Познавательно- творческий проект в старшей группе на тему «Мы в Удмуртии живем»
Автор: Комиссарова Наталья Геннадьевна, воспитатель МБДОУ «детский сад №196», город Ижевск.
Описание материала: данный материал будет полезен воспитателям и педагогам в работе с детьми 5-6 лет.
Актуальность проекта:
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, особенностях традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформулирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания. Поэтому мы решили в старшей группе реализовать данный проект.
Тип проекта:
По длительности – долгосрочный (сентябрь – март)
По содержанию – познавательно - творческий
По составу – групповой
Цель проекта:
Введение ребенка в мир культуры удмуртского народа.
Задачи проекта:
1. Дать элементарное представление об Удмуртии, ее столице – городе Ижевске. Познакомить с бытом удмуртов, избой, кухней, одеждой.
2. Продолжать знакомить детей с историей и символикой республики.
3. Способствовать развитию у дошкольников чувства патриотизма.
4. Привлечь родителей к совместной исследовательской деятельности.
5. Знакомить детей с удмуртскими сказками и легендами, как одним из видов литературного творчества удмуртского народа.
6. Развивать умение работать над содержанием сказок.
7. Развивать интерес к фольклорным произведениям.
8. Развивать эмоционально – образное восприятие литературных произведений.
9. Развивать творческие способности в продуктивной деятельности.
10. Развивать умение работать в подгруппах,
11. Формировать понятия «друг», «дружба».
12. Воспитывать хорошие взаимоотношения между детьми.
13. Воспитывать дружелюбие и отзывчивость.
14. Создать эмоционально – положительное настроение.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическая культура, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Участники проекта:
Дети старшей группы «Веснушки», воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Ожидаемый результат:
Дети начнут испытывать гордость за свою малую родину, заинтересуются историей Удмуртии, узнают традиции родного народа, символику. У детей появится желание выражать себя творчески.
Формы: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.
Методы:
1. Словесные: беседы, рассказы о истории, традициях удмуртов. Чтение художественной литературы.
2. Наглядные: рассматривание иллюстраций о кухне, одежде, музыкальных инструментах; просмотр видео – удмуртские танцы, игра на музыкальных инструментах; презентации – «Удмуртская изба», «Удмуртские сказочные персонажи».
3. Практические – аппликация, рисунок, лепка, пошив костюмов для кукол.
4. Игровые: инсценировка сценок из сказок, словесные игры, режиссерские игры, дидактические игры, разучивание удмуртских подвижных игр(«Солнышко и туча», «Игра с платочком»).
Этапы проекта.
1 этап - Подготовительный
- Определение целей и задач проекта.
- Обсуждение целей и задач с участниками проекта.
-Подбор методической литературы, художественной литературы, дидактического материала.
-Подбор демонстрационного материала.
- Составление плана по организации детской деятельности.
-Подготовка к мероприятиям.
2 этап – Основной
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Беседа с презентацией «Мы в Удмуртии живем»
- Оформление в группе уголка, посвященного Удмуртии (символика республики и города Ижевска, книги, фотографии, открытки).
-Оформление альбомов «Удмуртская кухня», «Удмуртский костюм».
-Знакомство детей с музейными экспонатами (стиральная доска, скалка, ступка).
- Изготовление макета «Удмуртская изба».
- Рассматривание кукол в удмуртских национальных костюмах (мужской и женский).
-Знакомство с лекарственными растениями Удмуртии.
- Презентация «Удмуртская изба и мебель».
-Рассматривание музейных экспонатов (стиральная доска, прялка, ступка, )
-Знакомство с выдающимися людьми Удмуртии: М.Т. Калашников, Г. Кулакова, Т.Тихонова, В. Медведцев.
-Викторина об Удмуртии.
-Просмотр видео об удмуртских музыкальных инструментах и танцах.
-Просмотр видео: ансамбль крезистов из г. Воткинск, игра на шулане.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
-Встреча с интересными людьми: рассказ бабушки из удмуртской семьи о национальных традициях удмуртов.
-Сюжетно- ролевые игры по мотивам удмуртских сказок.
-Режиссерские игры.
-Театрализованная игра-драматизация по сказке «Красавица Береза».
Образовательная область «Речевое развитие»
-Чтение удмуртских народных сказок: «Мышь и воробей», «Кокорикок», «Охотник и Змея», «Батыры», «Красавица Береза», «Небеса», «Сын рыбака и Вумурт» и др.
-Разучивание пословиц и поговорок.
Образовательная область «Физическое развитие»
- Разучивание удмуртских народных игр «Солнышко и туча», «Игра с платочком».
- Выразительное движение «игра на шулане».
- Пальчиковые игры «Звери», «Семья».
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
- Изготовление аппликации «Удмуртский орнамент на скатерти», «Ковер», «Варежки», «Украшение передника».
- Лепка из соленого теста «перепечи».
- Лепка «Посуда для избы».
- Рисование «Сказочные герои».
- Прослушивание удмуртской музыки.
- Знакомство с удмуртскими инструментами.
- Рузучивание удмуртских танцев.
Взаимодействие с родителями:
- Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
- Привлечение родителей к изготовлению макета удмуртской избы, к пошиву удмуртских костюмов для кукол.
- Участие в совместных с детьми исследовательских проектах:(Кто такой Вумурт? Кто такой Нюлескузё? Кто такая Обыда? Кто такой Корка Кузе (Домовой))?
- Участие в совместных встречах с интересными людьми.
- Участие родителей в изготовлении костюмов для игры-драматизации.
3 этап – Заключительный
Продукт проектной деятельности:
- Театрализованная игра-драматизация по удмуртской народной сказке «Красавица Береза».
Результат проекта:
В ходе реализации данного проекта дети расширили знания о родной республике, ее символах, достопримечательностях, традициях. Дети получили опыт исследовательской деятельности, смогли раскрыть свои таланты, проявить творческую активность при участии в театрализованной игре – драматизации.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие благоприятного эмоционального климата в группе детского сада
Конспект НОД в старшей группе. История Санкт-Петербурга
Патриотическая беседа в старшей группе об Алтайском крае
Совместная игра с родителями в детском саду