Использование здоровьесберегающих технологий в практике начальной школы
Забота по сохранению здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива, родителей и самого ребенка, т. к. это одно из условий повышения качества знаний учащихся начальных классов. Здоровье – основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки – 1,9 до 16,8 %.
Ребенок должен осознавать, что быть здоровым - его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями.
Приняв во внимание анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности детей, а также гигиенические требования к учебному процессу, мы приняли решение облегчить ребенку переход к новой для него учебной деятельности, помочь ему успешно учиться без всякого ущерба для здоровья. Изучили технологии В.Ф. Базарного, В.И. Ковалько, практические методики И.В. Чупака, методические рекомендации М.М. Безруких, пособие Г.К. Зайцева и разработки психологических упражнений Н.В. Самоукиной.
Для повышения качества знаний учащихся мы проводим работу по сохранению и укреплению здоровья по следующим направлениям:
Первым направлением работы является комплексная диагностика и исследование состояния здоровья младших школьников.
Второе направление работы включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей на уроках физкультуры, динамических переменах, в ГПД, создание необходимой здоровьесберегающей и развивающей среды на уроках:
1. Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления:
а) использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня всё получится», «Я справлюсь» и т.д.
б) умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнись самому себе»
в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые отражают настроение на уроке.
2. Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений, направленных на поддержание у младшего школьника высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости. Ребята осваивают и затем самостоятельно используют эти способы снятия напряжения и усталости.
3. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.
4. Упорядочение системы домашних зданий, их дозировка, выбор, творческий характер. (Эти методы помогают ребёнку осознать, что у него, как и у любого человека, всегда есть право выбора). Объём домашних зданий и степень их сложности соизмеряется с возможностями каждого ученика. Предлагаются детям разноуровневые задания.
5. Учёт индивидуальных способностей и особенностей ребёнка. Не могут дети в классе быть все одинаковыми, поэтому нельзя к ним применять одни и те же приёмы работы или проводить одни и те же упражнения на стрессоустойчивость.
6. Опрос только тех учащихся, которые желают отвечать (оценку ставить ученику только тогда, когда он хочет отвечать и, действительно, знает материал урока).
7. Каждый здоровьесберегающий урок должен обязательно включать работу с телом, душой и разумом детей и учителя. Очень важно постоянно, шаг за шагом, прививать детям мысль, что они сами творцы своего здоровья. Включение в содержание уроков «анатомических диктантов», упражнений, текстовых задач, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.
8. Личный пример учителя. (Благодаря позитивному примеру учителя дети овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятия иной точки зрения; умением слышать и слушать, умением понять другого человека, что помогает развитию коммуникативных навыков, толерантности.)
9. Организация саморефлексии. Каждый день начинается и заканчивается фиксацией на специальном месте «настроения» состояния детей и изменений, произошедших в самочувствии в процессе урока и даже дня. Умело проведённая рефлексия даёт возможность понять следующее: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало и что могут использовать впоследствии в жизни.
10. Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня: рациональное нормирование учебной нагрузки (грамотно, с медико-психолого-педагогической точки зрения, построенное расписание занятий и нетрадиционных уроков в адаптационный период у первоклассников)
11. Проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности.
Третье направление связано с осуществлением лечебно-профилактической работы: контроль осанки, полноценное горячее питание, вакцинации, витаминизация, использование очистителей воздуха, правильный питьевой режим, йодбаланс, кислородный коктейль.
Четвертым направлением является использование методик нетрадиционного оздоровления детей: пальчиковая гимнастика, антистрессовый и интеллектуальный массаж, хождение по дорожкам здоровья.
Пятым направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий:
- Психодиагностика
- Элементы аутотренинга и релаксации
- Индивидуальные и подгрупповые занятия в комнате психологической разгрузки, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы
- Обеспечение благоприятного психологического климата в лицее.
Шестое направление - это реабилитация и коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы со здоровьем:
- Реабилитация детей, перенёсших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий режим, расчёт физических нагрузок)
- Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к формированию нарушений осанки
- Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений
- Коррекция психоэмоциональной сферы с помощью использования игровых методов психокоррекции
Последнее направление - консультативно-информационное:
- Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса
- Дни открытых дверей, проведение уроков с использованием приёмов здоровьесберегающих технологий
- Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе лицея по мероприятиям учебно-воспитательного плана
- Оформление информационных стендов, письменных консультаций
- Реализация образовательных программ «О правильном питании» и «Полезные привычки»
- Применение на уроках и дома правильно подобранных упражнений мышечной релаксации, по снятию физической нагрузки и др.
Предложенная система работы позволяет рационально чередовать учебный труд с отдыхом, учебные занятия с физическим развитием, корректировать нагрузку и поддерживать работоспособность младших школьников на протяжении всего учебного дня.
Использование здоровьесберегающих технологий, основанных на совместной обобщающей деятельности педагога и учащегося, позволяет обеспечить развитие творческих способностей ученика, снимает напряжение, формирует устойчивый интерес к учению, навыки учебной деятельности, оказывает эмоциональное воздействие на младших школьников, благодаря чему повышается качество их знаний.
Похожие записи:
Эссе учителя физической культуры
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
План работы методического объединения воспитателей и классных руководителей на 2017-2018 учебный год
Средства информационно-коммуникационных технологий в практике работы педагога дополнительного образо