Концепция деятельности тренера-преподавателя ДЮСШ
Работа детского тренера относится к одному из сложных видов деятельности, в которой происходит развитие физических качеств личности ребёнка, его физической активности, которая развивается не изолированно, а взаимосвязано с умственной и нравственной активностью. Преуменьшать физическую активность не следует. Физическая активность является важнейшим ресурсом жизнедеятельности каждого человека. И работа учителя физкультуры или детского тренера является в этом отношении наиважнейшей. Профессия тренера-преподавателя относится к классу профессий «человек-человек», и в работе с детьми становится очевидной педагогическая сущность этой профессии. На это указывает семантика слова тренер: англ. trainer, от train- воспитывать, обучать. Это важнейшие, базовые функции тренерской деятельности, которые сопровождаются и дополняются другими видами деятельности.
Специфика деятельности тренеров в спорте имеет следующие особенности.
1. Самая важная особенность деятельности тренера в области спорта заключается в ее педагогическом характере. Особенности педагогической деятельности тренера заключаются в том, что ее результаты должны отвечать государственным образовательным стандартам, процесс осуществления - общественным моральным нормам, а личная миссия, состоящая в формировании личности отдельного учащегося, постоянно требует высокой личной ответственности педагога. Педагогическая деятельность имеет ярко выраженный творческий характер.
2. Важная особенность профессиональной деятельности тренера состоит также в том, что тренеру отводится ведущая роль в воздействии на личность спортсмена. Тренеру важно внушить доверие к своему профессионализму и вызывать у своих воспитанников симпатию, так как в противном случае спортсмен всегда может уйти к другому тренеру. В целом, успешность воспитания и развития спортсменов зависит от умения тренеров общаться со своими воспитанниками. Ф
3.
Факторы, приводящие к значительным нервным перегрузкам тренера, которые могут негативно сказываться на успешности его деятельности:
а) деятельность тренера часто проходит в условиях спортивных сборов, либо на выезде, либо в каких-то других нестандартных и непривычных условиях, при минимальном комфорте и отрыве от семьи;
б) тренеру приходиться вступать в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса: с учащимися и их родителями, с представителями администрации, с коллегами, с судьями на соревнованиях, с членами и руководителями других команд, с журналистами;
в) успешность деятельности тренеров находится в зависимости не только от них самих, но и от спортивных достижений их воспитанников, от личности руководителей и даже от материальной базы;
г) деятельность тренера характеризуется высокой степенью "профессионального риска", поскольку всегда существует вероятность "напрасности" многолетней работы вследствие отсева, прекращения занятий или временного отсутствия в связи с травматизмом, личными обстоятельствами спортсменов;
д) престиж тренера отличается неустойчивостью, и его уровень достигает пика только в момент удачного выступления спортсменов и стремительно падает, когда его преследуют временные неудачи, ведь деятельность тренера обладает высокой конкурентностью, нестабильностью статуса и профессионального положения;
е) деятельность тренера связана с высоким уровнем эмоционального напряжения, поскольку она носит публичный характер и от нее многое зависит. В процессе соревнования он испытывает такие же переживания, как и спортсмены, но должен сдерживаться или скрывать их; 158 ж) тренерская деятельность всегда допускает возможность получения травм при показе, страховке и в других случаях, когда тренер сам выполняет двигательное действие, особенно в условиях, когда показатели физического состояния уже снижаются, к чему он часто бывает психологически не подготовлен.
4. Тренер в большей степени заинтересован в результате своего труда, так как успешность его деятельности более очевидна для посторонних и оценивается, как правило, спортивными результатами его воспитанников.
5. Перед тренерами часто встает задача набора в группу. Тренер должен быть хорошим агитатором, для того чтобы заинтересовать ребенка и привлечь его к занятиям спортом, а также убедить в этом его родителей. Тренер находится в постоянном поиске новых способных воспитанников. Он должен увлечь их занятиями своим видом спорта, чтобы его труд не пропал даром, и воспитанник не ушел из школы.
