Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока ИЗО с презентацией (3-4 класс): Северный пряник - Козуля

Конспект урока ИЗО (3-4 класс) "Северный пряник - Козуля"
Автор: Войтович Ольга Александровна
Должность, место работы: Учитель ИЗО, ГБОУ СОШ № 418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Описание: Данная методическая разработка урока будет полезна учителям изобразительного искусства, педагогам дополнительного образования художественно-эстетической направленности, учителям начальных классов.
Цели:
- Познакомить с традициями народной культуры русского севера.
- Расписать вырезную фигурку пряника.
Задачи:
1. Образовательные:
— познакомить с одним из видов традиционного народного промысла Русского севера, с историей его возникновения, с традициями и особенностями;
— познакомить с техникой изготовления козуль;
— закрепить навыки работы с гуашью по тонированной бумаге.
2. Развивающие:
— развивать воображение, фантазию, художественный вкус, чувство меры;
— способствовать развитию творческой и познавательной активности;
— способствовать формированию практических навыков работы.
3. Воспитательные:
— вызвать положительные эмоции от художественной деятельности, интерес к народному творчеству;
— формировать положительное отношение к семейным традициям и праздникам;
— пробудить желание выполнить своими руками украшение для класса;
— заинтересовать учащихся в продолжении традиций в изготовлении пряников у себя дома.
Тип урока: Урок-путешествие.
Формы, методы обучения: Фронтальная, рассказ, беседа, наглядные методы обучения. Личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии. Деятельностный подход в обучении.
Универсальные учебные действия:
Предметные УУД:
— знать, что такое – козуля, каково ее основное назначение и история;
— уметь расписывать форму пряника в традициях северного пряника;
— знать этапы работы росписи пряника;
— уметь пользоваться предложенными художественными материалами.
Личностные УУД:
— уметь наблюдать и фантазировать при создании узоров на прянике;
— уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;
— уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
— овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы в результате совместной работы всего класса;
— стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
— учится работать в паре.
Коммуникативные УУД:
— уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других;
— формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении.
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель деятельности на уроке;
— отличать верно выполненное задание от неверного;
— уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;
— уметь организовать место занятий.
Основное содержание темы, понятия, термины: Козуля, тетёры, поморы, купец, колядки, колядовщики, козулечница, пряник, пряность, глазурь.
Межпредметные связи: Технология, литература, окружающий мир, музыка.
Образовательные ресурсы:
— Презентация «Северный пряник - Козуля».
— Мешочек с пряностями.
— Пряники-козули из папье-маше.
— Заготовка елки.
— Заготовки снежинок из коричневого картона.
— Белая гуашь, кисть тонкая, ватные палочки (очень тоненькие).
Ход урока
1. Организационный этап.
Приветствие учителя.
Начинаем наш урок.
Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. А еще вам понадобится помощь всего класса, потому что нам предстоит выполнить коллективное творческое дело. И от того как каждый из вас выполнит задание зависит наш общий результат.
Посмотрим, как мы умеем работать на результат. Девизом сегодняшнего урока я бы выбрала такие слова: смотри, слушай, твори и друг друга не подводи.
Проверим готовность к уроку.
Посмотрим друг на друга улыбнемся и пожелаем хорошего настроения и отличного результата!

2. Актуализация знаний.
Ребята, а вы любите путешествовать? (Да!)
Что вас привлекает в путешествиях? (Узнавать новое о других городах, странах, о том, как живут там люди, какие у них обычаи, национальная кухня. Любим привозить на память сувениры.)
Знаете ли вы название профессии, которая в древности была связана с путешествиями и торговлей? (Купец)
Слайд 2.
Узнали кто это? (Степан Тимофеевич)
Из какой сказки наш купец. («Аленький цветочек» Сергея Аксакова)
Хотите отправится с ним в путешествие?
Куда же мы поплывем?
Слайд 3.
Где мы оказались? (на севере России).
По Белому морю в старинном городе-порту Архангельске. А живёт здесь народ, называющий себя поморами.
Слайд 4.
Ой, да здесь во всю зима хозяйничает!
Гляньте сколько снега намело, изба северная высокая покрылась инеем, не уж-то и внутри холод? Заглянем?
Слайд 5.
Нет, здесь тепло, да на стол накрывают, самовары ставят, видно гостей ждут? Я тоже не с пустыми руками пришел , привез вам из заморских стран гостинец -вот этот мешочек.(кладу мешочек на стол)
А у вас тут что происходит? Может праздник какой встречают?
А какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, Рождество)
А вы знаете о том, что был такой древний обычай колядовать?
Слайд 6.



