Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС».
Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.
Главная суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости четырёх компонентов:
1. Центральное место занимает речь воспитателя.
Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду, и он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков и т. д).
2. Систематические занятия по развитию речи.
3. Беседы, игры, и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, которые проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме.
4. Создание педагогами определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи – речевой уголок.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ – правильная организация предметно-развивающей среды.
Речевые уголки способствуют содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
Критерии оснащения при подборе дидактического материала:
- наполняемость уголка;
- соответствие возрасту;
- эстетика оформления;
- ведущая игрушка, «хозяйка» речевого уголка, которая приходит в гости к ребятам или живет в уголке постоянно. Такой персонаж мотивирует детей к речевому общению, снимает речевые зажимы и барьеры. Поэтому решение речевых (в том числе и логопедических) задач происходит более успешно.
Содержание должно определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи
Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в уголке ежемесячно. Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке по темам занятий по развитию речи. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми задачами. А помогает им в этом введение цветовых маркеров на конвертах и накопителях, содержащих игры.
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
В непосредственной близости или, как составляющая речевого уголка, выступает уголок книги в детском саду. Он может быть оформлен как специально выделенные полочки или стеллажи с книгами и альбомами. Ведь главная задача познакомить детей с миром книги. Развить в дошколятах любовь и интерес к чтению. У детишек должна быть возможность в любое время при желании обратиться к книге, поэтому рядом этой зоной не желательно проводить шумные мероприятия и освещения должно быть хорошим. Основным условием для оформления такой зоны является возможность ребенка спокойного изучения и рассматривания книг. Выбор книг в уголок чтения в детском саду необходимо осуществлять с учетом разных вкусов и интересов детей, а также половозрастных особенностей. Внимание стоит обратить на: два-три сказки, произведения о России, природе, животных и растениях, юмористические книги с картинками, а также книги, которые дети принесли из дома. Некоторые книги находятся на витринах постоянно, некоторые следует менять примерно раз в две недели. В старших группах можно устраивать тематические выставки книг.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых»;
Исходя из требований ФГОС, предметно-развивающая среда должна не только обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала, но и быть доступной, обеспечивать возможности для основных видов деятельности детей и взрослых.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы;
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-пространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы.
Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей.
Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития.
Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию. В содержании уголка есть постоянно присутствующая литература, и периодически сменяемая.
Оснащенность уголков группы по формированию коммуникативных навыков
«Наша библиотека»
1. Стеллаж или открытая витрина для книг.
2. Стол, два стульчика, мягкий диванчик.
3. Детские книги по программе и любимые книги детей.
Количество книг в уголке не регламентировано.
• книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):
• 2-3 сказочных произведения;
стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
• издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях (на лексическую тему);
• весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского в соответствие с программой;
• книги, которые дети приносят из дома;
• добавляются книги на школьную тематику.
4. Два — три постоянно меняемых детских журнала.
5. Детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по интересам, книги по истории и культуре русского и других народов.
6. Иллюстративный материал, репродукции картин известных художников, портреты детских писателей, поэтов.
7. Книжки-самоделки – альбомы детских загадок, книжки детских сказок (обязательно в подгот. гр)
8. Картотека загадок, скороговорок, пословиц, поговорок
«Будем говорить правильно»
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Стульчики для занятий у зеркала.
3. Полка или этажерка для пособий.
4. Пособия и игрушки для развития дыхания («Мельница», «Вертолет», «Мыльные пузыри», бумажные птички-оригами и т.п.), дыхательные тренажеры.
5. Картотека предметных и сюжетных картинок:
- для автоматизации и дифференциации звуков всех групп;
- по лексическим темам;
- сюжетные картины, серии сюжетных картин.
6. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза;
в) упражнений артикуляционной гимнастики;
г) упражнений дыхательной гимнастики;
д) пальчиковой гимнастике;
е) игр на развитие фонематического слуха;
ж) для совершенствования грамматического строя речи.
з) по обучению грамоте (касса букв, настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука).
7. Лото, домино по изучаемым темам.
8. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.
