«Проектная деятельность как один из эффективных способов реализации коррекционно - образовательной программы в условиях ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Автор: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель группы с ОНР МОУ «Бендерский детский сад №9» город Бендеры
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы ознакомления дошкольников с проектной деятельностью и реализация творческого проекта о художниках – иллюстраторах. Определена система работы по ознакомлению дошкольников и их родителей с художниками – иллюстраторами. Материал будет полезен педагогам ДОУ
Цель: приобщение педагогов ДОУ к проектной деятельности с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
Задачи:
- Показать, каким образом педагоги использовали проектную деятельность с дошкольниками;
- Приобщить педагогов на примере позитивного опыта к организации проектной деятельности при реализации коррекционно – образовательной программы с дошкольниками с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
Сегодня организации дошкольного образования являются одной из первых ступеней для включения дошкольников в нашем общество.
Основная задача современной организации дошкольного образования – это сохранение и укрепление здоровья воспитанников, коррекция нарушений и создание социального благополучия и защищенности детей дошкольного возраста, также и с ограниченными возможностями здоровья, учитывая особенности их речевого, психомоторного и социального развития.
Самым актуальным и эффективным способом реализации коррекционно-образовательной программы в организации дошкольного образования является
проектная деятельность. Каждый творческий познавательный проект, выполняемый дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, вызывает у них стремление к познанию нового, увлекает их и образовывает.
Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка. Если взрослый поддерживает такой проект, поддерживается уникальное видение мира, свойственное данному ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других [1]
Многие отечественные и зарубежные ученые рассматривали
вопрос о проектной деятельности: Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, П.П. Блонский, В.В. Игнатьев, С.Т. Шацкий и др.
Данный метод рассматривался как:
- средство для всестороннего развития ума и мышления
(П.Ф. Каптерев);
- средство для формирования творческих способностей
(И.П. Блонский);
- средство для развития самодеятельности и подготовки к трудовой жизни
(С.Т. Шацкий);
- средство для подготовки воспитанников к профессиональной деятельности
(А.С. Макаренко);
- средство для слияния теории и практики в обучении
(Е.Т. Каганов, М.В. Крупенина, В.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин).
Поскольку в условиях нашей организации дошкольного образования мы работаем с дошкольниками, имеющими
тяжелые нарушения речи, то считаем, что наиболее целесообразным будет применение именно творческого подхода в процессе организации проектной деятельности воспитанников.
При работе над
творческо-познавательным проектом у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья формируются
целевые ориентиры. Они понимают, каким образом необходимо ставить цель, какие средства использовать для достижения цели, обучаются мыслить творчески, а значит, происходит их интеллектуально-творческое развитие. При реализации проектов меняется и
позиция педагога, который организует развивающую среду таким образом, чтобы были учтены интересы и возможности дошкольников с ограниченными возможностями развития.
Именно в 6-7-летнем возрасте интенсивно формируются целевые ориентиры, активно развиваются все стороны личности у детей дошкольного возраста: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно- практическая.
Основная задача педагога при этом – умелая организация развивающей среды, поддержка творческой активности дошкольников, формирование существенных условий для определения целей и содержания деятельности, используя различные варианты работы над проектом, умелая помощь в организации самой творческо-интеллектуальной деятельности.
Творческо-познавательный долгосрочный
педагогический проект «Мы – маленькие иллюстраторы» был реализован нами с группой воспитанников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с декабря 2018 года по март 2019 года. Его результаты были продемонстрированы на бендерском городском методическом объединении специалистов по художественно–эстетическому направлению деятельности в дошкольной организации образования на тему: «Создание сюжетных композиций в рисовании на основе литературных произведений», - и заслужили высокую оценку специалистов в данной области.
Кроме того, накопленный нами практический материал принял участие в международном интернет-конкурсе «Лучшая методическая разработка» на платформе международного образовательного сайта «Учебно – методический кабинет» ped- kopilka. ru, где занял второе место из 90 участников конкурса.
Познакомиться с творческим проектом «Мы – маленькие иллюстраторы» можно тут:
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/pedagogicheskii-proekt-v-dou-v-podgotovitelnoi-grupe-my-malenkie-ilyustratory.html
Таким образом, проанализировав данные исследований по обозначенному направлению, мы сделали выводы о том, что проектная деятельность может быть одним из эффективных способов взаимодействия педагога и воспитанников при организации образовательной деятельности через творческо-поисковую деятельность с учетом личностно-ориентированного подхода. Мы считаем, что данное направление актуально при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях организации дошкольного образования и приводит к позитивным результатам.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 35с.
2. Дошкольникам о художниках детской книги. Сост. Т.Н. Доронова, М.: Просвещение, 1991, 15-35с.
3. Дошкольникам об искусстве. Старший дошкольный возраст. Сост. Т.Н. Доронова, М.: Просвещение, 2003, 10-45с.
Рекомендуем посмотреть:
Педагогический проект в младшей и средней группе ДОУ
Исследовательский проект в подготовительной группе
Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике
Занятия со старшими дошкольниками 5 - 7 лет. Проект одного дня
Похожие статьи:
Развитие коммуникативных навыков в проектно - исследовательской деятельности у дошкольников
Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»