Эта традиция, согласно которой, дети разных возрастов и взрослые переодевались в различные костюмы одевали маски, шкуры животных и ходили по домам распевая несложные песни в которых желали хозяевам здоровья, обильного урожая, благополучия.
Хозяева дома щедро одаривали колядующих, что бы сбылись пожелания. (Чем лучше одарят, тем год удачней будет.)
Слайд 7.
Колядовали в период с 22 января по 6 января - Сочельник (перед Рождеством).
И с 7 января по 18 января-Святки (после Рождества и до Крещения).
В народе говорили: Коляда пришла - гостей привела.
Готовьте угощения, принимайте поздравления!
В каждой местности свои угощения.
В северных краях, свое особое угощение с очень приятным вкусом и ароматом.
Попробуйте отгадать, что за угощение?
Достаю фигурные пряники (из папье-маше)выложенные на тарелку украшенную снежной мишурой.
Слайд 8.
Пряник!!!
Козуля — ей нет равных по красоте и вкусу отменному. А роспись пряника сродни таланту художника.
Более древние:
1 Объёмные козули. Лепили фигурки из ржаной муки. Лучшую ставили перед иконкой в красный угол
2. «Тетерки» пекли в виде свернутых в круги змеевидных завитков. Поморы верили, что такие козули принесут в дом богатство и
достаток.
3. Фигурные расписные пряники, покрытые сладкой глазурью (более поздние).

3. Проблематизация. Определение темы урока.
Попробуем сформулировать тему урока.
Слайд 9.
Тема урока: Северный пряник - Козуля.
Если ученики затрудняются с определением темы тогда прошу их выбрать из предложенных тем:
- О купцах: путешественниках и торговцах.
- Как отмечали Рождество.
- Северный пряник – Козуля.
Слайд 10.
Цели урока:
1. Познакомится с традициями народной культуры русского севера
2. Расписать вырезную фигурку пряника
Слайд 11.
Козуля ударение падает на 2 слог.
Козулями называли и других рогатых животных.
Каких вы знаете рогатых животных? (Коровы, овцы, олени, быки). Скармливали домашнему скоту для повышения плодовитости, использовали как оберег для хлева и конюшни.
Произошло название скорее всего от дикой козы - косули.
В старину говорили: «Без козули и праздник не праздник».
И призвана она была нести добро людям.
«Дорога нам козулечка рождественская».
Несколько козуль самых лучших оставляли на следующий год. Наши предки верили в обережную силу ароматных пряников.
Козули – это оберег и талисман.
Эта традиция жива и сегодня, поморы ее хранят.
Слайд 12.
Лошадку подарить — в добре жить.
Конь - символ Солнца, света, тепла, любви.
Слайд 13.
Птицу получить – счастливым быть.
Птица символ Солнца, счастья, посланница небес.
Слайд 14.
Сколько рыбы в море – столько достатка в доме.
Слайд 15.
Как дом украсишь, так себя и покажешь.
Слайд 16.
Ель – рождественское дерево.

4. Решение учебной задачи. (первичное ознакомление). Диалог (фронтальная работа).
Раздаточный материал (Приложение) для работы в паре.
Степан Тимофеевич ведь не с пустыми руками пришел. Купец привез нам из заморских стран мешочек.
Хотите узнать что там?
Посмотрим! (Вызываю учеников)
- имбирь;
- корица;
- кориандр;
- гвоздика.
Это приправы. Именно они и придают необычный аромат пряникам.
Слайд 17.
В старину пекли из ржаной муки, чтобы получить характерный темный цвет, на котором рисунок глазури смотрится более выигрышно. Позже их стали делать из пшеничной муки, добавляли жжёный сахар. Тесто готовили заранее, оно могло лежать на морозе неделями, и становилось только лучше. Фигурки вырезали разные: у козулечниц были свои формочки, которые берегли и передавали по наследству. Уже испеченные и остывшие козули покрывали глазурью 2 цветов: белой и розовой (добавляли сок брусники или клюквы).



Слайд 18.
Роспись пряников - семейная традиция.
Слайд 19.
Пришлись по вкусу северные фигурные пряники и сегодня мастерицы готовят и расписывают пряники различных форм и используют глазурь различных цветов.
Какую фигурную форму пряника мы будем сегодня расписывать, отгадайте загадку:
Покружилась звездочка
В воздухе немножко
Села и растаяла
На моей ладошке
(снежинка)
Слайд 20.
Рассмотрим: Сколько лучей у снежинки? (6)
Найдите одинаковые? (1-8 и 9-6)
Слайд 21.
Проверим себя (ответ на предыдущий слайд)
Снежинки так уникально создаются природой что не найти двух одинаковых.

Физминутка.
Слайд 22.
Прорисовываем снежинку в воздухе.

5. Самостоятельная творческая работа учащихся.
Слайд 23.
Какими линиями пользовались при создании узора?
Линии: прямая, волнистая, ломаная
Помощники: точки, капельки, сетка
Можно использовать обводку контура
Этапы росписи:
1. Обводка по контуру.
2. Прямые линии (прорисовка деталей).
3. Общая поверхность заполняется узорами из точек, капелек, сеточек, крестиков, волнистых линий.
Слайд 24.
Самостоятельное творческое задание:
Расписать фигурную снежинку в стиле северного пряника – козули.
Раздаю заготовки снежинок. И на заготовку елки помещаю образцы снежинок, начинаю создавать елку.
Желаю творческих успехов в предстоящей работе!
Корректирую выполнение творческого задания, оказываю необходимую помощь.

