Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сказка о народных промыслах для детей 5-7 лет

Познавательная сказка для старших дошкольников 5-7 лет «Путешествие Василисы в города народных промыслов» с презентацией
Автор: Павлова Вера Валерьевна воспитатель группы с ОНР МОУ «Бендерский детский сад №9» город Бендеры
Аннотация: эта сказка написана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и может быть использована педагогами при ознакомлении дошкольников с некоторыми народными промыслами. Сказка разделена на главы, чтобы легче было познакомить дошкольников с одним народным промыслом. При этом сюжет познавательной сказки выстроен в виде путешествия одного персонажа – девочки Василисы.

Цель: ознакомление дошкольников 5-7 лет с народными промыслами через путешествие девочки Василисы
Задачи:
1)расширить представление дошкольников о некоторых народных промыслах;
2)рассказать, каким образом мастера изготавливают игрушки, посуду и различные предметы, используя различные технологии изготовления;
3)воспитывать любовь к народным промыслам и уважение к мастерам;
4)воспитывать любовь к познавательным сказкам
Содержание:
Глава 1. Путешествие Василисы в город мастеров Дымково.
Жила – была красавица девочка по имени Василиса. Это была любознательная, веселая и аккуратная девочка, которая очень любила путешествовать и узнавать новое. А главное, Василиса увлекалась тем, что интересовалась народными игрушками, изделиями с различными русскими народными росписями.

У Василисы в ее квартире хранились очень интересные игрушки из белой глины: яркая Барыня, ее Кавалер и Петушок.
Игрушки эти Василисе подарила давным – давно ее бабушка Прасковья Николаевна. Василиса берегла эти игрушки, всегда аккуратно с ними обращалась, но ей было интересно, как же можно сделать такую необычную игрушку.

Решила Василиса узнать о мастерах, которые изготавливают эти необычные игрушки и отправиться к ним в гости.
Напекла бабушка пирогов для Василисы с капустой и картошкой, чтобы в долгой дороге внучка не проголодалась. Василиса взяла свой рюкзачок походный и отправилась в путь.
Из интернета Василиса узнала, что делают эти яркие игрушки из глины. Раньше глину добывали в слободе Дымково, что и дало названия этим игрушкам. Давным – давно мастерицы глину рубили лопатой, смешивали с песком, потом смачивали водой и много раз переворачивали.
Василиса добралась до города Кирова, где до сих пор изготавливают эти игрушки, нашла мастерицу Марию. Мастерица Мария рассказала ей увлекательную историю о том, как изготавливают Дымковские игрушки.
«Мы, мастерицы, передавали свои навыки и умения от матери к дочери, сейчас уже никто не месит глину, как раньше, к нам глину привозят уже в упаковках по 10 кг весом. Любую игрушку мастерица выполняет сама полностью от куска глины до готовой игрушки. Давным – давно мастерицам самим приходилось вымешивать и готовить глину. Сейчас мастерицы стараются сделать фигурки яркими, уделяют внимание росписи игрушек. Мы берем кусок глины, разделяем его и раскатываем в шарики, потом из этих шариков мы вылепливаем различные детали. Наша Дымковская игрушка изготавливается из нескольких кусков глины. Сначала мы делаем из глины шарик, потом из него получается блин, дальше получается конус – вот и готова юбка для игрушки Барыня. Внутри игрушка полая, мастерицы поворачивают игрушку в руках и выравнивают стенки этого конуса. Потом мастерицы прикрепляют руки – колбаски и шарик для головы. Все детали делают из небольших кусочков глины. Сначала мастерица делает все главные детали, потом мокрой тряпочкой заглаживает стыки, получается красивая форма игрушки, которую затем дополняют деталями украшений: кокошник, муфта, сумочка и т.д.»

Василиса внимательно слушала рассказ мастерицы Марии и смотрела за ее работой.
«Ваша Барыня сейчас коричневая, а моя игрушка белого цвета и ярко раскрашенная. Расскажите, как же получаются дальше такие игрушки», - попросила Василиса.
«Хорошо», - ответила мастерица Мария. «Дальше мы сушим наши игрушки на воздухе 3-5 дней. Давным – давно эти игрушки обжигали в русских печах, глина становилась как бы прозрачной в горячей печи, потом игрушки медленно остывали. Сейчас обжиг игрушек происходит в муфельных печах, высокая температура больше 1000 градусов придаст игрушкам прочность. Эти печи большие по размеру, поэтому игрушек там обжигают много.
Когда игрушки вынимают из печи, то они коричнево – красные. Для того, чтобы игрушка стала белой мастерицы в старину использовали раствор мела на молоке, они окунали туда игрушку полностью. Молоко на игрушке скисает, образуется пленка козеинового клея белого цвета.
Теперь мастерица приступает к росписи игрушки. Мастерицы в старину сухие краски растирали с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Расцветок было мало, только основные цвета, использовали сажу, фуксин, хром. Позже мастерицы стали использовать гуашь, разведенную на яйце. Сейчас делаются росписи яркими и стойкими акриловыми красками. Сверху краски наклеиваются кусочки сусального золота или потали – смеси цинка и меди. Все это придает игрушкам яркость и блеск. Вот так получаются наши знаменитые на всю Россию Дымковские игрушки» - так завершила рассказ мастерица Мария.

