Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект в детском саду на тему «Национальная культура народов Южного Урала»

Проектная деятельность как форма взаимодействия ДОУ и семьи по социализации и реализации программно-методического комплекса «Наш дом - Южный Урал» детей дошкольного возраста в рамках ФГОС
Челябинская область многонациональна, на ее территории проживают представители более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы и др. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.

Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнения знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Южный Урал. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.
Проект «Национальная культура народов Южного Урала»
Новизна и оригинальность: заключается в интеграции образовательных областей и программно - методического комплекса «Наш Дом – Южный Урал», развитие традиций проведения дней национальной культуры в ДОУ, приобщение детей к традициям и культуре народов Южного Урала.
Цель проекта: объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.
Задачи проекта:
1. Расширить знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре.
2. Познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала;
3. Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских;
4. Приобщать детей и родителей к играм народов Южного Урала;
5. Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру;
Идея проекта: через различные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальных традициях и обычаях, гостеприимство, вежливость в общении, благодарность за помощь.
Создание условий в ДОУ:
1. Оборудование национальных уголков в группах;
2. Пополнение музея национальной культуры;
3. Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
4. Приобретение необходимого дидактического материала;
5. Создание игротеки разных народов;
6. Обеспечение условий для развития толерантности;
7. Создание сюжетно-ролевых игр;
8. Создание дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр;
Средства реализации проекта:
1. устное народное творчество;
2. художественная литература;
3. музыкальное народное творчество;
4. декоративно-прикладное искусство, живопись;
5. народные праздники, обряды, традиции;
6. игра, народная игрушка и национальная кукла;
7. этнические мини-музеи.
Вид проекта:
По продолжительности: долгосрочный;
По доминирующей линии в проекте: информационно - познавательный;
По содержанию: социально-педагогический;
По характеру контактов: в контакте с семьей, общественными организациями (открытый проект).
Состав участников: воспитанники группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

