РАЗВИТИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА В НАШЕЙ ГРУППЕ
Автор: Шаршакова Ю.А., воспитатель МБДОУ детский сад №3 «Незабудка» г. Протвино
Так как мы ставим своей целью задачу развивать ребёнка, то мы обязательно учитываем, что у каждого ребёнка свои интересы, свои способности и наклонности, что у каждого свой исходный уровень развития, своё настроение, желание. Когда в группе более 20 детей, очень трудно создать для каждого благоприятную среду для развития и комфортного душевного состояния. Воспитатели, работающие вместе должны быть единомышленниками, иначе ничего не получится.
Все дети, конечно, разные, но в некотором смысле они похожи друг на друга: пришли в детский сад, когда им исполнилось по два года, круг общения был у них довольно мал и узок, можно отметить единичные привязанности детей. Пройдёт немного времени и у детей появится больше друзей, так отвечая на вопросы анкеты, дети называют если не всех, то человек 5, минимум, своими друзьями. Значит ребёнку приятно общаться с этими детьми, приятно находиться в их обществе. Наши малыши усвоили первые навыки общения, мы добиваемся того, чтобы в группе не было грубого обращения друг к другу. Детей принято называть только ласковыми именами: Машенька, Катюшенька, Илюшенька. Это отмечают родители и сами дети, отвечая на вопросы анкеты. Это обеспечивает чувство комфортности, собственной значимости в глазах других детей и взрослых. Мы проводим игру-тест, из книги Н.Л. Кряжевой «Развитие эмоционального мира детей», «Найди друга» [1:25], когда ребёнок с завязанными глазами из массы детей, с помощью рук, ощупывая одежду, волосы, руки, безошибочно находит и называет своего друга.
Определённая атмосфера присутствует не только в общении двух-трёх детей, но показывает общую обстановку в группе. Люди переступившие, порог нашей группы, чувствуют доброжелательность малышей, интерес, а не боязнь нового человека. Это в улыбках детей, их голосе, искренней радости, вежливом приветствии, приглашении пройти и присесть на стул.
Между нами, воспитателями, существует контакт доверия. Часто мы используем такой приём, в основном, при передаче смены: рассказываем обо всём, что происходило на занятиях, обо всех удачах, огорчениях. Делаем это в присутствии детей и они часто принимают активное участие в такой беседе. Когда рассказываем о не очень приятных вещах, всегда выражаем надежду, что-«сегодня у нашего ребёнка плохое настроение, а завтра он исправиться». И нашаливший ребёнок сам верит в то, что завтра он будет лучше, чем сегодня.
Уже сейчас можно сказать, что мы знаем хорошо всех наших детей, и знаем, какие нужны ключики к их замочкам. Дети доверяют нам, рассказывают своё самое сокровенное, тайны, иногда просто прижимаются к нам или просят подержать их на коленях. Разве это не доверие, разве это не желание видеть в нас - «садовскую» маму. Легче и проще с теми детьми, которые постоянно посещают детский сад, с ними более тесные и доверительные отношения. Часто помогает упражнение из книги Н.Л. Кряжевой «Комплименты» [1:29].
Каждое утро в группе начинается с беседы с детьми о том, чем они занимались дома, это у нас называется: «Утро радостных встреч». Не только мы, воспитатели, радуемся приходу детей, но и привлекаем к приятному общению других, ранее пришедших, детей. Такое «утро» позволяет детям легче пережить время расставания с близкими, легче войти в ритм группы, создаёт хорошее настроение, доброжелательное отношение к другим детям. Стараемся всем сказать что-то хорошее, доброе во время приветствия. Это помогает ребёнку почувствовать свою нужность, значимость, свою самоценность в группе.
Несколько лет подряд мы проводим в группе «Сладкие среды» - это такой небольшой еженедельный уютный семейно-групповой праздник, который скрашивает жизнь и взрослых и детей. Заранее мы объяснили родителям, что проведение «сладкой среды» нам от каждого ребёнка нужен небольшой пакетик со сладостями (это не торт, не шоколадные конфеты, а горсть карамелек или печенья). Всё дорогостоящее мы просим родителей оставить для дней рождения, а здесь важно поделиться самым малым, по чуть-чуть, но всем. Для детей важно не столько угощение, сколько совместная трапеза за столом, за общим столом, со скатертью, самоваром. Мы придумали и изготовили «чайную барыню» - Матрёну Ивановну. Дети сразу запомнили как её зовут и полюбили её. Дети обязательно помогают нам организовывать сладкий стол, они сдвигают столы, накрывают их скатертью, раскладывают угощение. Мы считаем. Что такие «среды» сближают детей, учат дарить радостные мгновения друг другу, но и именно на них учатся культуре поведения за столом. Мы часто поём песни, выносим на обсуждение какую-нибудь ситуацию, обсуждая её, даём высказаться каждому малышу. На такие мероприятия нередко приходят родители. Приглашали в гости маму, которая умеет хорошо рисовать, она рисовала всё, что пожелали дети. Эта встреча была важна тем, что детям сразу стало понятно зачем учиться рисовать. Такие встречи не проходят бесследно, дети помнят о них, делятся друг с другом впечатлениями, а сами родители вырастают по своей значимости в глазах не только собственных детей, но и их друзей.
Весело и интересно проходят в группе дни рождения. Виновник торжества приносит угощение и обязательно свою фотографию, которая располагается у нас на самом видном месте. Стараемся, чтобы весь день был праздничным для именинника. Обязательный «каравай», угощение за самоваром, устраиваем концерт и дарим подарки: рисунки детей и сувенир на память/ готовит воспитатель/.
Если кто-то из детей долго болеет мы, с детьми, рисуем весёлые картинки и передаём их заболевшему. Конечно, не всё так гладко протекает в нашей группе-бывают и слёзы, и огорчения, и ссоры, и недоразумения. Стараемся сглаживать конфликты так, чтобы дети поняли, что лучше жить в мире и дружно. Учим детей идти на компромисс. Чтобы снять агрессивность, напряжённость используем упражнения Н.Л. Кряжевой: «Уходи, злость, уходи!», «Ругаемся овощами» [1:33]. Такие упражнения очень хорошо ослабляют негативные эмоции. Обычно дети очень серьёзно начинают выполнять эти упражнения, а к концу смеются от души. Значит получилось!
Стараемся детей не наказывать, пытаемся объяснить в чём не прав малыш. Учимся выполнять с детьми упражнения из книги Н.Л.Кряжевой для саморегуляции и снятия психического и эмоционального напряжения: «Возьмите себя в руки» [1:35] , гимнастические упражнения «Бэби-йога» [1:39]. и другие. В этой книге очень удачно подобраны игры и упражнения для детей, начиная с 4-х летнего возраста. Для себя мы сделали выборку таких игр, которые включаем в свой план.
Работа по созданию и развитию эмоционального благополучия, это работа не одного дня, месяца, года, а работа всей нашей жизни, ведь мы в ответе за все поступки наших детей, за их радостное настроение.
Литература
1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития,1996. – 208с.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для педагогов. Эстетизация предметно-развивающей среды детского сада
Развивающая среда групповой комнаты ДОУ
Наглядное пособие для детского сада своими руками «Как накрыть на стол». Мастер-класс с пошаговыми ф
Организация развивающей среды ДОУ