Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД в подготовительной группе. Промыслы народных умельцев

Сценарий активизирующего общения для детей старшего дошкольного возраста на тему «Все, что красиво, радует глаз»
НОД: «Промыслы народных умельцев»
Цель: Совершенствовать знания детей о декоративно-прикладном искусстве.
Задачи:
- формировать знания детей о разных видах народно-прикладного искусства;
- развивать связную речь, внимание, память, воображение, умение отвечать на вопросы полными ответами;
- воспитывать интерес к народным промыслам, умение видеть красоту этих изделий.
Предварительная работа
Беседы по теме, рассматривание иллюстраций, произведений народно- прикладного искусства. Дидактические игры: «Магазин игрушек», «Опиши, я отгадаю», «Из чего сделан этот предмет?», «Откуда эта вещь?», «Назови одним словом», «Что лишнее?».
Материал и оборудование
Предметы хохломской, гжельской, жостовской, городецкой, дымковской, богородской и филимоновской росписей, матрешки.
Ход занятия
На столах изделия народно-прикладного искусства. В зале сидят гости.
Воспитатель: Ребята, сколько нас сегодня гостей? Поприветствуйте их. Посмотрите какая необычная обстановка в зале. Сегодня здесь открывается выставка народных промыслов. Славились в народе всегда хорошие умельцы. Про таких говорят «Мастер на все руки». А вы знаете изделия народных мастеров?

Скажите дети без утайки
Где вы ездили, бывали
Что вы видели, узнали?


1 ребенок
В разных городах бывали,
Чудеса мы там видали.
Удивительное чудо
Говорят о нем повсюду.

2 ребенок
Погляди, как хороша
Матрешка – русская душа!

3 ребенок Чудо бело-синее
В гжели мы видали,
Лучшую посуду
Там мы покупали.

4 ребенок
До чего же он хорош
Этот жостовский поднос,
Все цветы горят на нем,
Словно писаны огнем.

Воспитатель: Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
О промыслах народных
Пойдет сейчас рассказ.

Все: Мы расскажем и покажем,
И споем, и даже спляшем.

Воспитатель: Мы прочитали много книг о мастерах. Увидели много изделий народных промыслов, потрогали их своими руками и даже учились расписывать изделия. И сегодня вы сможете рассказать все, что узнали об этих промыслах. Итак, слушайте загадку:

5 Ребенок
Разные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши
Блестят они как золотые
А может солнцем залитые.
О каких изделиях эта загадка?

Дети О хохломских.

Опросник
Почему хохлому называют золотой? (много желтого цвета) Что расписывают этой росписью? (мебель посуду) Из чего сделаны эти изделия? (из дерева, липы) Какие цвета использует художник в этой росписи? (4 цвета- красный, зеленый, желтый, черный). Какие элементы присутствуют в этой росписи? (ягодки, листочки, завиточки). Откуда это берется? (из природы). Называется это растительный орнамент. Он составлен из того, что растет в природе.

Воспитатель: Давайте послушаем следующую загадку.

6 Ребенок
Вот игрушка хороша,
Просто русская душа –
Едет Ваня в новой шапке,
Да на пестренькой лошадке.

Опросник
Что это за игрушки? (дымковские)
Из чего сделаны эти игрушки? (из глины) Какие элементы использовал художник в дымковской росписи? (точки, кружочки, прямые и волнистые линии, сеточки). Какие используют цвета? (разные яркие).
Эти игрушки – свистульки в старину продавали на ярмарке.

7 Ребенок
Игрушка как бы оживает
Кто пляшет да играет,
Тому скучно не бывает.
Запевайте песню шуточную, песню шуточную прибауточную.

Хороводная игра «На горе то калина».

Воспитатель: Следующая загадка:

8 Ребенок
Что за чудо-мастера
Делали посуду, прялки
Расписали как подарки,
Чудо-кони и Жар-птица.
Все как будто небылица.
Что за изделия такие?

Дети Городецкие.

Опросник
Почему называют городецкая роспись?(г.Городец). Что расписывают этой росписью? (детские столы, стулья, шкатулки, разделочные доски) откуда взяты элементы в росписи? (из природы: животные и растительность).
В настоящее время мастера расписывают мебель, посуду, шкатулки этим красивым узором.

Воспитатель: А эту загадку отгадайте:

9 Ребенок
Лишь два цвета здесь всегда,
А какая красота!
Смотришь, глаз не отвести,
Лучше просто не найти.


Воспитатель: Ребята, что же это за изделия такие интересные, всего два цвета? (гжельские)
Почему эти изделия называют гжельскими? (деревня Гжель) Чем она отличается от всех росписей (всего два цвета). Какой основной узор? Гжельская роза. Что расписывают этой росписью? (фарфоровые изделия, посуду, вазы, подсвечники, часы) Изделия из гжели прозвали бело-голубым чудом.

Ребенок Ах вы ложки расписные, как бубенцы заводные.

Танец «Ложкари»

Воспитатель: Послушайте еще загадку:

10 Ребенок
Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора,
Кони барышни, барашки,
Все высоки и стройны.
Желто-красные полоски
На боках у них видны.
Что это за игрушка?

Дети: Филимоновская.

Опросник
Почему она названа Филимоновская? Деревня Филимоново
Чем она отличается от других игрушек? (игрушки удлиненные). Какие цвета использовал художник в филимоновской росписи? (3 цвета: красный, желтый, зеленый) Какой основной узор у этих игрушек? (Полоски).
Это тоже, как и дымковские игрушки-свистульки.

