Программа здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!» на 2018-2022 годы
Рабочая программа по физкультуре Срок реализации программы: 5 лет Составитель: тренер-преподаватель ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск СП «ДЮСШ №2» Степанов А.А. Пояснительная записка
Здоровьесбережение – это одна из ведущих концепций в образовании на сегодняшний день. Это широкое понятие связано с необходимостью беречь и сохранять здоровье современных воспитанников во всем его комплексном проявлении – здоровье души и тела.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять здоровье.
Народная мудрость гласит «Береги здоровье смолоду». И эти слова достаточно точно характеризуют современную реальность. Именно проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является актуальнейшим вопросом современности. Специалисты разных областей в один голос заявляют о резком ухудшении основных показателей здоровья среди детей и подростков: медики отмечают увеличение процента детей так называемой группы риска; психологи и социальные работники заявляют о низкой степени адаптированности подрастающего поколения к социуму, и как следствие склонности к противоправным и асоциальным действиям. Источником данных проблем является целый ряд факторов: это плохая экология, низкий социально-экономический статус жизни, различные патологии беременности и родов, отсутствие четких нравственных критериев и ориентиров, чрезмерное эмоционально-психологическое напряжение, влекущее за собой развитие хронического стрессового состояния, недостаточное внимание со стороны государства к потребностям и проблемам развития подрастающего поколения. И здесь на помощь обществу в воспитании духовно и физически здорового поколения может прийти физическая культура и спорт, как одно из эффективнейших и действенных средств.
Физическая культура и спорт - средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.
Нормативно-правовая база
Программа здоровьесбережения ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск СП «ДЮСШ №2» «Здоровье – путь к победе!» разработана с учетом основных законодательных актов и нормативно-правовых документов:
• Международная Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 г.;
• Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.;
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
• Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. №329-ФЗ;
• Постановление правительства РФ Распоряжение от 22.11.2012 № 2148-р Развитие образования на 2013-2020 годы;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014 г №22660);
• Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года №172. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»;
• Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. №761 О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы;
• Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2010 г. №613-н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.09.2010 №18428);
• Приказ Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» от 27.12.2013 г. №1125;
• Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2010 г. №614н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий»;
• Устав ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск;
• Положение о структурном подразделении «ДЮСШ №2»
Участники:
• обучающиеся;
• тренеры-преподаватели;
• родители;
• педагогические работники;
• социальные партнеры (ГБУЗ СО Чапаевская, центральная городская больница», ОГИБДД О МВД России по г. Чапаевск, МБУ «ДЗСОЛ «Дружба», ГКУ СО «Чапаевский центр социальной помощи семье и детям»).
Особенности осуществления образовательного и воспитательного процесса
Детско-юношеская спортивная школа создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей.
Обучение и проведение учебно-тренировочной работы в группах осуществляется по видам спорта с постоянным составом детей в возрасте преимущественно с 6 до 18 лет поэтапно. На этапе спортивного совершенствования возраст обучающегося не ограничивается, если его спортивные достижения соответствуют установленным требованиям.
Воспитательные задачи реализуются в процессе учебно-тренировочных занятий и во внеурочной деятельности обучающихся.
Здание ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск СП «ДЮСШ №2» располагается по адресу: г. Чапаевск, ул. Запорожская, д. 6.
Обеспечение безопасности Учреждения осуществляется в соответствии с Планом мероприятий ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск СП «ДЮСШ №2».
Медицинское обеспечение обучающихся осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2010 г. № 614н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» и других нормативных актов, принимаемых федеральным органом управления в сфере здоровьесбережения.
Врачебный контроль за занимающимися на этапе начально подготовки, осуществляется врачом-педиатром в поликлинике по месту жительства 1 раз в год. Перед участием в соревнованиях, после болезни или травмы учащиеся проходят дополнительный медицинский осмотр.
Тренеры преподаватели диагностируют проблемы обучающихся с помощью таких методов, как дискуссия, анкетирование, опрос, тестирование.
Также при разработке образовательной программы учтены:
• возможности образовательной среды ДЮСШ №2;
• уровень квалификации и профессионализма тренеров-преподавателей;
• материально-техническое обеспечение учебного процесса;
• традиции, сложившиеся за годы работы ДЮСШ №2 традиционные турниры и соревнования, участие в городских и областных конкурсах различной направленности и т.д.
Анализ организации рабочего пространства спортивного зала
ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск СП «ДЮСШ №2»
(адрес: г. Чапаевск, ул. Запорожская, д. 6)
№ Требование СанПиН Соответствует/
не соответствует (в чем несоответствие) Негативное воздействие на уч-ся (при несоответствии) Меры предупреждения/
минимализации негативных воздействий (при несоответствии)
1 Стены, пол дают возможность проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств
соответствует --- ---
2 Помещение спортзала имеет естественное и искусственное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями и СанПиН 2.4.4.3172-14
соответствует --- ---
3 Состав и площадь спортивного зала
соответствует --- ---
4 Режим занятий детей
соответствует --- ---
5 Оборудование помещений для переодевания соответствует --- ---
6 Система отопления и вентиляции соответствует --- ---
7 Воздушно-тепловой режим
соответствует --- ---
8 Требования к помещениям для занятий спортом и их оборудованию
соответствует --- ---
9 Организация образовательного процесса
соответствует --- ---
10 В спортивном зале имеется термометр, рекомендованную температуру легко поддерживать, имеется возможность осуществлять как сквозное, так и частичное проветривание
соответствует --- ---
Срок и этапы реализации программы
Срок реализации: 5 лет (2018-2022 гг.)
