Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы педагога-психолога ДОУ. Технологии работы с детьми с признаками РДА

Технологии работы с детьми с признаками РДА из практики педагога-психолога
Проблема детского аутизма является одной из наиболее актуальных в области детской психиатрии. Постановка точного диагноза порой занимает много времени, тем самым упуская шанс коррекции развития ребенка. Точный процент выздоровлений неизвестен. Большинству детей с аутизмом не достает социальной поддержки, устойчивых отношений с другими людьми, карьерных перспектив, чувства самоопределения.
Основными определяющими признаками РДА являются аутистические формы контактов, расстройство речи, ее коммуникативной функции, нарушение социальной адаптации, расстройство моторики, стереотипная деятельность, нарушения развития.
В нашей практике имеет место случай пребывания ребенка в ДОУ с признаками РДА(подтвержденный диагноз). По нашим наблюдениям и из бесед с родителями девочки, определилась примерная группа нарушений по О.С.Никольской- 1 группа, для которой характерно:
-отрешенность от окружающего, отсутствие потребности в контакте, полевое поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания. Следует добавить ритмическую вокализацию, нарушение игровой деятельности, трудности в сосредоточении, нарушение чувства самосохранения, нарушение аффективной сферы, ситуативное проявление агрессии как метода самозащиты.
Программа работы с ребенком была составлена как трионгуляция взаимодействия трех сообществ: педагоги, семья и психолог.
Направления работы:
1.Установление эмоционального контакта, как один из приоритетных направлений.
2.Психологическая помощь семье и педагогам, установка на индивидуализацию и разработку маршрута развития.
3.Личностная профессиональная ориентация на «особого» ребенка, заключающаяся в изучении данного диагноза и исследовании поведенческих паттернов.
В своей деятельности были использованы следующие Технологии работы:
1.Здоровьесберегающие технологии
1.1.Пальчиковая гимнастика
Детям с аутистическими нарушениями сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы руки должны действовать согласованно и координировано. Сложность произвольного распределения мышечного тонуса сказывается на моторике рук аутичного ребенка.
Все подобранные упражнения начинались с разогрева ладоней легкими поглаживаниями, медленным темпом, чтобы ребенку было комфортно.
Разминка «Согреем ладошки»
Руки крепко прижимаем
И ладошки растираем.
Сильно, сильно, сильно трем,
Разогреться им даем.

Разминание ладони:
-поглаживание наружной и внутренней поверхностей руки ребенка
Упр. «Дорожки на ладошке»
Растираю я ладошку,
Вниз спускаюсь по дорожке.
Как ладошку разотру,
На другой руке начну.
Арсенал пальчиковых игр может быть самым разнообразным, от простых до сложных. Ребенок сам подскажет понравившийся сюжет, и эмоциональный отклик на определенную игру служит сигналом его заинтересованности.
Мы играли в такие игры:
Шишки, словно ежики
Колются чуть-чуть.
Покатать в ладошках
Шишку не забудь.(Л.Орлова)

Молоточком я стучу
Дом построить я хочу.
Строю я высокий дом
Буду жить я в доме том.

Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка.
Этот пальчик папочка
Этот пальчик мамочка.
Ну, а этот пальчик Я
Вот и вся моя семья!

1.2. Релаксация, музыкотерапия, двигательная терапия.
Для релаксации чаще всего были использованы музыкальные произведения из серии Классической музыки таких композиторов, как: М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, Г.В.Свиридов, В.А.Моцарт, А.Вивальди и мн.др.
Также были использованы релаксационные сборники музыки со звуками природы(шум дождя, моря, волн, ветра, птиц в лесу). Отношение ребенка к появлению музыкального сопровождения неоднозначно, во многом зависело от настроения и психологического состояния.

