«Квест – технология как эффективный способ организации деятельности и повышения качества образования в современных условиях в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Автор: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель группы с ОНР МОУ «Бендерский детский сад №9» город Бендеры
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы понятия квест – технологии, ее структура, этапы организации, виды квестов, принципы организации и роль педагога при организации квеста. Материал будет полезен для педагогов ДОУ.
Цель: приобщение педагогов к использованию квест – технологии при реализации коррекционно – образовательной программы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Задачи:
- Рассказать о структуре квестов, этапах и принципах организации;
- Показать пример занятия в форме квеста для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
- Приобщить педагогов к использованию позитивного опыта по квест – технологии в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В современных условиях при реализации коррекционно - образовательной программы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) именно квест – технологии являются эффективным способом организации детской деятельности и повышают качество дошкольного образования в современных условиях.
При реализации коррекционно - образовательной программы сегодня у дошкольников должны быть сформированы
целевые ориентиры: инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитость воображения, фантазии и творчества, развитость крупной и мелкой моторики, проявление любознательности, умение подчиняться социальным нормам, способность к волевым усилиям в разных видах деятельности, способность к принятию собственных решений.
Данные целевые ориентиры помогает педагогу сформировать и развивать именно квест – технология, реализующая системно – деятельностный подход в работе с дошкольниками с ОВЗ.
В словаре
слово «квест» (с англ. quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений») - один из способов построения сюжета в фольклорных произведениях, путешествие персонажей к определённой цели через
преодоление трудностей; также это и приключенческая игра — компьютерная игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.
Таким образом, квест – технология предполагает включение дошкольников с ОВЗ в такую познавательно – игровую деятельность, сюжет которой предполагает приключения, поиски различных предметов, при этом решаются различные задачи, чтобы продолжить путь следования по сюжетной линии.
Квест – технология берет своё начало от популярных компьютерных игр, в которых для достижения цели героям необходимо выполнить множество заданий, найти спрятанные части предметов и дойти до финиша [2, с. 5].
Квест – технологии в дошкольном образовании предполагают включение дошкольников с ОВЗ в такие творческо – познавательные путешествия, в которых происходят приключения, поиски, есть секреты, тайники, загадки и различные задания, что помогает им активно включаться в деятельность. В таких путешествиях дошкольники могут проявить свои творческие и интеллектуальные познания, найти способы работы в командах, парах, развивая коммуникативные взаимодействия.
В каждом квесте всегда бывает элемент соревнований, много неожиданного, что так увлекает дошкольников с ОВЗ (новый герой, поиски кладов, предметов, развивающая среда в группе).
При участии в таких приключениях происходит формирование целевых ориентиров, что так важно для успешной готовности дошкольников в ОВЗ к обучению в школе.
Квест – технология при организации образовательного процесса способствует реализации коррекционно – образовательной программы в новых и актуальных формах работы.
Каждый квест может увлечь дошкольников своим сюжетом, помочь им развивать свои способности и коммуникативные взаимодействия с друзьями. Педагогу необходимо при этом так организовать деятельность дошкольников с ОВЗ, чтобы увлечь всех воспитанников. При этом современный педагог имеет навыки не только четкой и системной организации и подготовки тематического квеста, но и может умело провести такую познавательно – творческую игру – приключение.
Квесты организуются по продуманному, интересному, понятному дошкольникам сюжету или с участием знакомых героев произведений, главное суметь четко, досконально и детально продумать не только ход квеста, но и все этапы такого путешествия и задания.
При подготовке квеста педагог в первую очередь определяет основную цель, планирует задачи, учитывая возможности дошкольников с ОВЗ, а также учитывает ту обстановку, в которой будет проходить сам квест, затем на основании всех этих данных пишется сценарий приключений.
Непременным условием любого образовательно – коррекционного квеста является
мотивация. Дошкольники с ОВЗ очень любят запутанные сюжеты, карты, поиски и приключения, при этом важно, чтобы в результате на финише этого приключения их ожидал приз.
Образовательно – коррекционный квест имеет свою
структуру.
