Экологический проект для детей 4-5 лет в ДОУ "Приднестровская Осень"
Автор: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель группы с ТНР МОУ «Бендерский детский сад №9» город Бендеры
Описание: Представляю экологический проект «Приднестровская Осень», который был реализован в рамках Года Экологии в нашем крае. Этот проект будет полезен воспитателям для организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. В данном проекте принимают участие дошкольники с ОВЗ первого года обучения (старшая группа)
Назначение: реализация с дошкольниками 4-5 лет в ДОУ
Тип проекта: творческо – познавательный, групповой, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: сентябрь – ноябрь 2019
Участники проекта: дети старшей группы №7 «Звоночки» МОУ «Бендерский детский сад №9».
Руководитель проекта: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель группы с ТНР
Актуальность: Сегодня многие дошкольники увлекаются гаджетами и играми на компьютерах, планшетах. Вокруг каждого ребенка есть удивительный мир природы, который в зависимости от сезона радует то красотою золотой осени, то белоснежным покрывалом, то весенней трелью птиц и зеленью травы и листвы, то яркими и пестрыми цветами и жаркою погодой. Все эти явления природы иногда проходят незаметно для дошкольников. В нашем крае – Приднестровье - Осень является щедрой на яркие краски, богатство овощей и фруктов, на разнообразие природных явлений. Мы решили приобщить дошкольников к этому богатейшему богатству, чтобы на долгое время впечатления остались в их памяти. Также старшие дошкольники имеют очень небольшие представления об экологическом образовании, каким образом надо любить, беречь и охранять родную природу. Эффективно проводить эту работу помогают не только познания из энциклопедий, книг, фотографий, но и непосредственный контакт дошкольников с природой и природными объектами, знакомясь не только с сутью явления или объекта. Но и понимая, как его необходимо оберегать.
В этом творческо – познавательном проекте дошкольники познакомились с сезонными изменениями в природе осенью в Приднестровье, научились любить и оберегать окружающую природу.
Проблема: у старших дошкольников слабо развиты представления о сезонных изменениях природы осенью в родном краю – Приднестровье, плохо развит словарный запас для описания объектов природы, не созданы предпосылки для экологического воспитания.
Цель проекта: ознакомление с сезонными явлениями в природе осенью в Приднестровье через игровую деятельность и экологическое воспитание.
Задачи проектной деятельности:
1. Познакомить старших дошкольников с сезонными изменениями осенней природы в Приднестровье
2. Развивать навыки наблюдений за объектами живой и неживой природы осенью в Приднестровье
3. Формировать эстетическое восприятие осенней поры в Приднестровье, приобщать дошкольников к умению выразить свои впечатления в изобразительной деятельности
4. Обогатить познания детей по лексическим темам: «Осень», «Фрукты и сад», «Овощи и огород», «Дикие животные осенью», «Грибы», «Деревья и листья»
5. Воспитывать любовь к природе родного края – Приднестровья, уметь охранять и беречь ее
6. Помочь родителям в приобщении дошкольников к миру природы осенью, ее защите и охране на основе консультаций и рекомендаций
7. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Обеспечение проектной деятельности:
- методическое: подбор и систематизация экологических игр об осени, энциклопедический материал по тематике проекта, экологические рассказы и сказки о природе и ее охране.