9. Наличие ведущей игрушки, «хозяйки» речевого уголка
Оснащенность уголков группы по формированию коммуникативных навыков в средней группе
«Здравствуй, книжка!»
1. Стеллаж или открытая витрина для книг.
2. Столик и два стульчика, мягкий диванчик.
3. Легкая ширма.
4. Детские книги по программе и любимые книги детей (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи):
• Русские народные песенки, загадки, потешки,
• Русские народные сказки;
• Произведения К. Ушинского, В Сутеева,
К. Чуковского, С. Маршака;
• Книги по теме недели – сменяемые.
5. Два — три постоянно меняемых детских журнала.
6. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?»
7. Книжки-малышки с фольклорными произведениями малых форм.
8. Книжки-раскраски по изучаемым темам.
9. Книжки-самоделки.
10. CD с записями литературных произведений по программе и музыкальный центр.
11. DVD c мультфильмами и домашний кинотеатр.
«Будем говорить правильно»
1. Индивидуальные зеркала.
2. 2—3 стульчика или скамеечка.
3. Стеллаж или этажерка для пособий.
4. Игрушки и картинки:
• для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и согласных раннего онтогенеза.
• для проведения артикуляционной и мимической гимнастики.
• тренажеры для развития дыхания.
• предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.
5. Настольно-печатные игры:
• дидактичекие игры, лото, домино по темам.
• игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
6. Раздаточный материал для звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, светофорчики, флажки, разноцветные фишки и т.п.)
7. Азбука на кубиках.
8. Картотека словесных игр.
9. Наличие ведущей игрушки, «хозяйки» речевого уголка
Оснащенность уголков группы по формированию коммуникативных навыков в старшей группе
«Наша библиотека!»
1. Стеллаж или открытая витрина для книг.
2. Столик и два стульчика, мягкий диванчик.
3. Детские книги по программе и любимые книги детей (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи):
• Русские народные песенки, загадки, потешки,
• Русские народные сказки;
• Произведения К. Ушинского, Н. Носова,
• Е. Пермяка, Г.Х. Андерсена, С. Маршака;
• Книги по теме недели – сменяемые.
4. Два — три постоянно меняемых детских журнала.
5. Детская энциклопедия, справочная литература, словари и словарики
6. Книжки-раскраски по изучаемым темам.
7. Книжки-самоделки.
8. CD с записями литературных произведений по программе и музыкальный центр.
9. DVD c мультфильмами и домашний кинотеатр.
«Будем говорить правильно»
1. Индивидуальные зеркала.
2. Стульчики для занятий с зеркалами.
3. Полка или этажерка для пособий.
4. Пособия и игрушки для развития дыхания («Мельница», «Вертолет», «Мыльные пузыри», бумажные птички-оригами и т.п.), дыхательные тренажеры.
5. Картотека предметных и сюжетных картинок:
- для автоматизации и дифференциации звуков всех групп;
- по лексическим темам;
- сюжетные картины, серии сюжетных картин.
6. Каталог игр, настольно-печатные игры:
а) для автоматизации звуков;
б) для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза;
в) упражнений артикуляционной гимнастики;
г) упражнений дыхательной гимнастики;
д) пальчиковой гимнастике;
е) игр на развитие фонематического слуха;
ж) для совершенствования грамматического строя речи.
з) по обучению грамоте (настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука).
7. Лото, домино по изучаемым темам.
8. «Алгоритмы» и схемы описания предметов и объектов; мнемотаблицы для заучивыания стихов и пересказа текстов.
9. Наличие ведущей игрушки, «хозяйки» речевого уголка
Список литературы:
1. Киреева, Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы [Текст] / Л. Г. Киреева. – М. : Учитель. – 2009. –143 с.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании "Консультант Плюс"; Электрон, дан. - М. 2013
3. Кирьянова, Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Р. А. Кирьянова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010. – 5 - 12 с.
4. Нищева, Н. В. Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду [Текст] /Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010. – 128 с.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для педагогов. Эстетизация предметно-развивающей среды детского сада
Развивающая среда групповой комнаты ДОУ
Наглядное пособие для детского сада своими руками «Как накрыть на стол». Мастер-класс с пошаговыми ф
Организация развивающей среды ДОУ