Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД в старшей группе. Роспись хохломской ложки

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию "Роспись хохломской ложки". Старшая группа
Приоритетные образовательные области :
художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, игровая.
Цель: закрепить знания детей о народных промыслах России посредством осуществления росписи в традициях Хохломы.
Задачи:
художественно-эстетические:
• повторить виды народных промыслов России, изученные ранее;
• развивать творческие навыки, эстетическое восприятие;
• продолжать знакомить детей с декоративным рисованием;
• закрепить знания о специфике хохломской росписи (цветовая гамма, особенности орнамента).
• развивать умение выполнять движения под музыку, соблюдая ритм.
социально-коммуникативные:
• воспитывать любовь и уважение к труду мастеров, педагогов, других детей;
• формировать представление детей о других регионах России, городах, народном наследии;
• расширять словарь детей за счет новых слов и терминов.
познавательные
• формировать представление детей о труде, о художественных профессиях людей,
• рассказать о дереве как материале для изготовления хохломской посуды.
Материалы и оборудование:
демонстрационные:
• хохломская посуда;
• таблицы с изображениями хохломской посуды;
• таблица с элементами росписи;
• плакаты;
• фотографии;
• декоративные заготовки ложек без узора;
• диск с фольклорной музыкой.
раздаточные:
• заготовки ложек без росписи;
• акварельные краски;
• открытки с изображениями хохломской посуды на каждого ребенка;
• предварительные работы самих детей с элементами узора.
интерактивные:
• интеллект-карты;
• интерактивный кроссворд.
Персонаж Леший
Предварительная работа:
• беседа, рассматривание хохломских подлинников, картинок, открыток, фотографий;
• рассказ о мастерах Хохломы;
• рисование элементов росписи в рабочих тетрадях (по таблицам).
Ход занятия
1. Вводная часть с интеллект-картами
Дети сидят полукругом. Воспитатель начинает занятие, демонстрирует слайды с подготовленными интеллект-картами, где даны краткие описания различных видов народных промыслов. Дети повторяют изученный материал, отвечают на вопросы, объясняют свои ответы. После повторения материала следует переход ко второй части занятия.
2. Основная часть
Воспитатель выносит подлинники хохломской посуды и предлагает детям внимательно их рассмотреть.
Воспитатель: Ребята, взгляните, какие красивые изделия создали для нас народные мастера! Вы узнаете, что это за чудесная роспись?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, верно. Это настоящая деревянная посуда с необычной росписью Хохломы. Расскажите, что в ней особенного?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Эту красивую роспись, которую вы видите, мастера создают уже много лет. (Далее следует рассказ воспитателя о том, как изготавливаются хохломские шедевры; по окончании повествования воспитатель предлагает ребятам прочитать наизусть пару стихотворений на тему занятия).
Чтение стихотворений.
Хохлома, Хохлома,
Красота золотая!
Всем знакома она,
Наша роспись родная.
И кого ни спроси,
Так ответит любой:
"Гордость милой Руси -
Наш узор хохломской!"
Воспитатель: Молодцы, ребята! Стихами вы поведали нам о красоте народной росписи. Хохлома — это старинное село, где умельцы придумали расписывать не только посуду, но и мебель. Она очень полюбилась торговому люду за свои яркие цвета, интересных героев — это ягоды, цветы и птицы.
По ходу рассказа воспитатель обращает внимание детей на интеллект-карту с этапами производства хохломской посуды.
Воспитатель: Когда изделие полностью готово, в его росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость росписи — красный и черный. Кисточки у мастеров делаются из беличьей шерстки на хвостике, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую, едва заметную линию. Представляете, какой это большой труд?
Далее воспитатель напоминает детям, как кистью наносить хохломской узор.
3. Физкультминутка