Василисе очень понравился рассказ мастерицы Марии, она угостила ее пирожками, которые приготовила в дорогу ей бабушка. Мария и Василиса пили чай из чашек белого цвета с прекрасными голубыми розами в центре. Мария подарила Василисе игрушку «Карусель» на память о таком необычном путешествии.

Василиса поблагодарила мастерицу Марию за познавательный рассказ и отправилась на встречу с мастерицей подругой Марии, которая расписывает фарфор Гжельскими узорами.
Глава 2. Путешествие Василисы в село по производству Гжельского фарфора.
Василиса узнала от мастерицы Марии о том, что есть в Московской области село Гжель, где изготавливают знаменитый на весь мир фарфор с рисунками синего цвета. Также Мария подсказала Василисе, как найти ее подругу Анну, которая расписывает этот фарфор.
Василиса быстро нашла дом, где жила Анна и встретилась с ней. В доме Анны было очень много сувениров и посуды, выполненной в стиле Гжельской росписи. Василисе захотелось узнать об истории этого русского промысла.

Анна начала свой рассказ так: « Очень давно люди, которые жили в наших местах, хотели заниматься земледелием, но это было неудачное занятие, потому что в этих краях было много белой глины. Потом гончарные мастера поняли, что эту глину можно использовать, чтобы получать удивительные игрушки, посуду.
Отличаются работы гжельских мастеров своей неповторимой росписью – узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок с растительными орнаментами. Контраст кобальтовой краски и белого фона восхищают всех тех, кто хоть раз видел гжельскую роспись. Также работы наших мастеров изготавливаются вручную до сих пор.
Рисунок мастера наносят под глазурь, только потом изделия обжигают в печах. Кобальтовая краска выдерживает температуру 1300 градусов.
Мастера изготавливают из фарфора чайные пары, сервизы, различные вазы, заварочные чайники, сахарницы, розетки для варенья, самовары и различные сувениры».
«Это очень интересно!» - сказала Василиса, рассматривая у Анны сувениры в виде талисманов Сочинской Олимпиады.
«Расскажите, пожалуйста, как же получаются такие яркие и красивые предметы», - попросила Василиса Анну.
Мастерица Анна продолжила свой рассказ: «Ты видишь, что все изделия разные. Наши мастера должны быть очень аккуратными, с творческим воображением, чтобы создавать такие сувениры или предметы посуды.
А сам процесс можно разделить на 5 этапов: создание заготовки, подготовка к росписи и первый обжиг, контроль и отбраковка изделий, роспись, второй обжиг.
При заготовке мастер создает форму из глины под фарфор по эскизам художника. При этом мастер использует гончарный круг. Когда форма из гипса готова, в нее заливают фарфоровую массу, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу. Мастер изготавливает все элементы посуды в разных формах, поэтому он должен быть очень аккуратным.
Потом проходит подготовка к росписи. Здесь мастер делает шлифовку изделия и обжиг. Когда художники наносят рисунок, он должен ровно ложиться на изделие. Для этого мастер зачищает изделие ножичком и шлифует. Все это делается вручную. Все неровности сглаживаются поролоновым валиком. Изделие поступает на обжиг в печь, где проводит 8 часов.

После обжига надо мастеру проконтролировать качество изделия и найти, есть ли в нем дефекты. Для этого мастер использует раствор фуксина, который в неровностях скапливается и окрашивается ярко-красным цветом. Если дефект нельзя устранить, изделие попадает в брак, а потом на переплавку.
Потом начинается самый интересный этап - роспись. У каждого мастера свой стиль росписи, в конце работы мастер ее подписывает. Потом мастер отправляет изделие вручную в ванну с горячим парафином, потом в глазурь и на второй обжиг. Этот обжиг проходит 18 часов.

Роспись называется подглазурная. Изделия с гжельской росписью можно мыть как вручную, так и в посудомоечной машине.
Узор на изделии вначале тщательно продумывается, потом наносится на фарфоровую поверхность. Мастера в древности наносили рисунок без эскизов. Вдохновляла их природа или картины народной жизни. Роспись делается раствором окиси кобальта, который приобретает после обжига насыщенно синий цвет. Мастера используют в работе беличьи кисточки.