6. Тренер должен уметь и реально осуществлять прогнозирование роста спортивных достижений, т.е. осуществлять не только набор, но и отбор учеников.
7. Тренер отвечает за здоровье спортсменов, которые часто вынуждены максимально проявлять свои физические возможности, как на соревнованиях, так и на тренировке.
8. Тренеры в течение всей профессиональной карьеры сами должны находиться в определенной спортивной форме.
Таким образом, профессиональная деятельность тренера обладает чертами, присущими любой другой педагогической деятельности, но и обладает специфическими особенностями, свойственными спортсменам.
Рассматривая концепцию деятельности детского тренера и ее влияние на детей, приходишь к выводу об ее комплексном характере. Представляющий собою комплекс чего-либо; охватывающий целую группу предметов, явлений, процессов и т.п.» Тренер проводит со своими воспитанниками значительную часть их свободного времени. Зачастую получается так, что спорт организует и занимает большую часть свободного времени подростка. В таких условиях фигура тренера становится весьма авторитетной для ребёнка. А сам тренер становится тем «значимым взрослым», которого ценят подростки в этот период возрастного становления.
В рамках спортивной деятельности (в отличие от школьной), подросток сталкивается с решением трудных жизненных задач, где цена ошибки не менее серьезна, чем оценка за учебную работу в школе. Происходит это потому, что эта деятельность происходит не в рамках строго регламентированных образовательных стандартов и учебных программ, а в постоянном взаимодействии с окружающим миром, с меняющимися обстоятельствами деятельности, на глазах сверстников, где очевидными становятся и успехи, и неудачи.
Комплексный характер работы детского тренера проявляется в постоянном осуществлении им сложного «набора» разных видов деятельности фактически на любом занятии. Наиболее важными, как уже сказано выше, в работе являются тренера обучающая и воспитывающая деятельность.
Однако они дополняются для достижения успешных результатов в развитии детей следующими видами необходимых деятельностей:
1. Мотивационно-стимулирующая деятельность необходима для того, чтобы ребёнок занимался не по принуждению, а охотно, с интересом, потому что интерес - один из ведущих мотивов любого занятия, любого вида деятельности. Эта деятельность организуется только в результате диагностического анализа интересов, склонностей, способностей ребёнка, выявления его отношения к различным видам спорта, учебным предметам, занятиям; изучения особенностей психо-физиологического и физического развития, его положения в среде сверстников. Диагностическая деятельность невозможна без перцептивных способностей тренера-преподавателя, которые проявляются в его обострённом восприятии, наблюдательности, на основе чего формируется образ воспитанника, складывается понимание его внутреннего мира.
2. Необходимым видом деятельности тренера является коммуникативная, ибо без взаимодействия, контакта, сотрудничества с воспитанником поставленных результатов достигнуть невозможно. С коммуникативной деятельностью тесно связана речевая деятельность. Все объяснения, комментарии, команды, указания тренера должны быть облечены в совершенную речевую форму, чтобы быть поняты детьми, Без этого не осуществляется контактоустанавливающая функция языка, а процесс взаимодействия тренера и воспитанников становится затруднённым.
3. Тренеру необходимо владеть проектно-планировочной деятельностью, целью которой является как организация работы всей группы детей, так и индивидуализация обучения отдельных членов группы (как наиболее, так и наименее успешных). Без этого невозможно предотвратить уход из группы детей, далеко не сразу проявляющих свои спортивные способности и готовых к переходу на более высокий уровень результатов. Тренер, не владеющий приёмами индивидуализации и дифференциации обучения, часто просто не видит личность. Его интересуют только спортивные достижения.
4. Тренер должен в совершенстве владеть организаторской деятельностью, направленной на объединение пришедших из разных школ и классов детей в организованное сообщество, скреплённое коллективными межличностными отношениями, взаимной поддержкой и взаимопомощью, соблюдением порядка занятий и организованного их завершения.
