достаточно много поощрительных моментов.
Привлечение старшеклассников к дополнительному образованию, удержание их интереса к такой деятельности, возникновение потребности в этом обучении и как следствие повышение эффективности и качества образования – задача педагога. Один из популярных сейчас методов решения этой задачи метод проектной деятельности. Рассматривая и выделяя особенности работы по методу проектов для дополнительного образования детей видим, что, несмотря на его давнее существование, на сегодняшний день его концепция более охарактеризована исследователями и предложена для образовательной сферы на государственном уровне, ориентирована на самостоятельный опыт деятельности учащихся, развитие личной ответственности, формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков.

Метод проектной деятельности направлен на педагогически организованную самостоятельную работу ученика и через нее более глубокое познание предмета проектной деятельности и смежных дисциплин. Часто в дополнительном образовании проекты ориентированы на развитие социальных навыков обучающихся, в таких проектах участники активно взаимодействуют и параллельно основным результатам деятельности возрастает социальная адаптация ребенка. Таким образом, проектная методология выглядит актуальной в современном образовании.
Изучив историю метода и его современную востребованность можно сделать вывод об особой актуальности проектной деятельности для дополнительного образования учащихся. Ведь дополнительное образование детей, как и взрослых, направлено на разностороннее удовлетворение образовательных потребностей человека, его совершенствование в различных сферах деятельности.
Дополнительное образование предполагает высокую самомотивацию в творчестве и познании, что близко сущностным качествам проектной деятельности. Успешная реализация творческих умений обучающегося приносит огромные результаты для самооценки, самоопределения личности, развития творческого мышления. Разработка и выполнение проекта учащимся предполагает большое количество вариаций решения задач. Есть возможность углубиться в исследование того или иного предмета, получить результат как наглядный, так и «внутренний», основывающийся на сложных личностных качествах подростка, их сформированности.

Дополнительное образование органично вписывается в систему общего и профессионального образования, оно не только дополняет эти системы, но и повышает легкость перехода учащихся из одной в другую.
Включение учащихся в проектную работу имеет большое значение для развития познавательной компетенции личности. Из-за возрастных психологических особенностей учащихся старшего школьного возраста трудно обучать без интереса к деятельности с их стороны. Именно заинтересованность гарантирует вам сосредоточенность учащегося на предмете изучения. Особенно это важно для дополнительного образования, куда дети – старшеклассники ходят по собственному желанию.
Отметим особую актуальность развития познавательной активности для старшеклассников, ведь это время когда подросток осознает ценность знаний, понимает что расширение познавательных навыков, обеспечит не только повышение интеллектуального уровня, но и позволит самоутвердиться. Убежденность учащегося в необходимости получения знаний и умений помогает процессу обучения, делает возможным задействовать высший уровень познавательной активности – творческий. Проектная методика работы с одаренными детьми как раз ориентирована на творческую активность, а значит на продуктивную познавательную деятельность. Идеальное развитие познавательной активности учащегося выражается в постепенном расширении сферы интересов, равномерном наращивании логики познания и личностном самоопределении интересов. Поэтому расширение инструментария и обоснование эффективности практик по развитию познавательной деятельности учащихся старшего школьного возраста актуально.

