Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста

Развитие монологической речи на занятиях посредством использования картин.
Цель: Развитие монологической речи.
Задачи: - Формировать умение описать картину;
- Формировать умение составить повествовательный рассказ по сюжету или по серии сюжетных картин;
- Развивать воображение, фантазию, творчество детей;
- Воспитывать культуру речи.
«Дайте ребёнку картину, и он заговорит».
К.Д. Ушинский.

Важную роль картинки, как в развитии ребенка, так и в развитии речи детей дошкольного возраста отмечала Е.И. Тихеева. По её мнению рассматривание картин преследует сразу несколько целей: упражняет в наблюдении, развивает мышление, воображение, так же логическое мышление и конечно - развитие речи.
Значение картин:
1. Познание и ознакомление с окружающим миром (о планете Земля как общем доме людей, животного и растительного мира, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.)
2. Приобщение к искусству (развитие художественно-эстетического восприятия, формирования эмоциональной чувствительности);
3. Нравственное воспитание (формирование гражданского самосознания, любви к Родине, к своему народу);
4. Источник новых знаний (развитие у ребенка познавать что – то новое, выяснить, желание найти между ними связи и отношения);
5. Развивает наблюдательность, учит наблюдать.
При работе с картинами у детей развиваются все стороны речи: диалог, беседа, рассказ и т.д.
Выделяют следующие виды картин:
1. Предметные картины. Данный вид картин используют во всех возрастных группах. Вид занятия – описание (во всех возрастных группах). На таких картинах изображено один или несколько предметов без сюжетной линии между ними. Например: Одежда, транспорт, растения и т.д;


2. Сюжетные картины. Данный вид картин используют во всех возрастных группах. Виды занятия – описание (во всех возрастных группах); повествование по сюжетной картине (для детей, начиная со средней группы). Ребята придумывают предшествующие и последующие действия. На таких картинах изображены предметы, либо персонажи, которые связанны между собой определенным сюжетом.

3. Серии сюжетных картин. Данный вид картин используют на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Серия из 3,4,5 и более картин передают какой – либо сюжет. Вид занятия – повествование по сериям сюжетных картин. Ребята рассказывают либо придумывают о предшествующих и последующих действиях.

4. Репродукции картин - пейзажи, натюрморты. (А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень»). Данный вид картин используют на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Вид занятия – описание картины. А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень»; И. Машков «Рябинка».
Структура занятия:
1. Вводная часть. Главной цель вводной части – заинтересовать детей. Например: прочитать стихотворение, загадать загадку, прослушать песню и т.д). Для всех возрастных групп.
2. Основная часть. На этом этапе ребята рассматривают картину и беседуют с воспитателем о содержании картины. Затем воспитатель составляет рассказ – раскрывает смысл, должна быть связь между предложениями. И заканчивает рассказ одним-двумя предложениями, которые передают отношение к сюжету. Начиная со средней группы, дети воспроизводят образец воспитателя, а так же пытаются самостоятельно придумать свой рассказ. Для детей старшего дошкольного возраста даются творческие задания. Например: придумать название картины, что было вначале и в конце и т.д);
3. Заключительная часть. На данном этапе педагок подводит итоги, положительно поощряет детские монологи. Начиная со средней группы, педагок анализирует и оценивает детские рассказы. А со старшей группы к этому можно привлечь самих детей.
Список использованной литературы:
1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2008. - с.27-43.
2. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2010. - N 1. - с. 18-23.
3. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 1998. № 2. - с.18-21
4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
5. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. - 147 с.
6. Ушакова О.С. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин / О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12. - С. 3-5.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы Консультации для воспитателей ДОУ. Использование устного народного творчества для развития речи Развитие речи у дошкольников через игру Технологии критического мышления для развития речи у дошкольников

Похожие статьи:

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Этапы развития речи у ребенка

Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет

Упражнения на развитие речи у детей 4-5 лет

Сюжетно-ролевая игра "Аптека" в подготовительной группе
Опубликовано: 1991 день назад (5 ноября 2018)
Просмотров: 2278
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!