Оригами и мультипликация своими руками
Автор: Кузнецова Светлана Николаевна, воспитатель спецгруппы ГБОУ г.Москвы Школа 705, дошкольное отделение
Содержание
1. Пояснительная записка
- цель
- область применения
- краткое описание предполагаемого результата
2. Изучаемый теоретический материал
3. План работы
4. Приложения
5. Список литературы
СУТЬ РАССМАТРИВАЕМЫХ ВОПРОСОВ
Данная работа посвящена методам обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста искусству оригами и применении его в мультипликации (анимации).
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
Пособие предназначено воспитателям ДОУ, учителям начальной школы, родителям. Оказывает помощь в реализации годовых проектов с участием детей.
ИСТОЧНИК ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА
Исполненный и продемонстрированный годовой проект по теме " Оригами и мультипликация" в подготовительной группе ГБОУ г. Москвы школа 705.
узнецова С.Н.
Пояснительная записка
Данная работа была задумана и реализована, как обязательный годовой проект. Работа велась с детьми подготовительной группы (спецгруппа для детей с особенностями развития).Соответственно, в ней смогли принять участие дети с разным уровнем подготовки, а также их родители.
Актуальность разработки в том, что при работе над проектом была использована интерактивная доска, как одно из условий реализации ФГОС. Дети создавали своими руками детали будущей мультипликации (анимации), подготавливали фон, сценарий, принимали участие в выборе музыки.
Данная работа помогает раскрыть творческие способности и возможности каждого ребенка, а также вовлекает родителей в совместную развивающую и творческую деятельность с детьми и воспитателями. А это и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов воспитания.
ЦЕЛЬ:
Целью данного методического пособия является систематизация и группировка полученных в ходе реализации проекта результатов. Сделать эти данные понятными и доступными. Помочь в проведении годовых проектов или внеучебных занятий с воспитанниками ДОУ и учащимися начальных классов.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ:
Внеклассная работа с учащимися начальных классов.
Организация досуга.
Совместная деятельность детей и родителей.
Работа с воспитанниками ДОУ.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА.
Учащиеся знакомятся с основами изготовления мультипликации (анимации) и тетехникой поделки "оригами".
Дети с помощью педагога или при совместной деятельности со своими родителями создают собственную мультипликацию, детали которой созданы их собственными руками. Воплощают свой сценарий.
Понимание значимости детьми своих творческих способностей.
Удовольствие от совместной деятельности.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Изучаемый теоретический материал
Оригами - вид декаративно-прикладного искусства, древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Своими корнями искусство оригами уходит в Китай, где и была изготовлена бумага.
Мультипликация (анимация) - вид киноискусства и его произведение, а также соответствующая технология.
ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
В первой части проекта я демонстрировала детям уже готовые фигурки из бумаги, дала поиграть с ними. Объясняла, что, так любимые ими самолетики, тоже называются оригами. На глазах детей, лучше вместе с ними изготавливаем самолетик, запускаем его.
Между первой и второй частями проекта, совместно с детьми обыгрываем готовые поделки. При игре на свежем воздухе запускаем самолетики или пускаем кораблики и лужах. В сюжетно-ролевой игре " Магазин" нам пригодятся сумочки и кошелечки. Можно организовать инсценировку собственной сказки, например "Лягушата на пруду". Использовать готовых лягушат в игре -соревновании " кто дальше прыгнет и т.д.
Во второй части проекта детям рассказывается история происхождения искусства оригами в доступной для каждого возраста форме. На интерактивной доске демонстрируется подобранный по теме материал. Например:
История возникновения и развития в мире
Оригами берет свои истоки из Китая. Почему из Китая? Дело в том, что именно в Китае научились делать столь обыденный на сегодняшний день материал — бумагу. Конечно, ее изобрели не для складывания фигурок, необходимость возникновения данного материала обусловлена письменностью. До изобретения бумаги для письма использовали деревянные дощечки и шелк. Однако дощечки были не удобны с точки зрения хранения больших объемов текста, а шелк был дорогим удовольствием.
В результате долгих экспериментов великие древние умы Китая додумались изготавливать бумагу. Секрет изготовления держался в строжайшем секрете, можно сказать за семью печатями. Все же согласно легенде в седьмом веке нашей эры буддийский монах Дан Хо добирается до Японии, где делится секретами производства бумаги с японцами. Произошло это событие согласно утверждениям Японской хроники в 610 году нашей эры. Прошли столетия, и японцы уже изготавливают бумагу собственного производства, по качеству превосходящую даже китайскую.
Одновременно родителям дается задание совместно с детьми изготовить любую игрушку оригами и раскрасить ее. На следующем занятии игрушка обязательно обыгрывается.