В ходе прохождения разных этапов и выполнения заданий команды получают или бонусы или штрафы, при этом все эти правила оговариваются до начала игры – приключения. Далее на финише участников ждет обязательный приз. В завершении путешествия проводится рефлексия, в ходе которой могут быть различные результаты: дошкольники могут рассказать, что им было интересно в ходе путешествия, что они узнали нового, что их удивило, что для них оказалось трудным для выполнения и т.д.
В организационном моменте квеста педагог организует проблемную ситуацию, мотивируя воспитанников на предстоящую деятельность. На этом этапе происходит разделение воспитанников на подгруппы различными способами, обсуждаются правила прохождения самого квеста, предлагаются карты с указанием порядка и направления прохождения этапов квеста.
В ходе самого квеста все дошкольники или команды дошкольников выполняют предложенные задания (творческие, логические, поисковые и др.), продвигаясь дальше и дальше. Проходя каждый этап, команды получают подсказки, предметы, части картинок и т.д. Все это помогает им дальше выполнять следующее задание, подводя их к финишу. При выполнении заданий команды получают бонусы или штрафные очки, что оговаривается в начале.
Педагог может использовать
различные варианты квестов при составлении маршрутов:
1.
Маршрутный лист, на котором педагог располагает последовательно станции, также это бывают ребусы, зашифрованные слова, которые нужно отгадать и туда проследовать.
2.
«Волшебный клубок», на котором друг за другом идут записки с названиями станций, при прохождении которых идет дальнейшее продвижение по маршруту.
3.
Карта или план – схема – маршрут следования по станциям.
4.
«Волшебный экран» - планшет, ноутбук, на котором друг за другом представлены фотографии мест путешествия. Путь следования можно узнать, лишь выполнив задание, в ответе получается или название станции или подсказка.
5.
Линейные квесты. Команды следуют по разным станциям друг за другом в определенной последовательности - от старта до финиша [2, с. 11].
Эффективно и результативно реализовать квест – технологию педагогу помогают следующие
основные принципы:
1.
Безопасность: задания и игры отвечают правилам безопасности для дошкольников.
2. Задачи квеста подчинены
возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, посильны для них при выполнении.
3. Применение
разнообразных видов деятельности в ходе прохождения квеста для реализации системно – деятельностного подхода.
4. Все задания должны быть
логичными, следовать друг за другом, быть интересными и познавательными для дошкольников.
5. Все задания имеют
положительный эмоциональный окрас при помощи персонажей, музыкального материала, атрибутов.
6.
Цель квеста должна быть четко сформулирована: найти заколдованного персонажа, помочь спасти друзей и т.д.
7. Необходимо
четко определить время для решения заданий, чтобы дошкольники его выполнили, но не устали.
8.
Педагог осуществляет только направляющую функцию в ходе игры – путешествия. Решения, выводы в ходе квеста дошкольники делают самостоятельно.
Квест – технология дает педагогу возможность быть только лишь организатором этого приключения, планируя цель, задачи, составляя ход и этапы квеста, направляя творческую и поисковую деятельность дошкольников с ОВЗ.
Познакомиться с занятием по квест - технологии можно тут:
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/konspekt-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-v-podgotovitelnoi-grupe-na-temu-moja-rodina-pridnestrove-s-prezentaciei.html
Квест – технология помогает педагогу сплотить дошкольников для решения заданий, развивая их познания, физическую и творческую активность и помогает приобрести коммуникативные качества.
Таким образом, квест – технологии помогают педагогам реализовать коррекционно – образовательную программу и сформировать у дошкольников с ОВЗ целевые ориентиры, необходимые при обучении в школе, что является эффективным способом повышения качества дошкольного образования в современных условиях.
Литература:
1.Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет. - М.: Сфера, 2012.-45-55 с.
2.Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 – с. 5-11
3.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров /под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001 с. 15-17
Рекомендуем посмотреть:
День туризма в детском саду. Средняя группа
Квест - игра по русским народным сказкам для детей 4-5 лет
Квест в детском саду
Квест в детском саду для старших дошкольников. Сценарий «Путешествие в Мастеград»