Урок литературного чтения с презентацией, 3 класс. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе на тему «Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Цели урока:
- Отрабатывать навык правильного выразительного чтения,
- формировать умение анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков,
- развивать умение свободно ориентироваться в тексте, умение отвечать на поставленные вопросы, умение соотносить иллюстрацию с отрывком из текста,
- воспитывать любовь к природе и животным.
Оборудование урока:
Карточки, светофоры, костюмы или шапочки на головы зайца, лисы, утки, экран, проектор, учебники, тетради.
Ход урока:
1.Организационный момент: Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».
2. Проверка домашнего задания: Учитель: Ребята, на прошлом уроке вам было дано домашнее задание: найти в тексте из 1, 2, 3 главы произведения слова, подтверждающие две разные жизненные позиции утки-матери и отца-селезня. Давайте проверим, что вы нашли. Дети зачитывают отрывки из текста.
Позиция утки-матери:
1. Старая утка смело бросилась на врага и отбила утёнка; но одно крылышко оказалось сломанным.
2. Даже и подумать страшно, как мы покинем здесь Серую Шейку одну, - повторяла утка со слезами.
3. Все улетят, а она останется одна-одинёшенька. Да, совсем одна…
4. Мы улетим на юг, в тепло, а она, бедняжка, здесь будет мёрзнуть… Ведь она наша дочь, и как я её люблю, мою Серую шейку!
5. Знаешь, старик, останусь - ка я с ней зимовать с ней здесь вместе…Те здоровы, обойдутся и без меня.
6. Утка давно к этому привыкла и сейчас волновалась совершенно по-другому поводу.
7. Старая утка ввиду близившейся разлуки относилась к дочери с удвоенной нежностью.
8. Для утешения начинающей задумываться Серой Шейки мать рассказала ей несколько таких же случаев, когда утки оставались на зиму.
9. Как-нибудь, милая, пробьёшься. Сначала поскучаешь, а потом привыкнешь. Если бы можно было бы тебя перенести на тёплый ключ, что и зимой не замерзает, - совсем было бы хорошо. Это не далеко отсюда.
10. Старой утке нужно было собрать все силы, чтобы не выдать своего отчаяния. Она старалась казаться весёлой и плакала потихоньку ото всех.
11. Утке было жаль бедную Серую Шейку.
12.Других детей теперь почти не замечала и не обращала на них внимания, и ей казалось, что она даже совсем их не любит.
13. Старая Утка не спала всю ночь, - это была последняя ночь, которую она провела вместе с Серой Шейкой.
14. У старой Утки изболелось всё сердце, глядя на бедную Серую Шейку. Несколько раз она решила, что останется; но как останешься, когда есть другие дети и нужно лететь вместе с косяком?
Позиция отца-селезня:
1. Постоянно ворчал, не любил себя беспокоить.
2. Всегда был лентяем, поэтому не приятно смотреть на чужие хлопоты.
3. Может быть, я побольше всех забочусь, а только не показываю вида.
4. А тебе до детей и дела нет. Только и думаешь о себе, чтобы набить зоб. Лентяй, одним словом… Смотреть-то на тебя даже противно!
5.У всякого есть свои недостатки… Я не виноват, что гусь глупая птица и поэтому нянчится со своим выводком. Вообще моё правило- не вмешиваться в чужие дела.
6.Селезень любил серьёзные рассуждения, причём оказывалось как-то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умён и всегда лучше всех.
7. Отцы заботятся о своих детях, а тебе - хоть трава не расти!
8. Что же я могу поделать? Я не виноват!
9. Селезень всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке. Конечно, он тоже любил её, но зачем же напрасно тревожить себя? Ну, останется, ну, замёрзнет, - жаль, конечно, а всё-таки ничего не поделаешь.
10. Нужно думать и о других детях. Жена вечно волнуется, а нужно смотреть на вещи серьёзно.
11. Селезень не понимал материнского горя.
12. Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь она всё равно должна погибнуть зимою.
Учитель: Спасибо, ребята, вы хорошо поработали дома. Это Вам поможет справиться со следующим заданием.
3.Актуализация изученных знаний.
1) Работа в парах по карточкам. Учитель: Ребята, у вас на партах лежат карточки. Вы должны соединить линиями: поступки и тех, к кому они относятся.
Беспокоится о судьбе дочери
Равнодушен к судьбе дочери Селезень-отец Любит свою дочь
Сочувствует своей дочери Утка-мать Заботится о дочери
Не способен на жертву ради дочери
Способна на жертву ради дочери
Учитель: Давайте проверим. (Дети зачитывают свои ответы. Комментируют, поясняют свой выбор, высказывают своё мнение, доказывают свою точку зрения)
2) Выборочное чтение:
Учитель: Ребята, давайте найдём в тексте и понаблюдаем: как автор передаёт нарастающий страх Серой Шейки?(Дети находят и зачитывают отрывки из текста)
Отрывки из текста:
1)Бедняжка ещё не знала, что такое разлука и одиночество, и смотрела на сборы других в дорогу с любопытством новичка. Правда, ей иногда делалось завидно, что её братья и сёстры так весело собираются к отлёту, что они будут где-то там, далеко-далеко, где не бывает зимы…
2)Я буду всё время думать о вас… - повторяла бедная Серая Шейка. – Всё буду думать: где вы, что вы делаете, весело ли вам? Всё равно будет, точно я с вами…
3)Серую Шейку больше всего огорчил перелёт журавлей, потому что они жалобно курлыкали, точно звали её с собой. У неё в первый раз сжалось сердце от какого-то тайного предчувствия, и она долго провожала глазами уносившуюся в небе журавлиную стаю…
4)Одна Серая Шейка не могла принимать участия в этих прогулках и любовалась ими только издали. Что делать, приходилось мириться со своей судьбой. Зато как она плавала, как ныряла! Вода для неё составляла всё!