После обжига изделия отправляют на фасовку и в магазины.
Все работы мастера выполняют вручную, работа сложная, кропотливая, поэтому и работают там женщины» - так завершила свой рассказ мастерица Анна.
«Это так увлекательно, работать на таком заводе и изготавливать такие интересные изделия и сувениры!» - сказала Василиса. «Мне было очень интересно узнать об истории и о том, как же такие изделия получаются!»
Мастерица Анна подарила на память любознательной девочке Василисе сувениры – символы Олимпиады в Сочи. Василиса поблагодарила мастерицу Анну за подарок.

И тут Василиса увидела, что у Анны есть необычная игрушка – Матрёшка.
Анна рассказала Василисе, что есть у нее подруга мастерица Варвара, которая расписывает этих ярких матрешек.
Глава 3. Путешествие в город Семёнов и знакомство с Матрешкой.
Василиса отправилась в город Семёнов, который находится в 70 км от нижнего Новгорода. Именно там живет мастерица Варвара. Василиса быстро нашла дом, где жила Варвара.
Когда Василиса зашла, то увидела на полках самых разных матрешек: там были и неваляшки, и матрешки - девочки и даже матрешки – мужички и матрешки – мальчики.

Василиса обратила внимание на то, что у всех них есть общие особенности: волосы черного цвета, у девочек на голове платок, лицо и руки не закрашены, по деревянному фону нарисованы глаза, брови дугой и яркие щеки, рот небольшой и алые губы. Все матрешки – девочки в передниках с яркими бордовыми или красными цветами. Руки у матрешек опущены по бокам, на платках сзади изображен богатый букет цветов.
«Расскажите, пожалуйста, как же получаются такие матрешки», - попросила Василиса мастерицу Варвару.
«Хорошо!» - ответила мастерица Варвара. «У нас на заводе есть мастера – токари. Они вытачивают вручную болванки – белье под роспись матрешек.

У мастеров есть разделение труда. Каждый мастер выполняет только свою часть работы. Одни мастера грунтуют изделия, другие делают наводку – черной краской рисуют все нужные контуры – глаза, волосы, одежду, руки, лицо. Также мастера один закрашивает красным, другой желтым цветом, расписывают цветы на матрешках. Также потом все изделия покрывают лаком. Работают мастерами в основном женщины. Все эти операции мастерицы делают вручную. Все матрешки получаются разными, никогда нет с одинаковым лицом и одеждой.

Каждая мастерица может заменить другую при необходимости, потому что обучаются всему процессу изображения матрешки», - вот так и получаются наши Семёновские матрешки, завершила свой рассказ мастерица Варвара.

«Мне очень нравятся эти расписные деревянные игрушки. С ними приятно играть, они такие красочные, везде во всем мире узнают матрешек!» - сказала Василиса. «Спасибо Вам, Варвара за такой интересный рассказ. Интересно узнавать о народных промыслах, которые есть у нас в России, которые известны во всем мире».
Василиса заметила на полке у Варвары набор деревянной посуды черного цвета с яркими красными, зелеными и золотыми росписными элементами.
«Какой интересный набор посуды. Это тоже делают у Вас на фабрике?» - спросила Василиса у Варвары.
«Нет, это подарок от моей подруги мастерицы Ольги. Она работает на фабрике «Хохломская роспись». Можешь сходить к ней в гости, она тебе расскажет про Хохлому», - ответила Варвара
«Спасибо, Вам Варвара. Мне очень приятно было с Вами познакомиться!»- сказала Василиса.
Варвара подарила Василисе на память прекрасных деревянных матрёшек, выполненных в стиле семёновских матрешек.

Глава 4. Путешествие к мастерам Хохломской росписи.
Василиса отправилась в гости к мастерице Ольге. Ольга жила недалеко от Варвары.
Ольга приветливо встретила любознательную девочку.
«Много слышала о тебе, Василиса, от моей подруги Варвары. Она рассказала мне, что ты увлекаешься историями о народных игрушках и промыслах. Хочешь, расскажу тебе о Хохломе?» - спросила Ольга.