6. Самооценка.
Расписанные снежинки в стиле традиционного северного пряника козули готовы.
Под музыку (песня «Серебристые снежинки») ученики прикрепляют на двухсторонний скотч свои снежинки в форму елочки на заготовленную форму елки.



Настало время подвести итоги урока.
Все ребята справились, у каждого получилась не повторимая снежинка. А вместе дружно всем коллективом у на получилась елка из снежинок для оформления класса она будет радовать нас и создаст новогоднее настроение.

7. Итог. Рефлексия деятельности.
Слайд 25.
И - Интересно было на уроке?
Т - Творчество: Чему научились?
О - Оцени себя на уроке.
Г - Главное для всех: Что нового узнали?

8. Домашнее задание.
Домашнее задание:
Расписать любую современную форму (пряничный человечек, домик, звездочка, олень…), используя полученные на уроке знания. Из ваших работ мы создадим гирлянду для украшения класса.
Всем спасибо за совместную деятельность, жду нашей встречи снова!

Приложение
Задание:
1) Прочитать определение слов «Печенье» и «Пряник».
2) Что придаёт прянику особый вкус?
Печенье – кондитерское изделие из печёного теста, имеющее определённую форму и рельеф.
Пряник – кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста на меду или сахаре, с пряностями.
Пряность – растительная вкусовая добавка к блюдам.
Презентация на тему: Северный пряник - Козуля

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра по ИЗО для детей от 9 лет Конспект урока ИЗО в 3 классе. Пейзаж Конспект урока по ИЗО в 3 классе по теме: Богатыри Конспект урока по ИЗО в 3 классе. Полет на другую планету
Участник №47 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2018 года
Конспект урока по ИЗО ко Дню матери, 3 класс | Торцевание из гофрированной бумаги в начальной школе. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 2182 дня назад (2 декабря 2018)
Просмотров: 2543
+4
Голосов: 4
Ирина Николаевна Ступченко # 2 декабря 2018 в 13:23 0
Какой необычный по содержанию урок. Так интересно и увлекательно. Беру в закладки Вашу публикацию. Голос!
Ольга Александровна Войтович # 2 декабря 2018 в 14:53 +1
Спасибо большое!
Вера Валерьевна Павлова # 4 декабря 2018 в 23:13 0
Ольга Александровна!
Ваш Конспект урока ИЗО (3-4 класс) "Северный пряник - Козуля"очень впечатляет применением разнообразных технологий;прослеживается интеграция образовательных областей (позватальное+ИЗО+художественное слово+речевое), что обогащает Ваш урок.Очень интересно было познакомиться с традициями и обычаями людей, живущих на Севере.Через весь урок прослеживается мысль:смотри, слушай, твори и друг друга не подводи.
В ходе урока все поставленные задачи Вами были решены, цели: ознакомление детей с традициями народной культуры русского севера и роспись вырезной фигурки пряника были реализованы.
Дружеский совет:при формулировке целей помните, что они отвечают на вопрос что? ознакомление, роспись,выполнение.
Огромное Вам спасибо за такую увлекательную и познавательную тему-традиции и культура народов Севера-чем больше дети приобщаются к таким истокам культур, тем более интересен и многообразен становится их мир.Вами дан такой обширный материал, что это вызывает только восхищение того, как Вы понимаете и любите традиции людей живущих на Севере.А главное, каким интересным способом Вы сумели донести это до детей!Спасибо Вам за такие интересные идеи реализации национальных традиций и обычаев.
Желаю творческих успехов!
Мой голос Вам!
Ольга Александровна Войтович # 5 декабря 2018 в 11:25 +1
Спасибо большое, очень приятно!
Елена Александровна Хвостикова # 10 декабря 2018 в 18:20 0
Ольга Александровна, здравствуйте. Очень понравился ваш урок. Тема такая интересная, необычная - "Северный пряник - Козуля". С первых же минут урока вы даете четкий настрой на работу, объявляя, что класс будет выполнять коллективное творческое дело. Девиз урока придает еще больше серьезности и ответственности: "Смотри, слушай, твори и друг друга не подводи." Материал собран богатый, интересный по содержанию, преподносится детям в необычной и увлекательной форме: здесь и показ слайдов, и видео. Интересно преподносится история и смысл народного обычая колядовать. Откуда происходит плавный переход к особому северному угощению - ароматным фигурным пряникам козулям.
Практическая часть урока так же организована на отлично. Под музыку и рисуется лучше, быстрее, и фантазия разгуляется! Самое главное - результат совместного творчества дети видят на доске в конце урока - это большая елка с наклеенными снежинками-"пряниками". А если после урока еще и чай попить с настоящими пряниками, то такое занятие надолго останется в памяти ребятишек.
Ольга Александровна, вы очень профессионально построили ход урока, добились всех поставленных целей: и образовательных, и развивающих,и воспитательных. Браво мастеру! Спасибо огромное за полученное удовольствие. Творческих вам идей и вдохновения!
С уважением Е.А.
Ольга Александровна Войтович # 11 декабря 2018 в 07:45 +1
Спасибо огромное за теплые слова! Благодарю!!!