5. Занятия физической культурой и спортом всегда содержат элементы состязательности, выявление лидеров, победителей, поэтому тренер должен хорошо владеть судейской деятельностью. Она налагает особую ответственность за соблюдение всех правил в спортивной деятельности, требует от тренера высокого чувства справедливости, которую всегда отмечают и ценят дети.
Принято считать, что профессиональный долг тренера-преподавателя заканчивается (а точнее, раскрывается в полной мере) тогда, когда он успешно реализует два вида деятельности - образовательную и воспитательную. Однако на самом деле это не так. В занятиях физической культурой и спортом важны все вышеперечисленные виды деятельности. Именно поэтому исследовательская проблема видится нам в анализе комплексного характера деятельности детского тренера, задачу которого часто видят лишь в достижении спортивного результата его воспитанника. «Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними». Для этого необходимо иметь четкое представление об этих факторах и характере их влияния. Только единство целей, содержания, форм и методов обучения и воспитания и других видов деятельности, их дополняющих, приведут к желаемому результату.
Сложность и специфика работы детского тренера определяется целым рядом факторов. Мы писали о сложности организации из стихийно возникшей группы детей, записанных к тренеру, организованного детского сообщества, в котором тренеру предстоит воспитать нравственные межличностные отношения. Сложность работы в преобразовании разнородной мотивации в позитивную мотивацию, основанную на устойчивом интересе к занятиям, обеспечивающем проявление воли, стремление преодолеть трудности, проявить самопроизвольную активность и инициативу.
Сложность и специфика деятельности тренера, её комплексный характер во многом определяются необычностью, сложностью образовательного пространства, в котором проходят занятии по разным видам спорта. В отличие от привычного класса, с привычной расстановкой мебели, устойчивым укладом жизни школы и класса, тренер проводит занятия в бассейне, на стадионе, на корте, на беговой дорожке, в гимнастическом зале, где нужна предельная концентрация внимания и забота о строгом порядке работы каждого воспитанника и всей группы. Они являются условием предупреждения различных рисков, условием сохранения здоровья детей, их охраны от возникающих опасностей.
Б.Г. Ананьев, рассматривая проблемы человекознания, настаивал на целостном понимании природы человека, на комплексном подходе к его изучению. Он писал: «Уже в настоящее время взаимодействие наук, относящихся к естествознанию, с одной стороны, и обществоведению — с другой, служит делу интеграции знаний о человеке (в целях воспитания, научной организации труда и т. д.). Поучителен возрастающий масштаб такой интеграции при решении новых задач, например освоения космоса или адаптации человека к глубоководным погружениям и т. д. С каждым важным шагом технические взаимоотношения, требующие правового и морального регулирования, преобразуются в духовные ценности, включающие и человеческие качества, в том числе душевное и физическое здоровье».
Возрастающее внимание к физическому здоровью человека, к физическому развитию ребёнка посредством занятий физической культурой и спортом, применения здоровье сберегающих технологий, требуют исследовательского подхода к анализу деятельности тренеров-преподавателей, поскольку в их работе интегрируются знания из разных наук и комплексируются (сочетаются, объединяются) различные виды деятельности, обеспечивающие решение образовательных и воспитательных задач в единстве. Те виды деятельности детского тренера, о которых мы писали выше, свойственны и другим педагогам. Однако в работе детского тренера они присутствуют постоянно, не разобщенно, а комплексно, определяя специфику тренерской деятельности. Они отражают динамический характер деятельности тренера, в которой возникает немало ситуативных, непредвиденных моментов, разрешение которых требует всего комплекса знаний, умений, способностей педагога.
Библиографический список
1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - Изд. 2-е. - СПб., 2001. -31 с.
2. Гусов, К.Н. Спортивное право. Правовой статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и спорта / К.Н. Гусов, О.А. Шевченко. - М.: Проспект, 2011. - 95 с.
3. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. - М., 1999. - С. 91.
Материал подготовил: тренер-преподаватель
ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск СП «ДЮСШ №2»
Степанов А.А.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей. Детский футбол
Программа по здоровьесбережению в ДЮСШ
ОФП в тренажерном зале для детей