Воспитатель:Еще одна загадка.

11 Ребенок
Много кукол деревянных
Круглолицы и румяных.
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут.
Как же дети, их зовут?


Дети Матрешками.

Воспитатель: Что это за игрушка-Матрешка? (это девочка в сарафане и платочке). Из чего делают матрешку? (из древесины). Какую форму имеет матрешка? (округленную, плавно переходящую от головы к широкому туловищу). Какие цвета используют при росписи? (все яркие цвета). Чем интересна эта игрушка? (тем, что в одной матрешке спрятана другая, меньше ростом). Это очень интересные игрушки.

Воспитатель: Еще одна загадка:

12 Ребенок
Круги железные в хозяйстве полезные,
Черные, желтые, красные
Удивительно прекрасные.
Что это за изделия?


Дети: Жостовские подносы.

Опросник
Почему их так называют? (родились в селе Жостове). Из чего сделаны подносы? (из железа). Какой бывают формы? (круглые, овальные, прямоугольные, фигурные). Чем украшают подносы? (цветами). Какие используют цвета? (любые). По краю подноса обязательно есть золотая кайма.

Воспитатель: И последняя загадка

13 Ребенок
Вы видали, вы видали,
Чтобы мишки так играли,
Не видали ничего?
Покажу я вам его.

Воспитатель: О каких игрушках пойдет речь?

Дети: О богородских.

Опросник
Почему игрушки называют богородскими? Мастера этих игрушек живут в селе Богородское. Из чего они сделаны? Из дерева липы. Село окружено лесами. В умелых руках бруски дерева превращаются в забавные фигурки. Эти игрушки редко расписывают, чаще они бывают некрашеные. Чем еще они отличаются от других? Часто игрушки бывают подвижными. Кто чаще всего встречается в богородских игрушках? Медведь. Он выступает в роли спокойного доброго зверя. Богородская игрушка славится не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

Чем все росписи похожи? В содержании всех росписей много идет от природы. Красота народного искусства вызывает радость. Люди всегда желали друг другу счастья, здоровья, добра и выражали свои пожелания символами. Например, глиняная игрушка-птица – пожелание добра. Так как мастер вылепил эту игрушку, вложил тепло своих рук. Городецкая роспись украшает доску, на ней конь. Это пожелание быть сильным, смелым.
Как видим, люди вокруг себя везде и всюду старались все украшать – тем самым пожелать себе и друг другу через язык символов добра, сил, здоровья, счастья. Никогда не изображались на одежде, предметах быта, игрушках символы зла, чтобы не принести несчастья.

Вот мы и рассказали, чем богата наша Родина.

Ребенок
Где песня льется, там весело живется.

ЧАСТУШКИ

Эй, девчонки-хохотушки
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.

Чистота – залог здоровья.
Помним это мы всегда.
Чисто кончик носа моем,
Ну а уши иногда.

У родителей ни часа
Нет с ребенком пообщаться,
Кто в саду общается,
Быстро развивается.

Весь народ глядит в окошко –
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.

Наши руки-крендельки,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.

И в работе, и в науке
Голова нужна и руки.
Чтоб рукам трудиться дружно,
Головой работать нужно

У частушки есть начало,
У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем – молодец!

14 Ребенок
Ой, вы, гости, дорогие
У нас игрушки расписные.
Рисовали их, старались,
Подарить всем собирались.

Воспитатель: Сейчас дети подарят вам дымковских барышень, как символ доброты и тепла.

15 Ребенок
От игрушек дымковских веет светом и теплом,
От игрушек дымковских веет лаской и добром.

Дети дарят игрушки.

Дети
Приходите в гости к нам,
Рады мы всегда гостям.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы Педагогический проект в детском саду для детей средней группы. История моего края
Строительные игры для дошкольников
Опубликовано: 870 дней назад (10 июля 2019)
Просмотров: 2649
+3
Голосов: 3
Елена Васильевна Бычкова # 10 июля 2019 в 23:19 +1
Татьяна Александровна, здравствуйте. С большим удовольствием прочитала Вашу публикацию! "С головой погрузилась" в широкий пласт родной культуры - декоративно-прикладное искусство. ГОЛОС!
Татьяна Александровна Машкова # 11 июля 2019 в 13:41 +1
Огромное Вам спасибо, Елена. Народная тема - это просто КОСМОС. Там столько интересного.
Татьяна Дмитриевна Смирнова # 11 июля 2019 в 14:18 +2
Здравствуйте, Татьяна Александровна!Ваш сценарий о русских народных промыслах оригинальный, яркий, красочный, с показом игр, танцев, песен, частушек. Маленькие дети погружаются в мир доброты и тепла, в историю нашей России. Они чувствуют себя гражданами нашей страны.Спасибо Вам большое. ГОЛОС! Смирнова Татьяна Дмитриевна.
Татьяна Александровна Машкова # 11 июля 2019 в 20:54 +1
В данном конспекте мероприятия я использовала загадки другого пользователя этого сайта, как оказалось, хотя собирала готовый материал не только из источников интернет, но и в старой доброй литературе. Большое спасибо Ольге Станиславовне Серединой за чудесные загадки.
Ольга Васильевна Яковлева # 11 июля 2019 в 21:02 +1
Здравствуйте, Татьяна Александровна! Отличный сценарий образовательной деятельности о народных промыслах! голос