- материально – техническое: ноутбук, проектор, презентации по лексическим темам «Осень», «Овощи и огород», «Фрукты и сад», «Дикие животные осенью», «Грибы», «Деревья и листья»
Предполагаемые результаты:
- пополнение познаний старших дошкольников о сезонных изменениях в природе осенью в Приднестровье
- формирование технических навыков и умений для выражения своих впечатлений об осени в рисунках, лепке, творческих работах
- расширение словарного запаса и включение понятий экологического воспитания в активную речь дошкольников
- расширение познаний родителей воспитанников об осенних явлениях и экологическом воспитании в рамках проекта через консультации и рекомендации
- приобщение родителей и дошкольников к совместному творчеству, участвуя в выставке поделок «Краски Осени»
- воспитание умения у дошкольников видеть красоту окружающей природы осенью, уметь беречь и охранять природу родного края - Приднестровья
Презентация проекта: выступление педагога Павловой В.В. на педсовете в ОДО
Методы проекта: экологические беседы, проблемные ситуации, наблюдения за объектами живой и неживой природы, НОД по лексическим темам: «Осень», «Овощи и огород», «Фрукты и сад», «Дикие животные осенью», «Грибы», «Деревья и листья»
Продукт проектной деятельности: выставка поделок из природного материала и овощей «Краски Осени»; выставка разнообразных книг, энциклопедий, картин из бисера об осени
Практическая значимость исследования:
- расширены познания старших дошкольников о сезонных изменениях в природе осенью в Приднестровье
- изготовлены совместно с родителями поделки из природного материала и овощей для выставки
- составлены конспекты НОД на осеннюю тематику со старшими дошкольниками
- систематизированы авторские экологические игры для старших дошкольников
- составлены консультации по приобщению дошкольников к экологическому воспитанию и любви к природе родного края – Приднестровья.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: (сентябрь 2019)
Работа с детьми:
- Знакомство старших дошкольников с проектной деятельностью и тематикой
- Чтение авторских сказок по лексическим темам
Сказка про овощи для старших дошкольников 5-7 лет -
https://ped-kopilka.ru/blogs/elena-vladimirovna-ivanova/organizacija-proektnoi-dejatelnosti-v-podgotovitelnoi-grupe-dou-po-teme-zaterjanyi-mir.html
Сказка про ягоды для детей дошкольников 5-7 лет -
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/poznavatelnaja-avtorskaja-skazka-jagodnyi-festival-dlja-doshkolnikov.html
Сергей Козлов. Сказки об осени: «Осенняя сказка», «Осенняя песня травы», «Лисичка» и другие
Сутеев Сказка «Яблоко», «Палочка – выручалочка», «Разные колеса»
Работа с родителями:
- Проведение анкетирования родителей по тематике проекта
- Предложение путей и способов для выполнения проекта и приобщения к экологическому воспитанию
Работа педагога:
- Систематизация дидактических игр об осени по лексическим темам и экологических игр;
- Составление плана проектной деятельности
- Пополнение предметно – развивающей среды по тематике проекта картинами из бисера (натюрморты)
- Систематизация речевого, литературного, энциклопедического, методического и картинного материала (бисер и художественные картины) для реализации проекта
Практический этап: (октябрь – ноябрь 2019)
Работа с детьми:
- Беседы: «Осень в Приднестровье», «Краски осени», «Овощи и огород», «Фрукты и сад», «Витамины», «Ягоды», «Поздняя осень», «Что такое листопад?», «Фрукты и овощи Приднестровья», «Перелетные птицы Приднестровья», «Дикие животные Приднестровья», «Заповедник Приднестровья – Ягорлык», «Труд людей осенью»
- Участие в Республиканском конкурсе рисунков и картин «Покупай Приднестровское» - Бурунсус Мария, 6 лет (натюрморты)
- Рассматривание картин художников: И. И. Левитан «Золотая осень», «Поздняя осень»; И. Шишкин «Осень в лесу», «Осень»; натюрморты с овощами, фруктами, ягодами(по выбору педагога)
- Ознакомление дошкольников с экологическими сказками:
Юлия Александровна Захарова Экологические сказки для малышей «Какой день», «Ёжик», «Медведь»
Экосундучок «Красивая планета»: «Живая вода», «Осень», «Зачем нужны болота», «Грибники», «Елка», «Муравейник», «Осенние листья как порох горят» и другие
- Просмотр мультфильмов Дж.Родари «Приключения Чиполлино», Сутеев «Мешок яблок», «Палочка – выручалочка», «Яблоко», «Под грибом»; экологических мультфильмов «Валл-и», «Лоракс», «Сказка старого дуба»
- Просмотр презентаций по лексическим темам: «Осень», «Овощи и огород», «Фрукты и сад», «Дикие животные осенью», «Грибы», «Деревья и листья» и экологических презентаций об охране природы (по выбору педагога)
- Дидактические игры об осени и по экологическому воспитанию для старших дошкольников
- Экологические ситуации «Увидел растение в лесу», «Питание человека в лесу», «Отдых на природе в лесу», «Ядовитые ягоды и грибы в лесу», «Ты увидел муравейник в лесу», «Ты увидел гнездо в лесу», «Лесные детеныши», «Мусор в лесу», «Букет цветов из леса» (по выбору педагога)