Воспитатель исполняет частушки, звучит фольклорная музыка. Дети двигаются под нее, используя элементы русских народных танцев.
Чтение частушек.
Вся гуляет Хохлома:
Заплясали и дома!
Вот играют ложки -
Не унять Тимошки!
А Иван кричит с печи:
"Где лежат все калачи?"
Не ленись, Ванюша,
Бей скорей баклушу!
Мастер сделает посуду,
Но Иван кричит: "Не буду!
Краски мне по нраву -
Распишу на славу!"
Но за кисти взялся,
Тут же растерялся!
И стоит в деревне плач:
"Хохлома-то - не калач!"
4. Художественная часть
Воспитатель: Ребята, взгляните! Пока мы с вами пели частушки и танцевали, кто-то успел похитить все народные узоры с наших чудесных ложек, так что теперь не разобрать, какая была на них роспись (показывает заготовки ложек без рисунка). Кто бы это мог быть?
Появляется Леший и громко вопит.
Леший: Ай да мои ягодки, ай да мои цветочки! Сейчас я их съем, какие они красивые и сочные, словно только что из леса!
Воспитатель: Ай-ай-ай, Леший, разве ты не знаешь, что это называется «Хохломская роспись» и ей украшают изделия из дерева? Ребята, расскажите Лешему!
Дети объясняют и помогают герою понять, что такое Хохлома.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Только ложечки остались без узора. Ведь что-то Леший все-таки успел съесть. Давайте поступим как настоящие мастера и распишем их чудесным народным узором Хохломы. Мы же не хотим, чтобы наша посуда оставалась одинаковой, верно? Создадим пышные цветы, ягодки, листья, травы, которые у каждого из вас получатся разные, особенные. Для этого у вас акварельные краски. Вы почувствуете себя настоящими народными умельцами, если будете стараться и проявлять терпение. А теперь приступайте к работе.
Во время занятия воспитатель отмечает старание детей и хвалит их. Пока ребята выполняют роспись, звучит народная музыка.
По окончании дети выбирают те рисунки, которые им нравятся больше всего, и проводится выставка лучших работ. Леший, глядя на работы детей, обещает больше не похищать ягоды и просит научить его создавать такую красоту.
В заключении — закрепление изученного материала.
4. Интерактивный кроссворд на закрепление
Воспитатель демонстрирует кроссворд на тему Хохломы. Дети отвечают на вопросы и заполняют поля для ответов. Леший хочет им помочь, но подсказывает неправильно и все наоборот. Дети объясняют герою, почему его ответы неверны.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Сегодня на занятии мы рассмотрели образцы хохломской посуды, узнали, как ее создают и расписывают народные мастера, прочитали стихи и частушки, разгадали кроссворд с новыми словами и успели вернуть чудесные хохломские узоры, которые похитил Леший, но обещал нам исправиться. Теперь ваши работы отправятся на нашу выставку, на стенд «Мир глазами детей», где ими смогут полюбоваться ваши родители, воспитатели и дети из других групп. Наше занятие окончено.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе Хохломкая роспись. Мастер-класс для учащихся 2-3 класса Конспект НОД в старшей группе. Золотая хохлома Роспись разделочной доски Хохлома. Мастер-класс с пошаговыми фото

Похожие статьи:

Роспись разделочной доски. Хохлома

Роспись тарелки хохлома

Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы

Опубликовано: 1976 дней назад (30 октября 2018)
Просмотров: 3134
+2
Голосов: 2
Ольга Анатольевна Рожкова # 30 октября 2018 в 22:10 +2
здравствуйте. Хохлома это сложная роспись как по технологии выполнения, так и по рисунку. В хохломе два основных цвета это черный и красный, а самый главный это золотой, который получается при определенной технологии. У Вас ложки желтые или белые? Хотелось бы более подробного описания. Почему бы не взять полохов-майдан это более легкая и доступная роспись для детей, там тоже есть ягодки и цветы.
Ольга Станиславовна Средина # 31 октября 2018 в 16:36 0
Здравствуйте, Ирина Борисовна!
Конспект очень хороший, подробный, может пригодится коллегам в работе.
Только не хватает все-таки визуального ряда. Хочется увидеть результаты детского творчества.