Педагогический проект про художников в детском саду "Мы - маленькие иллюстраторы". Старший дошкольный возраст
Автор: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель группы с ТНР МОУ «Бендерский детский сад №9» город Бендеры
Описание: Предлагаю ознакомиться с педагогическим проектом «Мы – маленькие иллюстраторы». Этот проект будет полезен педагогами по ИЗО – деятельности, воспитателям, педагогам начальной школы. Участники данного проекта – дошкольники с ОВЗ первого года обучения.
Назначение: реализация с дошкольниками 6-7 лет в ДОУ
Тип проекта: творческо – познавательный, групповой, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: декабрь 2018 г. – март 2019 г.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №7 «Звоночки» МОУ «Бендерский детский сад №9».
Руководитель проекта: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель.
Актуальность: Именно в современное время педагоги видят, что дети либо мало читают книги, либо совсем их не читают, смотрят мультфильмы или играют в компьютерные игры. У меня, как педагога, это все вызывает огромную тревогу. Предлагаю использовать в работе такие формы и методы, что позволили бы сформировать у детей интерес к чтению и книгам. Самый интересный и познавательный, на мой взгляд, является метод проектной деятельности.
В представленном проекте мы с дошкольниками интересовались художниками – иллюстраторами детских книг, сами побывали в такой роли и нарисовали иллюстрации к авторской новогодней сказке.
Детские книги еще с самого раннего возраста всегда являлись для ребенка средством и способом эмоционального, познавательного развития. Именно потому важно с самого детства приобщать детей к книге. К. Д. Ушинский всегда писал о положительном значении иллюстрации (картинки) в развитии ребенка.
Ребенок дошкольник еще с самого раннего детства всегда увлечен книгами, в которых есть яркие и запоминающиеся иллюстрации. Самыми любимыми книгами становятся те, в которых эти красочные иллюстрации помогают рассказать, о чем эта книга.
Термин «иллюстрация», в переводе с латинского, обозначает «освещать, проливать свет, объяснять». Любая детская книга является результатом труда писателя или поэта и художника – иллюстратора. Даже дошкольники знают, что писатель книгу написал, а вот художник ее проиллюстрировал.
В представленном творческо – познавательном проекте дошкольники будут как художники – иллюстраторы создавать красочные сюжетные иллюстрации к авторской новогодней сказке и к своим авторским новогодним сказкам.
Проблема: творческие способности детей в создании сюжетных композиций при организации НОД по ИЗО - деятельности развиты очень слабо. Кроме того, в ОДО детей обязательно знакомят с художественной литературой по возрастам, но совсем не уделяют внимание иллюстрациям художников к различным произведениям. Художественная иллюстрация очень часто используется педагогами как материал для НОД или дидактических пособий.
Цель проекта: Расширение представлений детей о художниках – иллюстраторах детской книги. Развитие умения самостоятельно создавать авторские иллюстрации к авторским сказкам (сюжетное и цветовое решение работ). Поощрение активного участия детей в художественной деятельности.
Задачи проектной деятельности:
1.Проанализировать научно-методические источники по данной проблеме.
2. Развивать интерес к литературе и книжной графике, творчеству и работам известных художников – иллюстраторов детских книг.
3. Ознакомить детей с некоторыми художниками – иллюстраторами детских книг (Ю.А. Васнецов, Е. Чарушин и другие), какими средствами выразительности и манерами передачи образов они пользовались.
4. Формировать творческие способности, художественный вкус при ознакомлении с работами художников – иллюстраторов детских книг.
5. Развивать технические навыки и умения для создания узнаваемых сказочных героев, продолжать формировать умение передавать в рисунках сюжеты авторских сказок, проявлять самостоятельность в выборе композиционного и цветового решений.
6. Определить основные направления совместной деятельности педагогов и родителей по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
7. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Обеспечение проектной деятельности:
-
методическое: подбор иллюстративного, речевого и музыкального материала, авторских дидактических игр по теме;
-
материально – техническое: ноутбук, проектор, презентации про художников – иллюстраторов детских книг, фотографии, сюжетные детские рисунки к авторским новогодним сказкам.
Предполагаемые результаты:
- повышение у детей интереса к творчеству некоторых известных художников – иллюстраторов детских книг;
- формирование представлений о средствах выразительности, которые используют художники – иллюстраторы в своей работе;
- формирование творческой активности при создании собственных сюжетных композиций по авторским сказкам;
- расширение общего кругозора у родителей о художниках – иллюстраторах детских книг.
Презентация проекта: выступление педагога Павловой В.В. на методическом объединении воспитателей - методистов по ИЗО ОДО города Бендеры в марте 2019г.
Методы проекта: беседы, НОД о художниках - иллюстраторах, совместная продуктивная и досуговая деятельность.
Продукт проектной деятельности: изготовление совместно с детьми книги с иллюстрациями к авторской новогодней сказке (автор – воспитатель Павлова В. В.)