- Изобразительная деятельность: лепка, аппликация, рисование, штриховка по лексическим темам «Осень», «Овощи и огород», «Фрукты и сад», «Дикие животные осенью», «Грибы», «Деревья и листья» (по выбору педагога)
- НОД Квест для детей 4-6 лет «Путешествие по осенним сказкам Сергея Козлова» -
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/scenarii-kvesta-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-4-5let-tema-puteshestvie-po-osenim-skazkam-sergeja-kozlova-s-prezentaciei.html
- НОД по развитию речи: «Пересказ сказки «Чеснок и Принцесса Патиссон» для детей старшей группы -
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/konspekt-nod-v-starshei-grupe-dou-po-razvitiyu-rechi-pereskaz-skazki-chesnok-i-princesa-patison-s-prezentaciei.html
- НОД по развитию речи на осеннюю тему: «Пересказ сказки «Осень в дремучем лесу» для детей старшей группы -
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/konspekt-nod-v-starshei-grupe-dou-po-razvitiyu-rechi-pereskaz-skazki-ob-oseni-s-prezentaciei.html
- Выставка детских работ по лексическим темам: «Овощи и огород», «Фрукты и сад», «Осень», «Деревья и листья»
- Выставка работ детей и родителей из природного материала и овощей «Краски Осени»
Работа с родителями:
- Консультации: «Что мы узнали об осени?», «Игры по экологическому воспитанию дома», «Экологическая культура горожанина», «Поделки из природного материала, овощей дома», «Рисуем Приднестровскую Осень»
- Методические рекомендации по экологическому воспитанию старших дошкольников в ОДО и дома
- Участие в обогащении развивающей среды группы по тематике проекта
Оснащение развивающей образовательной среды:
- Пополнение уголка книги зимними и новогодними сказками различных авторов
- Оформление книги «Наши новогодние сказки»
Заключительный (март 2019)
- Экологический досуг «Пугало в гостях у детей»
- Сбор природного материала и участие в выставке поделок из природного материала и овощей «Краски Осени»
- Выставки детских работ по лексическим темам «Приднестровская Осень»
- Анализ и обобщение результатов деятельности
Реализация проекта:
Старшие дошкольники мало знакомы с природными явлениями, происходящими осенью, не имеют представлений об охране природы Приднестровского края, что побудило нас педагогов начать работу в этом направлении.
Объектом нашей работы стало природное богатство и разнообразие родного края Приднестровья осенью.
Почему объектом нашего проекта стали именно
природные объекты:
- Старшим дошкольникам мир природы близок, понятен, его можно увидеть, пронаблюдать и сделать выводы
- Дошкольники с огромным познавательным интересом изучали природу родного края – Приднестровья, интересовались объектами живой и неживой природы
- Дошкольники приобщились к экологическим понятиям и поняли, что необходимо беречь природу родного края и охранять ее
- Свои впечатления о Приднестровской Осени старшие дошкольники могут выразить в лепке, аппликации и в рисовании.
Результаты реализации проекта:
Обогатился словарный запас дошкольников по лексическим темам, приобщились к миру живой и неживой природы, познакомились с некоторыми понятиями экологического воспитания.
Дошкольники развивают свои навыки в предметном рисовании, могу различать натюрморт и пейзаж и изображать картины осенней природы в разных техниках.
При помощи родителей поучаствовали в осенней выставке поделок «Краски Осени»
Опыт работы над проектом «Приднестровская Осень» был представлен на педагогическом совете в ОДО.
Оценка эффективности реализации проекта:
Создали в группе необходимые условия для ознакомления с объектами живой и неживой природы Приднестровья осенью; экологического воспитания, используя разнообразные приемы (сказки, проблемные ситуации)
Родители проявили активное участие в осенней выставке поделок «Краски Осени» и помогли в обогащении развивающей среды книгами об осени и Приднестровском крае
Рассматривая работу над проектом и анализируя ее, пришли к выводу о том, что данное направление в работе актуально и дает положительные результаты.
Литература:
1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.// Детский сад от А.до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.
2. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.// Дошкольная педагогика . - 2006. - №3. - С. 23 - 27.
3. Зеленкова, О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.
4. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: Мозаика - Синтез, 2010. - 112 с.
Приложение к экологическому проекту "Приднестровская Осень"
(
фотоматериалы по реализации проекта)
Благодарим за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Творческий проект в детском саду на тему: Осень. Старшая группа
Проект в детском саду на тему: Золотая осень. Старшая группа
Проект для дошкольников старшей группы ДОУ. Тема: Осень
Творческий проект в старшей группе детского сада на тему: Осень золотая