Как правило, образовательный процесс в школе строго следует программному материалу и разработанной структуре. В дополнительном образовании возможно реализация новых творческих путей образовательного процесса, например, реализованных с помощью проектного метода. Распространение успешных практик и новых приемов для этой методики тоже актуально.
Познавательная активность обучающихся старшего школьного возраста может увеличится, если в процессе обучения будет использован метод проектной деятельности. Внедрение этого метода в работу образовательных маршрутов для учащихся в дополнительном образовании стимулирует развитие познавательной активности, потому что работа над творческими проектами предполагает стремление учащегося к принятию и осмыслению знаний, самостоятельному решению поставленных задач, вариативности в поиске решений, овладение способами применения знаний в существующих условиях, понимание и принятие цели, стремление к успешному результату своего труда.
Рекомендации по использованию проектного метода в дополнительном образовании детей
Если рассматривать проектную методику как педагогическую технологию то, она совмещает в себе много взаимосвязанных аспектов.
Выделим стимулирующую функцию данного метода, ориентированную на повышения познавательного интереса в процессе образовательного процесса. Еще одна четко выраженная функция методики – объединяющая. Ведь даже работа по авторским творческим проектам предполагает участие педагога, просто минимальное. В комплексных долгосрочных проектах вообще подразумевается совместная деятельность большого количества участников. Она тесно связана с коммуникативной функцией, которая отвечает за сотрудничество между участниками проекта, успешное взаимодействие между членами проектной команды и так далее. Ценностная функция направлена на выработку духовной ориентации учащихся в окружающем социуме, понимание ценности взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми.
Целевая функция отражает жесткую направленность проектной деятельности на достижение цели, результата и соответственно ведет к подробной разработке структуры будущего проекта.
Практическая или деятельностная функция выражают направленность деятельности по проекту на достижение результата через практику, в том числе и педагогическую. Творческая функция – предполагает развитие учащегося во всех сферах личности через проектную деятельность. Интеллектуальная функция основана на формировании, развитии умственной активности учащихся.
Поэтому рекомендуем при разработке творческого проекта помнить об этой классификации и обращать внимание на ориентированность проектных задач в сторону определенного функционального результата.

• При разработке проектных мероприятий рекомендуется определить существующие предпосылки для начала проекта, план действий, теоретически разработать этапы и структуру будущих действий.

• Для грамотного выполнения этапов проекта необходимо сформировать понимание количества участников проекта, предположить их основной возраст, запланировать географию проектного охвата и так далее.

• Если рассматривать проектный метод как синтез деятельности и соответствующих ресурсов, которая проявляется в определенный результат. То рекомендуется определить, какими ресурсами участники и организаторы проекта уже обладают, и какие ресурсы нужно будет привлечь.

• Рекомендуется учитывать специфику направления проектной деятельности. Исходя из нее, должны планироваться основные мероприятия проекта. Рекомендуется заранее просчитать возможность равноценной замены каких-либо мероприятий.

• Используйте для обеспечения проектной деятельности современные информационные ресурсы – интернет пространство как среду распространения практик.

• При работе с детьми с включением этой методологической практики рекомендуется педагогам активно сотрудничать с учащимися; привлекать к некоторым этапам проекта родителей и коллег; включать в план мероприятия проводимые другими организациями, например конкурсы в которых могут поучаствовать воспитанники со своими творческими продуктами.

• Рекомендуется использовать проектный метод для развития познавательной инициативы учащихся и чтобы разнообразить образовательный процесс; использовать проект для междисциплинарной интеграции знаний, умений и навыков.

• Рекомендуется использовать методику для приобретения опыта как творческой, так и исследовательской/практической деятельности учащимися старшего школьного возраста.

• Рекомендуется обязательно оценивать проектную деятельность, так как успешный результат и выявления показателей успешности, как и недостатков работы, поможет устранить неудачи в дальнейшей работе и основываться на уже зарекомендовавших себя позициях.

Рекомендуем посмотреть:

Социальный проект в дополнительном образовании детей. Итоги Творческий проект в дополнительном образовании «Кружевные узоры» Опыт реализации проектов в дополнительном образовании Опыт реализации проекта в дополнительном образовании детей
Киришское кружево
Опубликовано: 2203 дня назад (12 декабря 2018)
Просмотров: 3594
Рубрика: статьи
+1
Голосов: 1
Джежора Елена Владимировна # 3 марта 2019 в 08:23 0
Здравствуйте, Полина Владимировна! Активно использую метод проектов в своей педагогической деятельности, особенно метод социального проектирования, который помогает моим воспитанникам - детям, оставшимся без попечения родителей, подготовиться к самостоятельной жизни. Согласна, что развивается познавательная компетенция, но еще и компетенция личного самосовершенствования. Все это дает возможность в дальнейшем адаптироваться в социуме, находить пути решения выхода из любой ситуации.