5)Серая Шейка держалась в стороне от косяка, как чужая…
6)Серая Шейка осталась на реке одна и долго провожала глазами улетевший косяк…
7)Неужели я совсем одна?- думала Серая Шейка, заливаясь слезами. – Лучше бы было, если бы тогда Лиса меня съела…
8)Неужели вся река замёрзнет? – думала Серая Шейка с ужасом.Скучно ей было одной, и она всё думала про своих улетевших братьев и сестёр. Где они сейчас? Благополучно ли долетели? Вспоминают ли про неё? … Узнала она и одиночество…
9)Раз со скуки Серая Шейка забралась в лес и страшно перепугалась, когда из-под куста кубарем вылетел Заяц…
10)Серая Шейка была в отчаянии, потому что не замёрзла только самая середина реки, где образовалась широкая полынья…
11)Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась Лиса, - это была та самая Лиса, которая переломала ей крыло…
12)Серая Шейка тоже начала бояться, как боялся Заяц. Бедная даже не могла любоваться творившимися вокруг неё чудесами…
13)Бедная Серая Шейка знала только одно, что эта красота не для неё, и трепетала при одной мысли, что её полынья вот-вот замёрзнет и её некуда будет деться…
14) У Серой Шейки замерло сердце…
15)Бедная Серая Шейка со страху ныряла в воду…
3) Инсценирование отрывков из текста: Учитель: Ребята, давайте прочитаем по ролям отрывки из текста. Постарайтесь передать характер каждого героя. (дети выходят к доске с учебниками, одевают на голову шапочки героев)
1 отрывок - «Встреча в лесу Зайца и Серой Шейки».
2 отрывок – «Встреча Лисы и Серой Шейки».
4) Сравнение концовок 1, 2, 3 ЧАСТЕЙ: Учитель: Ребята, как заканчиваются 1, 2, 3 главы? Как это объяснить?
(Дети зачитывают концовки этих частей, высказывают своё мнение, делают вывод).
1 глава … Селезень про себя жалел жену, но не понимал в полной мере её материнского горя. Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь всё равно она должна погибнуть зимою. 2 глава … Неужели я совсем одна?- думала Серая Шейка, заливаясь слезами. – Лучше бы было, если бы тогда Лиса меня съела… 3 глава … Заяц видел с берега, что проделывала Лиса, и возмущался всем своим заячьим сердцем.
-Ах, какая бессовестная эта Лиса!... Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест её Лиса…
4. Восприятие нового материала. Учитель: Ребята, сегодня мы с вами узнаем: чем же закончилась эта история. Но прежде, чем мы начнём читать, познакомимся с незнакомыми словами.
1) Знакомство с новыми словами: (Объяснение смысла незнакомых слов, слова на слайде)
Ужо- сейчас,
Акинтич – отчество старика,
сноровка- умение,
надобна - нужно,
снасти- приспособление
2) Чтение 4 главы учащимися
3) Беседа по содержанию: Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста…
1. Была ли Лиса единственной угрозой Серой Шейке?
2. Вам понравился Акинтич? Почему?
3. Как относится к нему автор?
4. Каков жанр этого произведения?
5. ФИЗМИНУТКА. Учитель: Ребята, вы очень хорошо работаете. Молодцы. Устали? Давайте немного отдохнём.
6. Закрепление.
1) Выборочное чтение. Учитель: -Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд и найдите к нему отрывок из текста:
1. Сцена расставания с родными.
2. Сцена встречи Серой Шейки с Зайцем в лесу.
3. Сцена первой встречи Лисы и Серой Шейки звёздной ночью.
4. Сцена встречи Серой Шейки с Акинтичем.
5. Акинтич уносит Серую Шейку к себе домой.
2) Просмотр фрагмента мультфильма. Учитель: -Ребята, посмотрите, пожалуйста, фрагмент мультфильма, и скажите чем отличается сказка от мультфильма?
7. Итоги урока.
1) Беседа с учащимися. Учитель: Ребята, сегодня мы с вами закончили работу по произведению Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Какая часть вам кажется самой драматичной? Почему? (Ответы детей) Учитель:Ребята, вы увидели, какая нелёгкая судьба была у Серой Шейки, как тяжело ей было расставаться с родными, как нелегко было бороться с опасностями, но у нашей сказки счастливый конец.
Ребята, вы счастливые дети, у вас есть папы и мамы, они о вас заботятся, помогают вам, учат вас всему. Но, к сожалению, в нашей жизни не всем детям повезло так, как вам. У некоторых детей нет родителей или они лишены родительских прав, дети живут в детских домах, о них заботится государство. Но каждый ребёнок мечтает о том, чтобы его взяли в семью, у него были папа и мама. Ребята, скажите, пожалуйста, а как мы с вами можем помочь таким детям? (Дети высказывают своё мнение) Учитель: Ребята, молодцы! Вы всё сказали правильно. Есть очень хорошая песня о том, что каждый ребёнок, и даже мамонтёнок, мечтает найти свою маму.
2) Исполнение "Песни мамонтёнка". Учитель: Ребята, я прошу вас спеть эту песню вместе с мамонтёнком.
3) Оценивание учащихся: Учитель: Ребята, вам понравился урок? А что вам понравилось? На столе у вас лежат цветы красного и жёлтого цветов. Если вам урок понравился, покажите цветок красного цвета, а если не очень – то жёлтого цвета.(Дети показывают цветы)
Спасибо, ребята, вам за работу на уроке. Вы были очень внимательны, активны.
8. Домашнее задание.
-Прочитать 4 главу, придумать самостоятельно 5 главу.
Презентация на тему: Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"