К работе вновь подключается интерактивная доска. На ней демонстрируется мультфильм, сделанный другими ребятами. На просторах интернета всегда легко найти подобные произведения от маленьких аниматоров. Также показывается процесс изготовления какого-нибудь из любимых детских мультфильмов. Например "как делали Незнайку на луне".
Проводим параллель, показываем связь между мульпликацией и созданием деталей для нее. Предлагаем создать анимацию своими руками. Дети могут предложить тему. Беседа, спор, предложение сплачивает юных мультипликаторов друг с другом и с родителями, руководителями и т.д.
Следующий этап будет наиболее долгим. Во время работы над этой частью проекта мы приступаем к изготовлению деталей. Это будет:
Изготовление фона для нашей будущей мультипликации. Мы брали темы " Город" и "Лето".
Фоном для "города" служил лист ватмана с проложеной посередине проезжей частью в виде наклееной черной полосы и пешеходного перехода (совместная аппликация).
Фоном для аппликации "Лето" - лист ватмана с летним пейзажем. (Работа красками).
8. Изготовление деталей.
С группой, в которую входили более сильные детки, мы изготовили оригами зданий, автомобилей, бабочек. Вносились предложения о том, какие это будут здания (жилой дом, садик, школа, магазин, почта и т.д.).
Далее все детали располагаются на заранее подготовленом фоне и приклеиваются.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МУЛЬПЛИКАЦИИ. См тб.1
В работе используется интерактивная доска. В домашних условиях это может быть обычный компьютер с установленной на ней специальной программой (в интернете есть бесплатные версии хороших программ для создания несложной анимации).
Вначале была идея покадрового перемещения деталей (машины и бабочки) с последующим монтажем. Но эта идея оказалась не так интересна в реализации. На помощь пришла программа для изготовления клипов. Для этого потребовалась небольшая подготовка. Каждая деталь была заснята отдельно (дети участвуют) и переведена в формат jng с отсутствием фона. Все подготовленные детали были выведены на интерактивную доску, где воспитанники могли сами перемещать сделанные собственными руками игрушки оригами в пространстве и специальной кнопкой фиксировать их.
Последний этап изготовления детской анимации - наложение звукового сопровождения. Это может быть музыка, городской шум или звуки живой природы.
ДЕМОНСТРАЦИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ
Последний этап нашей работы - совместный просмотр мультфильмов. Обсуждение, критика ( что понравилось, что нет, что в следующий раз можно было добавить или что оказалось лишним).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1
Ход работы
Участие детей в процессе изготовления мультипликации
1 Демонстрация и обыгрование игрушек, созданных в стиле Оригами.
Дети обыгрывают такие игрушки, как самолетики и лягушата.
2 Рассказ об истории происхождения оригами.
Демонстрация видеоматериала
3 Домашние поделки
Дети вместе с родителями изготавливают свои игрушки, готовят рассказ о них.
4 Изготовление игрушек оригами для сюжетно-ролевых игр и игр на свежем воздухе (самолетики, кошелечки, кораблики, лягушата...)
Изготовление игрушек, игра.
5 Рассказ о производстве мультфильмов. Используется интерактивная доска.
6 Изготовление фона
Аппликация и рисование. (Можно в ходе плановых занятий)
7 Изготовление деталей
Машины, дома, бабочки, деревья. Аппликация и рисование. Обсуждение названия зданий, возможно дать название нашему городу и улице.
8 Расположение деталей, перемещение деталей, фиксация.
Дети сами шаг за шагом передвигают каждый свой автомобиль вдоль дороги, фиксируют его. Далее специальной кнопкой процесс запускает действие - машины едут, бабочки летят.
9 Обсуждение и наложение звукового сопровождения
Выбор звукового сопровождения из предложенного воспитателем или учителем.
10 Демонстрация мультипликации.
Обсуждение.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Список литературы:
"Оригами для детей" издательство "Стрекоза" 2012г
"Модели самолетов" издательство "стрекоза" 2012г
"Лучшая книга по оригами" автор Анна Щеглова 2010г
- В книге представлена история удивительной бумаги, виды оригами, техники и приемы, изделия из оригами, условные обозначения.
Демонстрационный материал:
"Волшебная камера". Рисованый фильм, созданый по заказу ЦРКО посвященный теме занятия кинолюбительством. В фильме задействованы герои мультфильма "Ну, погоди!".
"Как создаются мультфильмы". 2013.
"Как делали Незнайку на луне".
Рекомендуем посмотреть:
Оригами по сказке «Заюшкина избушка» с элементами аппликации. Мастер-класс
Мастер-класс. Ёлочка в технике оригами
Использование модульного оригами в работе с детьми
Объемная аппликация с элементами оригами для детей средней- старшей группы детского сада