План-конспект занятия по теме «Человеческие расы», 5-6 класс
Цель: формирование знаний о человеческих раса, их биологическом единстве и зависимости внешних отличий от географических факторов.
Задачи:
1. Закрепить знания о стадиях эволюции человека и факторах антропогенеза.
2. Формирование понятий расы, расоведение, расизм.
3. Воспитание расовой толерантности.
4. Развить умение мыслить, применять свои знания для прогнозирования и анализа проблемных вопросов.
5. Закрепить навыки обработки и обобщения учебного материала.
Оборудование: Таблицы и схемы, мультимедиа презентация, проектор, карта населения мира.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Привеска готовности учащихся к занятию. Выявление отсутствующих
II. Актуализация знаний
Учитель: Ребята, вы уже владеете информацией о возникновении жизни на Земле и эволюционном пути развития человека.
Вопрос: Скажите, кого считаю непосредственным предком человека? (Кроманьонец)
Вопрос: Давайте попробуем вспомнить, выходцем, какой географической области был кроманьонец? (Африканский континент)
Вопрос: Опишите внешний вид кроманьонца. (Высокий рост, около 180 см. Телосложение подобное современному человеку. Темный цвет кожи. Темные, курчавые волосы. Широкий нос. Пухлые губы.)
Вопрос: На типичного представителя каково современного человека походит кроманьонец? (Представителя народов центральной и южной Африки)
Учитель: Молодцы ребята!
Вопрос: Но все ли современный люди внешне выглядят так? (Нет)
Учитель: Правильно, каждый народ имеет свои особые внешние признаки. Это и будем темой нашего занятия. Предлагаю вам познакомить с многообразие человеческих рас на Земле. Узнать, на самом деле ли они ничем не похожи и что обуславливает их такие отличия.
III. Изучение нового материала
Учитель: прежде, чем начинать говорить про каждую из рас в отдельность, нужно узнать что же такое раса.
Раса – это людей, которые близки генетически и имеют особые внешние признаки, которые отличают их от представителей других рас.
Вы знаете, что на планете Земля нет абсолютно одинаковых условий для жизни людей.
Вопрос: чем это обуславливается? (К северу и к югу от экватора происходит изменение климатических условий)
Учитель: Верно. Это является одним из факторов влияющих на изменение внешности между расами.
Вопрос: Скажите, какие климатические условия проживания человека складываются в тропических широтах? (Высокие температуры в течении года, сухой воздух, небольшое количество осадков)
Учитель: Молодцы!
Вопрос: А какие климатические условия проживания человека складываются в умеренных широтах? (Устные ответы детей. Корректировка со стороны преподавателя).
А какие климатические условия проживания человека складываются в полярных широтах (Низкие температуры в течении года. Устойчивый снежный покров).
Учитель: Как вы видите, то климатические условия на планете разнообразны. И человек к ним приспосабливается по-разному. Предлагаю вам, познакомиться с разнообразием рас на Земле и выявить их приспособительные особенности.
Вопрос: Обратите вынимание на рисунок «Человеческие расы»
Учитель: Ученые выделяют 3 основные расы (европеоидная, негроидная и монголоидная) и 3 смешанные (мулаты, метисы и самбо). Если представить совокупность человеческих рас в виде дерева, то оно бы имела следующий вид: от ствола дерева отходят две крупные ветви, одна из которых ветвится еще на две (восточную и западную). А на эти веточках висит огромное количество листочков – это малые человеческие раса. Каждая их которые – отдельный листочек.
Вопрос: Рисунок на доске + Демонстрация схемы «Расовой классификация современного человека»
Учитель: Первая из рас, с которой мы познакомимся это – негроидная.
Вопрос: Демонстрация изображение представителя негроидной расы. Опишите данного представителя. (ответы учащихся)
Учитель: Негроидная раса выделяется по следующим антропологическим особенностям:
•Тёмный цвет кожа (сильнее всего пигментированная в сравнении с другими расами); курчавые чёрные волосы; тёмный цвет радужки глаз; слабое развитие третичного волосяного покрова, особенно на теле; невысокое лицо, небольшая ширина скул; средневысокий лоб со слабо развитыми надбровными дугами; выступающие вперёд челюсти, нижняя челюсть лишена подбородочного выступа; широкий разрез глаз; широкий плоский слабо выступающий нос; толстые губы, верхняя губа выступает вперёд; крупные зубы; вытянутое телосложение; узкие кисти рук и стоп.
