Развитие речи, открытый урок-путешествие
(1 класс)
Тема: Моя семья. Урок-путешествие «По страницам семейного альбома».
Задачи урока:
- уточнить и закрепить знания детей о семье, о родственных отношениях; активизировать словарь по теме «Моя семья»; обогащать и активизировать словарь словами-определениями;
- развивать фонематический слух, связную речь; развивать психические процессы (память, творческое воображение, мышление);
- воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи, любовь к родным; культуру поведения на уроке;
- корректировать произношение звуков;
- создавать здоровье сберегающую обстановку в классе.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, демонстрационный материал.
Словарь: фотография, фотоальбом, портрет.
ХОД УРОКА
Психологический настрой.
Учитель приглашает детей в класс.
- Сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Дети:
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречаем.
Мы хотим вам показать
Как умеем отвечать.
Не судите очень строго
Ведь учились мы немного.
Учитель: -Итак, друзья, внимание! Прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее, начнем скорей урок.
Слушайте внимательно, работайте старательно!
-Сели ровненько, спинки прямые, руки на парте, ноги на месте.
Организационный момент:
- проверка слуха,
- проверка готовности к уроку.
Фраза на слух: Март – первый весенний месяц.
Подготовка речевого аппарата.
-Ребята, чтобы правильно произносить звуки, надо выполнить несколько упражнений.
1. Артикуляционная гимнастика: «заборчик», «окошко», «часики».
2. Дыхательная гимнастика: «дровосек», «косарь», «паровозик».
Фонетическая зарядка.
Контрольный звук [Х]:
-чтение открытых слогов на выдохе,
-чтение слогов по стрелке;
-называние предметов по картинкам со словами, «потерявшими» букву;
-чтение чистоговорок с перебрасыванием мячика из одной руки в другую;
-итог фонетической зарядки.
Актуализация знаний.
Учитель: -Ребята, сегодня необычный урок. О чем пойдет речь на уроке, вы узнаете, отгадав загадки.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас всегда?
Ваша дружная … (семья)
-Правильно, семья.
-А семья – это ….(Надо закончить предложение.)
Учитель: Начинается семья с мамы, папы и тебя
Из любви счастливых глаз
И из фото про вас…
-А где хранятся фотографии? (Дети: в телефоне, компьютере, в альбоме)
-Фотографии хранятся в альбоме и сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие по страницам семейных альбомов.
2.Задачи урока.
-Сегодня на уроке мы: -закрепим имена и отчества родителей;
- узнаем новые слова;
- будем внимательны и старательны;
- будем правильно произносить звуки.
3. Оценивание.
Применение знаний в новой обстановке.
Учитель: -Начинаем, ребята, наше путешествие и открываем первую страницу фотоальбома.
Кого мы видим?
Ученик: Это я.
- Представься, пожалуйста.
Ученик: Меня зовут…Ф.И., мне….лет.
Так представляются все дети (5 человека).
Учитель:-Спасибо, ребята, хорошо себя представили. Давайте немного отдохнем. Могут участвовать все гости.
Упражнение «Психогимнастика»
-Похлопайте: - те, кто хорошо учится,
- те, кто любит конфеты,
- те, кто не любит каникулы,
- только девочки,
- те, у кого хорошее настроение. Если не у всех хорошее настроение, то им надо «поделиться».
Учитель: -С хорошим настроением продолжаем листать наш фотоальбом. Кого вы увидите сейчас, вы узнаете, отгадав загадку.
Кто любовью согревает,
Все на свете успевает,
Кто тебя всегда утешит,
И умоет, и причешет.
Ну, конечно…. (мама)
-Правильно, мама.
Вам надо рассказать о вашей маме по следующей форме:
-Мою маму зовут… И.О. Мама работает….
Дети рассказывают о своих мамах.
Упражнение «ассоциативный ряд».
Учитель: -Все мамы любят …что? Правильно, цветы. Предлагаю вам сделать большой цветок для всех мам. Подойдите к столу и выберите лепесток, с тем словом, которое подходит вашей маме (добрая, умная, ласковая, злая, веселая, главная, дорогая, единственная, глупая, красивая).
Дети прикрепляют по одному лепестку к центру цветка.
Проговаривают «Моя мама самая …»
Получается ромашка.
Физминутка. ( речевая)
Раз - подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Учитель: -Продолжаем наше путешествие по фотоальбому. Следующий лист посвящен тому
Кто в семье высокий, смелый,
Самый сильный и умелый.
Кто розетки все починит,
Шкаф тяжелый передвинет.
Ну, конечно, ….(папа)
Ученики рассказывают о своих отцах по той же схеме:
-Это мой папа. Его зовут …И.О. Он работает…
7. «Портрет папы» групповой собирательный портрет.
Учитель: -Для мам мы сделали цветок. Предлагаю нарисовать общий портрет папы. Каждый из вас помнит своего папу и знает, какие у него глаза, волосы, нос. Вы будете подходить к столу и брать листочки-задания, на которых будет написано, что вам рисовать (нос, рот, уши, глаза, волосы).
Дети проговаривают: «Я рисую …»
Групповой портрет папы.
Работа в тетради.
Учитель: -Ребята, а теперь откроем тетради, запишем число, классная работа и новые слова, которые вы узнали сегодня на уроке.
Итог урока.
Учитель: -Молодцы, ребята, хорошо поработали. Вы познакомили нас с вашими папами и мамами. А как одним словом мы можем назвать папу и маму? … Родители.
- Ваши родители дают вам не только заботу, но и отдают вам свои сердца. А вы своих родителей любите? Вы родителям помогаете? Вы родителей слушаетесь? Давайте подарим вашим родителям ласковые слова. У меня сердечко, я начинаю: «мамочка любимая»,…. Дети, получая сердечко, говорят ласковое слово или папе, или маме.
-Хорошо вы потрудились
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по «Развитию речи и коммуникации» в 0 классе коррекционной школы
Конспект урока по развитию речи в 1 классе коррекционной школы VIII вида
Конспект занятия кружка "Развитие речи", 1 класс
Конспект открытого урока по развитию речи в 1 классе. Новый год