Во время музыкотерапии ребенку предлагалось потанцевать под веселую и непринужденную детскую музыку из мультфильмов, что порой носило положительный результат. Через двигательную терапию можно было наблюдать раскрепощение ребенка, его индивидуальность, избавление от мышечного напряжения, проявление примитивных эмоций(радость).
1.3. Арттерапия.
Для гармонизации психоэмоционального и личностного состояния ребенка, для проявления субъективного опыта, а также терапевтического воздействия в первую очередь.
В своей работе удалось использовать элементы арттерапии через:
- рисование пальчиками, тычками, палочками на листе бумаги разного формата.
-выкладывание фигур, картин, дорожек из камушков, веточек, крышек пластиковых, монеток и т.д.
1.4.Песочная терапия
Являясь сертифицированным песочным терапевтом, была возможность пронаблюдать за содержанием внутреннего мира ребенка, через проведение песочных терапевтических сеансов по Юнгианской технологии. Через расстановку фигур и их взаимодействие, всегда есть результат трансформации в восприятии окружающей действительности. Сложность заключалась в одностороннем общении по причине недоразвития речи ребенка, но эмоциональный отклик на мои обращения и комментарии положительно влиял на личностное взаимодействие.
1.5.Цветотерапия
Обогащать эмоциональный мир ребенка, используя метод погружения в цвет, цветовосприятия в специально созданных условиях- сенсорной комнате. При интегративном подходе к данному методу, при включении музыкотерапии, двигательной терапии, есть возможность получить обратную связь с ребенком. В нашем случае, ребенку нравилось проводить время в сенсорной комнате, среди цветовых иллюминаций, спокойной музыке, на мягком пуфике или лежа на ковре.
2.Технология исследовательской деятельности.
Цель данной технологии для ребенка с признаками РДА заключалась в формировании базового доверия к миру, к самостоятельному взаимодействию с окружающими предметами. Формами работы в данной технологии выступали:
-наблюдения(за явлениями природы за окном, за игрой детей, за птицами, животными)
-опыты(с песком, с водой, с разными видами круп)
-использование художественного слова(сказки, потешки, стихи).
-дидактические игры, игровые обучающие и развивающие ситуации (в основном это конструктор, кубики, пазлы- требующие проявления механической памяти, стереотипических движений)

3.Личностно-ориентированные технологии
С целью обеспечения комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, были использованы следующие формы организации:
-массаж рук
-упражнения на телесный контакт(поглаживания, метод «рука в руке»)
Упражнения могут быть как в стихотворной, так и в произвольной форме.

4.Социоигровые технологии
Аутизм проявляется эмоциональной и поведенческой отгороженностью от реальности, свертыванием или полным прекращением общения, «погружением в себя», нарушением в контактировании с окружающими людьми, связанным с неспособностью учитывать эмоциональные реакции собеседника.
Для нас было важной задачей –развитие взаимодействия «ребенок-взрослый», так как было нарушено общение между матерью и ребенком. Из форм организации мы использовали:
- коллективные дела(создание коллажа из фото с семьей, создание видео материала про Отдых семьи на море)
-игры-соревнования(самые элементарные для возраста 3-4 лет)

В тесном сотрудничестве с семьей ребенка, нам удалось достичь положительной динамики в личностном развитии за проведенные 2,5 года в нашем МАДОУ. Желание родителей понять и принять своего ребенка таким, какой он есть нашло оптимистический взгляд на перспективу. Дополнительные занятия у логопеда, дефектолога, увлечение живописью, ручным трудом, постоянное обогащение и разнообразие развивающей предметной среды в домашних условиях, правильное медикаментозное лечение, психологическая поддержка родителей- все это способствовало тому, что на сегодня этот ребенок готов идти в школу. Имея за плечами первичную социализацию(принятие своей семьи, педагогов), она остается самобытной, своеобразной. Но вера родителей в успех своего чадо является мощным жизненным ресурсом, опорой.

Источники:
1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 6-ен, стер.-М.:Теревинф, 2010.
2. Ранний детский аутизм. //Дошкольная педагогика/Ноябрь/2013
3. Ранний детский аутизм. //Дошкольная педагогика/Декабрь/2013

Рекомендуем посмотреть:

Работа учителя-логопеда с семьей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей Диагностическое пособие по оценке эмоционального состояния детей в детском саду Проблемы аутизма Секреты эффективного общения

Похожие статьи:

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

В каком случае образовательные технологии наносят ущерб здоровью воспитанника и педагога

Здоровьесберегающие технологии у детей с ОВЗ (с нарушением слуха) в начальной школе

Опубликовано: 2208 дней назад (7 ноября 2018)
Просмотров: 660
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!