«Мне очень интересно послушать Ваш рассказ, дорогая мастерица!» - ответила Василиса.
Ольга усадила Василису на диван, и начала свой рассказ.
«История промысла Хохлома началась очень давно. Рассказывают наши мудрые старики, что давным – давно жил один человек, который умел вырезать из дерева чашки, ложки, а когда он их раскрашивал, то все думали, что они сделаны из чистого золота. Об этом человеке узнал царь, очень рассердился, что у него нет такого мастера. Солдаты пошли выполнять приказ царя, только не нашли они этого мастера, он ушел, зато научил крестьян делать такую удивительную яркую золотую посуду», - начала свой рассказ с истории промысла мастерица Ольга.
«Очень интересная история! Как же потом стали изготавливать такую необычную деревянную посуду?» - спросила Василиса.
«Сейчас я тебе об этом расскажу!» - продолжила Ольга. «Сначала мастера делают грубые бруски – заготовки из дерева. Потом на токарном станке заготовкам придают нужную форму, это называется «белье». После сушки «белье» грунтуют жидкой глиной – вапой. После грунтовки изделие сушат 7-8 часов и вручную покрывают несколькими слоями льняного масла – олифы. Это очень важная операция, от нее зависит качество изделия. Так мастер покрывает изделие 3-4 раза за день. Последний раз сушат изделия до «небольшого отлипа» - олифа прилипает к пальцу и не пачкает его. Дальше операция «лужение» - мастер втирает тампоном из овечьей кожи в поверхность изделия алюминиевый порошок. Тогда изделия приобретают блеск и готовы к росписи.
В росписи художники применяют масляные краски. Главные цвета Хохломской росписи – красный (киноварь) и черный (сажа). Также используют коричневый, зелень светлого тона и желтый, чтобы оживить цвет изделий. Мастера используют различные орнаменты в росписи: «пряник», «травка», «кудрина». Все изделия мастер расписывает вручную.

Расписанные изделия покрывают лаком в 4- 5 слоев и закаливают 3-4 часа в печи при 150-160 градусах до получения маслянисто – лаковой пленки золотого цвета. Вот так и получаются изделия «Золотой Хохломы»- завершила свой рассказ мастерица Ольга.

«Спасибо, Ольга! Вы так интересно все рассказали. Я узнала много нового о народной росписи Хохлома. А еще я поняла, что каждый мастер, который занимается народным промыслом, изготавливает свои изделия вручную, ни одно изделие не похоже на другое!» - ответила Василиса.
Ольга подарила для Василисы набор расписных досок и пожелала успехов в ее путешествии.

Василиса попрощалась с Ольгой. Теперь ей пора было возвращаться домой и рассказать своим друзьям и бабушке Прасковье Николаевне обо всем том, что она узнала от мастериц и их народных промыслах.
Бабушка похвалила свою внучку Василису за то, что она заинтересовалась несколькими русскими народными промыслами. Василиса побывала в гостях у разных мастериц своего народного промысла. Теперь девочка сможет различить изделия разных промыслов друг от друга, а главное, она расскажет об этом своим друзьям и подругам в школе, чтобы они смогли приобщиться к народным промыслам и гордиться мастерами своей земли. "Всякая работа своего мастера хвалит" – так говорит народная мудрость.
Презентация на тему: Познавательная сказка о народных промыслах для дошкольников 5-7 лет

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе. Промыслы народных умельцев Педагогический проект в детском саду для детей средней группы. История моего края Проект в подготовительной группе детского сада. Народные промыслы

Похожие статьи:

Развлечение «Народные промыслы» в средней группе. Сценарий праздника

Участник №8 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 мая по 15 августа 2021 года
Проект о космосе в подготовительной группе детского сада | Филворды про лето для детей 6-7 лет с ответами
Опубликовано: 999 дней назад (5 июля 2021)
Просмотров: 21411
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Ольга Станиславовна Средина # 5 июля 2021 в 13:38 +2
Вера Валерьевна, здравствуйте!
Беру Ваше творчество на заметку, в свою копилочку.
Примите Голос!
Ирина Николаевна Кириллова # 5 июля 2021 в 19:46 +2
Здравствуйте, Вера Валерьевна! Познавательное получилось путешествие к мастерам народно-прикладного искусства. Отличный экскурс для всех и взрослых и детей, который знакомит с интересными фактами истории создания народных промыслов и игрушек. Народная, декоративная тема-это что-то!!! Там столько интересного. ГОЛОС. Удачи и всего доброго!
Оксана Владимировна Крючкова # 13 июля 2021 в 17:20 +1
Здравствуйте Вера Валерьевна.
Народные промыслы - это наша история.
Хорошо, что вы им рассказываете, показываете, ведь дети так далеки сейчас от этого. От своих истоков.
Голос.
Ирина Михайловна # 18 декабря 2021 в 23:41 +1
Вера Валерьевна! Прекрасная сказка о приключениях девочки Василисы в городах народных промыслов! Сказка делится на части - можно познакомить отдельно с каждым промыслом! Иллюстрации и презентация замечательные!!! Вам прекрасно удается сложные процессы изготовления различных игрушек или посуды описать понятно и доступно для дошкольников!!! Только БРАВО!!!
Виктория Николаевна # 18 декабря 2021 в 23:45 +1
Вера Валерьевна! Ваша сказка про девочку Василису и народные промыслы прекрасна! Сюжет един и разделен на части. Дошкольники любят сказки с продолжением! Вы очень любите сочинять сказочные истории, приобщая к прекрасному своих воспитанников!!!Браво!!!