Как видите, выделяется обширный перечень признаков, характерных для данной расы. Негроидная раса распросторанена в Тропической Африке к югу от Сахары. Также негроиды составляют значительную часть населения Латинской Америки, Вест-Индии и США (негроидное население этих стран формируют потомки привезённых из Африки рабов). Доминирующее население представители негроидной расы составляют в странах Гвианы, на Ямайке, в Республике Гаити.
Учитель: Мы уже озвучивали климат характерный для тропиков и выяснили что он не является самым приятным для людей исторически проживающих на территории Беларуси.
Вопрос: Попробуете связать внешние признаки негроидов со средой обитания.
-Для чего у них кожа имеет такую пигментацию (под действием больших доз ультрафиолетового излучения и что бы избегать перегрева тела)
- Почему у них волосы имеют какую структуру и цвет(Волосы имеют такую структуру за счет высоких температур)
- и тд. (ответы детей)
Учитель: Европеоидная раса.
Вопрос: Демонстрация изображение представителя негроидной расы. Опишите данного представителя. (ответы учащихся)
Учитель: Характерные признаки: лицо существенно выступает вперёд в горизонтальной плоскости. Волосы прямые или волнистые, как правило, мягкие (в частности у северных групп), глаза имеют широкий разрез, хотя глазная щель бывает небольшой, нос средне или сильно выступающий с высоким переносьем, губы тонкие или умеренно толстые, сильный или средний рост волос на лице и теле. Широкие кисти рук и стопы. Цвет кожи, волос и глаз разнообразный: от очень светлых оттенков у северных групп, до очень тёмных у южных и восточных популяций.
Учитель: проживаю представители европеоидной расы в умеренных широтах Северной Америки, Европа.
Вопрос: Попробуете связать внешние признаки европеоидов со средой обитания.
Учитель: Монголоидная раса.
Вопрос: Демонстрация изображение представителя монголоидной расы. Опишите данного представителя. (ответы учащихся)
Учитель: Характерные признаки: Чёрные жёсткие прямые волосы; тёмные глаза; маленькие ресницы; светлый или смуглый цвет кожи; слабое развитие третичного волосяного покрова; сильное выступание скул; уплощённое лицо; часто низкое переносье; лопатовидные резцы зубов; эпикантус и сильно развитая складка верхнего века.
Учитель: Монголоидная раса распространена в Северной, Восточной и Юго-Восточной Азии.
Вопрос: Попробуете связать внешние признаки европеоидов со средой обитания.
Учитель: Сейчас мы разобрали основные существующие типы рас.
Вопрос: Просмотр схемы: Образование смешанных рас.
Учитель: Предлагаю познакомиться со смешенными расами и начать с того, кто же такие мулаты. Мулаты — потомки от смешанных браков представителей европеоидной и негроидной рас, а также слово означает светло-тёмный цвет кожи.
Вопрос: Демонстрация изображение представителя мулатов.
Учитель: Мулаты составляют значительную часть населения Латинской Америки и стран Карибского бассейна (Доминиканская Республика — 73 %, Куба — 51 %, Бразилия — 38 %), а также некоторых стран Африки (ЮАР, Намибия). Существует две версии происхождения слова mulato: согласно первой из них, оно представляет собой искаженное арабское муваллад, которым обозначали нечистокровных арабов; согласно второй версии, mulato происходит от испанского mulo — мул, которым некогда обозначали не только потомство осла и кобылы, но и любые гибридные виды.
Учитель: Метисы — это потомки от браков между - европеоидами и индейцами. В Средней Азии монголоидами и европеоидами.
Вопрос: Демонстрация изображение представителя метисов.
Учитель: Представитель метисов – Баб Марли
Учитель: Самбо — потомки от смешанных браков индейцев и негров.
Вопрос: Демонстрация изображение представителя метисов.
IV. Закрепление
Выполнение практических заданий «Человеческие расы»
V. Рефлексия
Расы сформировались под влиянием условий среды обитания.
Признаки рас носят приспособительный характер и не являются чертой, определяющей качества, особенности личности и уровень умственного развития представителей разных рас.
Идеология расизма не имеет оправдания, т.к. никаких существенных отличий между представителями рас нет.
В доказательство нашей правоты давайте вспомним имена великих деятелей политики, которые, несмотря на свою расовую принадлежность, сыграли не последнюю роль в истории.
Рекомендуем посмотреть:
Самоанализ занятия в дополнительном образовании. Уличный танец Хип-хоп
Конспект занятия по танцам. Элементы цыганского танца
Занятие в дополнительном образовании. Конспект с презентацией. Красота глазами науки
История Крыма в истории нашей страны. Презентация