Первый этап: Подготовительный (2018-2019 гг.).
1. Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в ДЮСШ №2.
2. Подготовка программно-методического обеспечения.
3. Ознакомление родителей и обучающихся с Программой здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!».
4. Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!».
5. Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!».
Второй этап: Практический (2020-2021 гг.). Реализация Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!».
Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (2021-2022 гг.).
1. Анкетирование родителей, обучающихся, тренеров-преподавателей на предмет удовлетворённости результатами реализации Программы.
2. Сравнение медицинских показателей состояния здоровья обучающихся и спортивных результатов до и после реализации Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!».
3. Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у обучающихся ДЮСШ №2 на здоровый образ жизни.
4. Обсуждение итогов реализации Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!» в педагогическом коллективе ДЮСШ №2, родителей, обучающихся.
5. Коррекция Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!» по итогам реализации. Публикации, распространение опыта.
Цель и задачи программы Цель программы: создание здоровьесберегающей среды в ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск СП «ДЮСШ №2», направленной на сохранение, укрепление, формирование культуры здоровья обучающихся и на повышение качества образования.
Реализации поставленной цели способствует решение трех групп задач: образовательных, воспитательных и оздоровительных. Образовательные:
- четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния ДЮСШ №2;
- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения воспитанников, использование технологий занятий, сберегаю¬щих здоровье учащихся;
- внедрение новейших методик физической и спортивной подготовки обучающихся;
- повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и программ по видам спорта. Воспитательные:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения детей и подростков;
- реализация комплекса мер по пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта, как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
- культивирование идеалов мужества, уважения к сопернику, дружбы и взаимопомощи;
- проведение работы с родителями, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, создания в семьях условий, способствующих укреплению и охране здоровья. Оздоровительные:
- совершенствование системы спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий;
- разработка комплекса мероприятий способствующих максимальной адаптации организма к физическим нагрузкам в процессе тренировки;
- укрепление здоровья и развитие навыков здорового образа жизни и стойкого интереса к занятиям в избранном виде спорта;
- ведение диагностики динамики состояния здоровья воспитанников.
Направления деятельности
Медицинское направление предполагает:
- создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья;
- составление расписания учебно-тренировочных занятий на основе санитарно-гигиенических требований;
- четкое отслеживание санитарно – гигиенического состояния ДЮСШ №2;
- организацию плановых медицинских осмотров обучающихся;
- обязательное медицинское обследование;
- соблюдение питьевого режима.
Просветительское направление предполагает:
- организацию деятельности с обучающимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, приема допинга, а также, гигиены спорта, режима дня спортсмена, здоровое питание спортсмена;
- организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, а также, гигиены спорта, режима дня спортсмена, здоровое питание спортсмена;
- пропаганда здорового образа жизни (тематические часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни);
- культивирование идеалов мужества, уважения к сопернику, дружбы и взаимопомощи.
Психолого-педагогическое направление предполагает:
- использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
- предупреждение проблем развития ребенка;
- обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
- развитие мотивации к занятиям спортом;
- формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
- организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
- широкое привлечение обучающихся, родителей, социальных партнёров ДЮСШ №2 к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Диагностическое направление предполагает:
- проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
- общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
- текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
- режим дня.
Принципы реализации
Основополагающие приоритеты Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!» следующие:
Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с обучающимися. Опираясь на индивидуальные особенности, тренер-преподаватель всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
Общеметодические принципы — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.
Принцип сознательности и активности — нацеливает на формирование воспитанников интереса к познавательной деятельности, на высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип наглядности — обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
Большое внимание уделяется принципу всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.
Принцип положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.
Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
Ожидаемые результаты
- увеличение числа детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
- повышение функциональных возможностей организма воспитанника;
- развитие физического потенциала обучающихся;
- рост спортивных результатов;
- повышение приоритета здорового образа жизни;
- повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
- апробирование элементов методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам;
- повышение уровня самостоятельности и активности;
- установка на использование здорового питания;
- повышение профессиональной компетенции и заинтересованности тренеров-преподавателей в сохранении и укреплении, как здоровья воспитанников, так и своего здоровья;
- использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- сформированность навыков безопасного поведения;
- сведение к минимуму случаев спортивного травматизма.
- разработка программы по здоровьесбережению и подпрограмм;
- разработка рекомендаций для родителей, администрации ДЮСШ №2 и тренеров-преподавателей, позволяющих систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения.
