Занятие в средней/старшей/подготовительной группе детского сада "Фольклорные праздники, связанные со сменой времени года"
Цель: поддержание связи с фольклорными традициями
Задачи:
- расширить, дополнить представления о фольклорных праздниках;
- систематизировать знания детей;
- подчеркнуть связь фольклора, народа с природой, зависимость человека от природы.
* * *
В нашем саду очень любят Масленицу - всегда проводятся интересные игры, эстафеты, сценки с участием ряженых героев, можно даже покататься на настоящей повозке на лошади (уже, конечно, с родителями, но на территории сада). В этом году после праздника мы с ребятами делились впечатлениями о прошедшем мероприятии и узнали, что ребята очень хотят узнать какие подобные праздники, кроме Масленицы бывают. Тогда было решено провести отдельное занятие, которые бы познакомило их и с другими фольклорными праздниками.
Здравствуйте, ребята! Мы сегодня вспомним народные праздники, такие как недавняя Масленица. Но начнем мы издалека, вспомним времена года, потом вы мне сами расскажете почему нам это важно.
Берем магнитную доску, вешаем большой плакат, разделенный на 4 части по временам года.
Дружно вспоминаем времена года, погодные явления, соответствующие им.
Начнем своё путешествие с
Масленицы, потому как она проводилась совсем недавно, ребята многое помнят.
Дети рассказывают о празднике, традициях, которые вспомнят.
Масленица длилась неделю. Делали соломенное чучело, которое оставляли на горе. Начиналось катание на санях, гуляния, игры и развлечения с Петрушкой. Мужчины участвовали в кулачных боях, женщины пекли блины и всех угощали ими с горячим чаем. В воскресенье, последний день масленичной недели Масленицу (то самое чучело) возили на санях по дворам, а окружающие ругали ее и выгоняли, а в конце радостно сжигали на костре.
Спрашиваем у ребят в какое время года проводится праздник и вешаем картинку с изображением на границу между зимой и весной.
Мало кто из ребят ходит в сад летом, но все они, безусловно, знакомы с праздником Ивана Купала. Спрашиваем, кто и что знает об этом дне. Обычно дети говорят о традиции обливаться.
Иван Купала празднуется с 6 по 7 июля. Сейчас некоторые из нас продолжают обливаться водой, но мало кто знает почему. В древности считали, что в это время вода обладает волшебными свойствами, помогает лечить от любых болезней. Считалось, что и другое волшебство возможно - найти цветок папоротника (а это растение, которое вообще-то не цветет), и принесет эта находка много необычных возможностей (может летать научишься, может невидимкой становиться, может превращаться в кого-то - никто точно не знает, ведь никто его не находил).
В этот день девушки водили хороводы, собирали целебные травы.
Обсуждаем, что этот день - летом, вешаем картинку в середину лета, рассказываем про день летнего солнцестояния (что день становится все короче).
Осенины также празднуются ежегодно в нашем саду, поэтому нашим ребятам есть что рассказать про праздник осени.
Ночь и день становились равными, день постепенно становился короче - наступала зима. Люди собирали урожай и хотели отблагодарить Землю-матушку за природные дары, верили, что от этого следующий урожай будет еще богаче.
Вешаем картинку/фото с Осенинами на календарь.
В ночь на 7 января многие из нас празднуют Рождество Христово, а задолго до появления этого праздника у нашего народа в этот день был другая традиция -
Колядки. Дети и взрослые наряжались, пели песни (колядки, в честь которых и был назван праздник), играли в игры. Девушки гадали, семьи ужинали. Время было выбрана не спроста - солнышко поворачивало с зимы на лето, день наконец-то становился всё длиннее.
Вешаем картинку с Колядками на наш календарь.
Смотрите, мы с вами праздновали почти все эти праздники вместе, вы их все знаете! А теперь давайте подумаем, что общего в этих праздниках, почему народ праздновал именно в то время года?
Обсуждаем, что в старину люди отмечали смену времени года, когда день становился длиннее/короче. Для народа это было очень важно - их образ жизни во многом зависел от погоды, природы. Таким образом, эти фольклорные праздники - это не просто радостные и веселые дни, которые объединяли людей, позволяли отдохнуть от ежедневных забот, это еще и важные дни для наших предков. Ими отмечались начало и завершение трудовых циклов. Праздники отражали то как люди относились к окружающей их природе, к своему труду и его результатам.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий зимнего развлечения для старших дошкольников
Авторская народная песня для дошкольников "Русский перепляс"
Музыкальный педагогический проект в детском саду. Старшая группа
Фольклор для малышей
Похожие статьи:
Сценария фольклорного праздника для старших дошкольников
Тематическое занятие в старшей группе. Славянская мифология
Методика проведения физкультурных занятий в детском саду
Фольклор для детей 2-4 лет в детском саду
Колыбельные в развитии ребёнка