Практическая значимость исследования:
- обобщены материалы о художниках – иллюстраторах детских книг;
- разработан конспект НОД о художниках – иллюстраторах детских книг с презентацией;
- разработаны авторские дидактические игры о художниках – иллюстраторах детских книг;
- определены направления работы с родителями о художниках – иллюстраторах детских книг.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: (декабрь 2018)
Работа с детьми:
- Обсуждение тематики проекта
- Участие в международном творческом интернет – конкурсе для детей и педагогов «Новогодняя карусель»:
Сказка Новогодние приключения Незнайки и Синеглазки -
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/novogodnie-priklyuchenija-dlja-detei-6-7-let.html
Сказка для детей подготовительной группы детского сада «Ёлочка и Дед Мороз» -
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/novogodnja-skazka-dlja-starshih-doshkolnikov-6-7-let-lochka-i-ded-moroz.html
Сказка для детей старшего дошкольного возраста «Новогодние мечты» -
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/novogodnja-skazka-dlja-starshih-doshkolnikov-6-7-let-36499.html
Сказка «Снеговик - помощник» -
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/novogodnja-skazka-dlja-starshih-doshkolnikov-6-7-let-36496.html
Сказка для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Деда Мороза в Африку» -
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/novogodnja-skazka-dlja-starshih-doshkolnikov-6-7-let.html
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей
- Обсуждение целей, задач и способов реализации проекта
Работа педагога:
- Изучение методической литературы по ознакомлению дошкольников с художниками – иллюстраторами детских книг.
- Разработка плана проекта
- Анализ предметно – развивающей среды и необходимых условий для реализации проекта
- Поисково – творческая работа по подбору иллюстративного, дидактического и литературного материалов
- Подбор и подготовка материалов для организации творческой деятельности дошкольников
Практический этап: (январь – февраль 2019)
Работа с детьми:
- Беседы о художниках – иллюстраторах, экскурсия в библиотеку
- Рассматривание детских книг с иллюстрациями, ознакомление с разнообразными приемами работы художников – иллюстраторов детских книг;
- Просмотр презентации «Художники – иллюстраторы детских книг и мультфильмов»
- Дидактические игры о художниках – иллюстраторах, творческие игры.
- Разучивание стихотворений о художниках:
Ольга Повещенко Художник; Татьяна Лаврова Словно волшебнику радужной сказки; Сергей Михалков Слон-живописец; Валентин Берестов Дети и цветы; Олеся Емельянова На холсте художник Петя
-Разучивание загадок о художниках:
Загадки. Художник автор: Олег Карелин; Загадки о профессиях. Художник
автор: Марина Абина
-Разучивание поговорок и пословиц о художниках:
Художник тот велик, кого подделать жаждут.
Художник оставляет на холсте души неповторимый отпечаток.
У художника на кончике кисточки должно биться сердечко.
Когда художник рисует ветвь, нужно слышать дыхание ветра.
- Решение проблемных ситуаций «Как изобразить героев разных сказок в одном сюжете?», «Как нарисовать иллюстрации к авторской сказке, чтобы получилась книжка?»
- Изобразительная деятельность, сюжетное рисование по авторским и собственным новогодним сказкам
- НОД «Известные художники – иллюстраторы детских книг»; НОД «Кто и как создает рисунки в книгах?»
- Викторина «Известные художники – иллюстраторы детских книг»
- Выставка детских работ «Мы иллюстрируем авторскую новогоднюю сказку «Новогодние приключения Незнайки и Синеглазки»
- Иллюстрирование своих
авторских новогодних сказок:
Сказка «Новогодние приключения пиратов» - Горбачев Сергей;
Сказка « Весёлый праздник» - Оксани Константин;
Сказка « Ёлочка и Дед Мороз» - Бундуки Артем;
Сказка « Снеговик – помощник» - Капитальчук Кирилл;
Сказка « Новогодние мечты» - Панина Арина;
Сказка «Дед Мороз и Снежный король» - Стефанко Константин;
Сказка «Приключения Метелицы» - Василиян Офелия
Сказка « Путешествие Снеговика» - Диденко Максим
Сказка «Путешествие Деда Мороза в Африку» - Костишин Кирилл
Сказка «Новогоднее путешествие Незнайки и Кнопочки» - Чернаев Илья
Сказка «Новогодние приключения мальчика Егора» - Ботнарь Дмитрий
Работа с родителями:
- Проведение бесед «Как знакомить дошкольников с художниками – иллюстраторами», «Как художники иллюстрируют книги»
- Проведение консультаций «Сказочное разноцветье художников – иллюстраторов детских книг», «Сюжетное рисование - способ иллюстрации детских любимых сказок»
- Рекомендации по ознакомлению детей с художниками – иллюстраторами детских книг
- Проведение мастер – класса «Мастерская художников»
- Совместное придумывание новогодних сказок и изготовление атрибутов к ним
- Привлечение к обогащению и пополнению развивающей среды группы
Оснащение развивающей образовательной среды:
- Пополнение центра для творчества авторскими дидактическими играми о художниках – иллюстраторах
- Оформление авторских дидактических игр о художниках – иллюстраторах
Заключительный (март 2019)
- Досуговая деятельность « Художники – иллюстраторы детских книг» в форме квеста
- Итоговое анкетирование родителей.