Системы организации контроля за выполнением программы
Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы:
- проведение заседаний Методического совета школы;
- посещение занятий, а также мероприятий, проводимых по здоровьесбережению;
- Создание методической копилки опыта;
- Мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в группах;
- сбор статистики о динамике развития мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
- контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, образовательной и воспитательной деятельностью обучающихся в свете формирования здорового образа жизни.
План мероприятий по реализации программы
Организационные мероприятия
№ п/п Мероприятие Срок проведения Ответственные
1 Составление рационального расписания занятий
Сентябрь
Методист
2 Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в помещениях ДЮСШ №2 В течение года И.о. руководителя
СП «ДЮСШ №2»
3 Проведение вводного инструктажа по правилам техники безопасности, пожарной безопасности с обучающимися
Сентябрь
Тренеры-преподаватели
4 Проведение медицинского осмотра тренеров-преподавателей
1 раз в год Методист
5 Определение групп здоровья обучающихся Сентябрь-Октябрь
Тренеры-преподаватели
6 Учет посещаемости занятий В течение года Тренеры-преподаватели
7 Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся (выступления на общешкольных родительских собраниях на тему «Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей»)
Ноябрь Тренеры-преподаватели
8 Поддержание в спортивных залах надлежащих санитарно – гигиенических условий
В течение года Заведующий хозяйством
Тренеры-преподаватели
9 Обеспечение хранения спортивного инвентаря В течение года Заведующий хозяйством
10 Соблюдение воздушного режима в спортивных залах В течение года Тренеры-преподаватели
11 Обеспечение готовности спортивных помещений, системы отопления для работы в зимний период
октябрь Заведующий хозяйством
12 Проведение анкетирования, тестирования, социологического исследования по вопросам физического, психического здоровья, по вредным привычкам
В течение года Тренеры-преподаватели
13 Проведение бесед о вреде курения, употребления алкоголя, наркотических и психотропных средств
В течение года Тренеры-преподаватели
14 Проведение спортивно-массовых мероприятий в школе, участие в окружных, городских спортивно – массовых мероприятиях
В течение года Тренеры-преподаватели
15 Организация отдыха учащихся в летний период июнь-август И.о. руководителя
СП «ДЮСШ №2»
Методическое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:
1. Состав педагогического коллектива
В реализации программы участвуют опытные педагоги: тренеры-преподаватели, педагоги-психологи ГКУ СО «Чапаевский центр социальной помощи семье и детям», а также медицинские работники ГБУЗ СО Чапаевская, центральная городская больница», инспектор ДПС.
2. Территория, помещения
При работе используются территории общеобразовательных школ, , пришкольных и загородных оздоровительных лагерей.
3. Оборудование
Для успешной реализации программы используется следующий инвентарь:
- спортивный: мячи, сетки, эспандеры, скакалки, обручи, кегли, а также настольные игры;
- аппаратура: магнитофон, аудиокассеты, компакт-диски;
- бытовые предметы: столы, стулья в необходимом количестве;
- фотоаппарат, видеокамера;
- канцелярские товары;
- призы, грамоты.
Необходима и методическая литература: сценарии мероприятий, викторин, конкурсов, опросники, тесты, анкеты и пр. (Приложение 1).
Литература
1. Афанасьев С.П. Веселые каникулы: Настольная книга воспитателя. /М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2004.
2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004.
Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003.
3. Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996.
4. Здоровьесберегающая деятельность/ авт.-сост. Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова.-Волгоград: Учитель, 2009.
5. Здоровью надо учить! Абаскалова Н.П. /М.: ООО « Издательская компания «Лада», 2000.
6. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера, праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) / сост. Трепетунова Л.И. и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
7. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е.. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
9. Титов С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. / Вологоград: Учитель, 2004.
Приложение №1 Перечень методических разработок к программе здоровьесбережения ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск СП «ДЮСШ №2» «Здоровье – путь к победе!»
1. Сценарий Игры-беседы «Дорожный лабиринт».
2. Сценарий проведения спортивно-массового мероприятия, посвященного Акции «Спорт как альтернатива пагубным привычкам».
3. Сценарий игры-беседы по оказанию доврачебной помощи при травмах и кровотечениях (презентация «Виды повязок»).
4. Презентация на тему: «Правильная осанка – залог здоровья».
5. Лекции по профилактике спортивного травматизма.
6. Сценарий игры-дискуссии «Твой выбор!».
7. Сценарий игры-беседы по основам безопасности жизнедеятельности «Жизнь человека – ценность».
8. Положение конкурса рисунков на асфальте профилактической направленности «НЕТ вредным привычкам!».
9. Положение конкурса плакатов «Я выбираю СПОРТ!».
10. Материалы и программа семинара-практикума для педагогов и родителей «Психологическая подготовка спортсмена в предстартовый и стартовый периоды».
11. Материалы и программа семинара с родителями «новичков» на тему: «Организация жизни и деятельности юных спортсменов».
12. Лекции на тему: «Гигиена спорта».
13. План и материалы беседы «Туристическая тропа». Туристический поход по родному краю.
Скачать Программа здоровьесбережения "Здоровье – путь к победе!"