План проведения мероприятий по реализации проекта
№ Тема, цель Период Мероприятия с детьми Мероприятия с родителями
1 «Многонациональный Урал»
1. Познакомить детей с историей заселения Урала.
2.Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности.
3.Воспитывать любовь к малой Родине – Уральскому краю. сентябрь I блок. Аппликация «Наш край Урал»;
Развитие речи «Красоты и богатства Урала»;
Рисование «На Урале живут красивые люди»;
Лепка «Уральские мастера-ювелиры»;
II блок. Чтение легенд.
Рассматривание иллюстраций, заучивание стихов об Урале»; Рассматривание карты «Уральский регион»; Оформление альбома «Наш край»;
Чтение Н.Агапова «История – сказ об Урале-батюшке»; 1. Познакомить родителей с содержанием работы по проекту;
2. Экскурсия в музей;
3.Подборка иллюстраций, открыток о Южном Урале;
4. Чтение литературы;
5. Совместные рисунки на тему «Сказы Бажова», «Любимый город Магнитогорск»;
2 «Коренные жители Урала»
1. Закрепить знания детей о том, что на Урале живут люди разных национальностей: башкиры, татары, русские,;
2. Познакомить детей с историей башкирского, татарского, русского народа: место проживания на Урале, основными видами деятельности(скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство).
3. Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей; октябрь I блок. Познавательное занятие «Коренные жители Урала»;
Развитие речи «Придумай сказку об Урале»;
Рисование «Уральские сказы»;
Экскурсия в детскую библиотеку;
Беседа «Многонациональный Урал»;
Чтение легенды «Происхождение башкир»;
II блок. Чтение легенд: башкирских, татарских, русских;
Чтение сказок, пословиц, поговорок;
Рассматривание карты, определение региона Башкирии, Татарстана;
Рассматривание иллюстраций, открыток «Башкирия», «Уфа», «Татарстан», «Казань», «Россия», «Москва»;
Игры «Медный пень», «Темербай», «Грачи летят»;
Прослушивание башкирских, татарских, русских мелодий, песен, разучивание танцев. 1.Чтение башкирских, татарских, русских сказок, легенд.
2.Подборка открыток о Башкирии, Татарстане, России;
3.Подборка фотографий семейных праздников, экскурсий.
4. Конкурс поделок из бросового материала (куклы).
3 «Традиционные народные жилища на Южном Урале»
1. Формировать знания детей о башкирском, татарском, русском народе, познакомить с особенностями жилища: устройство жилища;
особенности интерьера (две половины: мужская, женская);
специфическое оформление жилища.
2. Закрепить знания об особенностях башкирского, татарского, русского орнамента, его цветового решения;
3.Развивать инициативу, самостоятельность.
4.Развивать эстетические чувства: желание вносить красоту в окружающий мир. ноябрь I блок. Познавательное занятие «Традиционные народные жилища на Южном Урале»;
Аппликация «Летняя башкирская деревня»;
Рисование «Юрта»;
Лепка «Русская изба»;
Развитие речи. Пересказ сказки «Ленивый сын»;
II блок. Изготовление макета «Юрта»;
Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий жилищ народов;
Игры «Юрта», «Белая кость», «Золотые ворота» 1.Совместные рисунки «Юрта», «Русская изба»;
2.Изготовление ковриков, одеял, подушек для макета «Юрта»;
3.Подбор пословиц
народов Южного Урала и изготовление книжек-малышек;
4 «Народные костюмы Южного Урала» (башкирская, татарская, русская национальная одежда);
1. Познакомить детей с особенностями национальной одежды;
2. Развивать умение подбирать цвета и составлять узоры национального содержания и колорита.
3. Закрепить знания о семантике мотивов башкирских, татарских, русских узоров;
4.Воспитывать интерес, дружелюбное отношение к традициям башкирского, татарского, русского народа; декабрь I блок. Познавательное занятие «Национальная башкирская, татарская, русская одежда»;
Рисование «Башкирский национальный костюм»;
Аппликация «Сапожки – ичиги»;
Развитие речи. Описательный рассказ.
II блок. Рассматривание иллюстраций.
Слушание музыки, разучивание танца (движения);
Изготовление украшений для оформления костюмов;
П/игры «Стрелок», «Липкие пеньки», «Дедушка Мазай». 1.Слушание башкирской, татарской, русской музыки;
2. Обшить куклу в национальный костюм;
3. Помощь родителей в изготовление национального костюма (сшить тюбетейки, камзол), изготовление украшений;
5 «Национальная кухня народов Южного Урала»
1. Познакомить детей с традициями гостеприимства башкирской? татарской, русской семьи;
2. Расширить знания об особенностях национальной кухни;
3.Воспитывать внимание, интерес детей к традициям башкирского, татарского, русского народа;
Итог.
Праздник «Край родной – земля уральская»
V I блок. Познавательное занятие «Гостеприимство башкир»;
Аппликация «Коврик для гостей» (тур, юрфан);
Рисунок «Уральские посиделки»;
II блок. Рассматривание открыток, иллюстраций.
Лепка «Башкирское угощение»;
Игры «Продаём горшки», «Конное состязание»;
Оформление выставки детских работ;
Концерт русской народной музыки;
Развлечение «Русские посиделки»;
Развлечение «Русь, Россия, Родина моя» 1.Подборка открыток и оформление рецептов национальной кухни народов Южного Урала»;
2.Помощь в подготовке к национальному празднику (приготовление блюд)
3.Участие в празднике.
Подведение итогов по реализации проекта:
Реализация данного проекта способствовала расширению представления о многообразии народов, проживающих на территории Южного Урала, развитию у детей познавательного интереса через знакомство с культурой, музыкой, играми, танцами народов Южного Урала. Пробудила интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения. Работа в данном направлении будет продолжена не только другими педагогами, но и родителями, затем закреплена в школе.
Необходимо и в дальнейшем объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития детей на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в детском саду «Эти разные мячи» Педагогический проект в младшей и средней группе ДОУ Образовательный проект в детском саду Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике

Похожие статьи:

Творческий проект в старшей группе по теме «Загадочный мир насекомых»

Проект в старшей группе ДОУ «Наш дом - Южный Урал»
Опубликовано: 1836 дней назад (20 марта 2019)
Просмотров: 3149
+2
Голосов: 2
Артем Андреевич Вежеев # 20 марта 2019 в 11:49 +1
Хорошая работа. очень важно изучать историю регионов и родного края
Светлана Викторовна # 20 марта 2019 в 14:21 0
Здравствуйте
У Вас в тексте есть таблицы (табличные формы), поэтому Вас необходимо выслать материал по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
После этого мы разместим материал в работе.
Это всё записано и в правилах.
С уважением, Администратор сайта
Наталья Николаевна Полякова # 22 марта 2019 в 00:00 0
Елена Вячеславовна, к сожалению нет возможности ознакомиться полностью с материалом. Наша страна очень большая, важно, приобщить детей к многонациональной и культурной составляющей нашей Родины.