- Создание совместно с детьми книги с иллюстрациями к авторской новогодней сказке «Новогодние приключения Незнайки и Синеглазки»
- Анализ и обобщение результатов деятельности
Реализация проекта:
Изучив методическую литературу по ознакомлению дошкольников с художниками – иллюстраторами, опыт работы различных ОДО по художественно – эстетическому направлению, пришла к выводу, что данный вопрос недостаточно рассмотрен и нет разнообразных игровых пособий по этой теме. Кроме того, дети очень плохо могут придумывать и создавать сюжетные композиции на основе прочитанных произведений. Изучив результаты познаний детей и родителей о художниках – иллюстраторах, принято было решение начать работу в этом направлении и предложить детям создать книгу с иллюстрациями к авторской сказке.
Объектом нашего творчества стала авторская сказка педагога Павловой В. В., в которую были включены герои и сюжеты известных детских произведений и сказок.
Почему авторская сказка стала объектом нашего проекта:
- Дети очень любят читать, слушать, смотреть мультфильмы по сказкам, они активно перемещают сказочных героев в различные ситуации
- В любой сказке есть персонажи и сюжет, необходимо их изобразить, чтобы читатели узнали героев сказки
- Любая книга – это сотворчество писателя или поэта и художника – иллюстратора с его неповторимой манерой изображения
- Именно сказочные сюжетные образы можно изображать в различных техниках и использовать краски или карандаши
Результаты реализации проекта:
Дошкольники познакомились с творчеством нескольких известных художников – иллюстраторов; сами смогли создать авторскую книгу с новогодней сказкой и нарисовать к ней иллюстрации. Также каждый ребенок смог придумать новогоднюю сказку и нарисовать к ней иллюстрацию. Дошкольники научились работать с красками, цветными карандашами, использовать смешивание цветов для получения оттенков, отображать свои впечатления в сюжетных сказочных композициях. У всех воспитанников повысился интерес к книгам и художникам – иллюстраторам, дошкольники могут ориентироваться в различных средствах выразительности, которые может использовать художник – иллюстратор.
При помощи родителей изготовили авторские дидактические игры о художниках – иллюстраторах. Проведено родительское собрание по итогам работы над проектом, на котором представлены результаты работы.
Опыт работы над проектом «Мы – маленькие иллюстраторы» был представлен на педагогическом совете в ОДО. Был представлен опыт работы по проекту на городском МО воспитателей - методистов по ИЗО в ОДО.
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию о художниках в подготовительной группе с презентацией представлен на сайте «Педкопилка»
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/konspekt-nod-po-hudozhestveno-yesteticheskomu-razvitiyu-s-detmi-5-7-let-v-dou-s-prezentaciei.html
Оценка эффективности реализации проекта:
Созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с художниками – иллюстраторами детских книг. Разработаны авторские дидактические игры по теме. Воспитанники приобщились к работе художников – иллюстраторов, создавая сюжетные композиции по авторским сказкам. Родители познакомились с творчеством художников – иллюстраторов детских книг. Родители увидели, с каким увлечением дети стали работать с красками, создавая сюжетные композиции. Укрепились детско – родительские отношения при создании поделок к своим новогодним сказкам. Дети применяют полученные навыки в изображении сюжетов по своим историям и сказкам, рассказывают о различных иллюстрациях в книгах, понимают что книга – огромный труд писателя и художника – иллюстратора, который необходимо ценить и беречь.
Рассматривая работу над проектом и анализируя ее, пришли к выводу о том, что данное направление в работе актуально и дает положительные результаты.
Литература:
Дошкольникам о художниках детской книги. Сост. Т.Н. Доронова, М., 1991
Дошкольникам об искусстве: Учебно - наглядное пособие для детей младшего, среднего возраста. Автор - составитель Т.Н. Доронова, М.,1999
Кокорин Анатолий Как я рисовал сказки Х.К.Андерсена Малыш. 1988
Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. С.П.б,1997.
Ратковски Натали Профессия - иллюстратор. Учимся мыслить творчески
Манн, Иванов и Фербер , 2011
Русские художники детской книги. Автор - составитель Э.З. Ганкина, М., 1963.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в детском саду «Эти разные мячи»
Проект в подготовительной группе. Огород на подоконнике
Проект в подготовительной группе детского сада: «Овощи на нашей грядке»
Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый»
Похожие статьи:
Творческий проект в старшей группе по теме «Загадочный мир насекомых»
Педагогический проект во второй младшей группе детского сада
Особенности использования педагогом проектного метода в дошкольном образовательном учреждении
Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Скоро в школу»
Педагогический проект в средней группе «Правила дорожные знай и соблюдай!»