Башкирская народная музыка
У истоков музыкальной культуры Башкортостана стоит башкирская народная музыка.
Изначально народная музыка была связана с древними тотемистическими верованиями, народными праздниками, семейно-бытовыми обрядами, охотничьей и трудовой деятельностью, с мифологией и эпосом. Более позднее происхождение имеют протяжные песни, байты, мунажаты, деревенские, «рекрутские», «зимагорские» песни, инструментальные марши и мелодии лирических танцев.
В хозяйственной жизни башкир большое место занимала охота. Башкир-охотник, не имея огнестрельного оружия, мог поражать зверя или птицу стрелой из лука, камнем из пращи или метательным копьем. Для этого он должен был либо, оставаясь незамеченным, близко подползти к зверю или дичи, либо же подманивать их к себе. Отсюда, у башкир в древности была выработана своеобразная охотничья практика - подражание голосам животных, а также крикам и пересвистываниям птиц. У отдельных виртуозов, владевших подобными охотничьими приемами, это подражание перерастало в своеобразное искусство, отголоски которого встречаются и поныне. В 90-х годах ХIX в. С.Г.Рыбаков встретил в башкирской деревне мастера «петь по-птичьему», который, по просьбе исследователя, «стал издавать в высшей степени странные своеобразные звуки полузакрытого характера; эти звуки действительно были похожи на что-то птичье, но вместе с тем ясно слышалась мелодия... Это лебединое курлыкание слушалось прямо с удовольствием; так это было необычайно, искусно и вместе с тем приятно... Затем он изобразил, как воркуют голуби, как поет какая-то птица, кажется стрепет, и все это было очень своеобразно и правдоподобно».
Охотничьи приемы подражания горлом всевозможным крикам и пересвистам явились той базой, на которой в древности развивалось в быту башкир такое своеобразное явление, как узляу - редко встречаемое искусство певца-исполнителя, добивающегося двухголосья с помощью тянущегося в нижнем регистре остинатного звука и одновременно - особого тембра мелодии, звучащей в верхнем регистре.
В соответствии с характером жизни в древности у башкир широко были развиты изобразительные, программные пьесы для курая. Каждая из этих музыкальных пьес, наряду с определенной мелодией имела и свою сопутствующую музыке легенду, часто представляющую самостоятельное художественное произведение. В легенде к пьесе «Поющий журавль» («Сынрау торна»), которую слышал еще Ибн-Фадлан в первой четверти Х в. журавли предстают то предвестниками добра, то несчастья. По мотивам этой древней легенды и музыкальной пьесы в советское время написан башкирский национальный балет «Журавлиная песнь». В другой легенде - «Вороненок» («Бала - карга») - рассказывается о том, как старый ворон вырастил в своем гнезде ребенка, лишенного родителей в годину войн, разорения и бед.
Народная музыка башкир представлена вокальными и инструментальными произведениями.
К вокальной музыке относятся обрядовые напевы (заклички дождя и солнца, свадебные напевы), напевы эпических сказаний, песенные вставки в сказках, кубаиры, байты, мунажаты, книжные напевы («Мухамадия», «Юсуф и Зулейха» и др.), звукоподражательные попевки, сольное двухголосное гортанное пение (узляу) и лирические песни, отличающиеся разнообразием тематики и музыкальной стилистики. Среди них выделяются протяжные песни узункюй, короткие быстрые песни кыскакюй, плясовые песни такмак и др. Кроме того, в соответствии с возрастными группами различаются детские песни (игровые, колыбельные, песни-потешки) и молодежные (хороводно-игровые).
К инструментальной музыке относятся инструментальные версии песенных мелодий (например, «Урал», «Буранбай», «Кара юрга»), собственно инструментальные пьесы и наигрыши - марши («Наполеон Бонапарт», «Манеж», «Циолковский»), мелодии обрядовых танцев («Килен бейеуе»), танцев программно-изобразительного характера («Кара тауык»), лирических танцев («Зарифа», «Меглифэ»), инструментального звукоподражания.
Различные музыкальные жанры и формы сформировались и развились в результате длительной исторической эволюции.
Большинство произведений башкирской народной музыки исполняются в сопровождении народных инструментов.
Отдельные музыкальные пьесы содержат и поэтические тексты. Таковы, например, песни - «Перепелка» («Бузэнэ»), «Буренушка» («Куныр буга»), «Хромой конь» («Акhак кола») и др.
Исключительное значение лошади в жизни башкир, особенно ее роль в походах и войнах, породило множество песен и инструментальных пьес о коне. В подавляющем большинстве их преобладают быстрое движение и характерные ритмы, при помощи которых воспроизведен ритм бега коня. Некоторые из пьес имеют словесные тексты, а также сопровождаются программно-изобразительным танцем, в котором также легко можно усмотреть подражание бегу коня и телодвижениям джигита во время верховой езды. Описание исполнения самой популярной из этого цикла пьесы - «Вороной иноходец» («Кара юрга»), - сопровождавшейся пением и танцем, дано позднее, в XVIII в.» академиком И.И.Лепехиным. В припеве этой песни четко выражен ритм бега коня.
Старый башкирский обычай не допускал брака между людьми одного и того же рода. Поэтому девушку выдавали замуж за человека из дальних мест. Отъезд из родного дома в дальний аул вызывал у невесты душевное страдание, а свадьба превращалась в глубокую драму: соблазненные калымом (выкупом за невесту) родители нередко выдавали дочь за богатого старика, имевшего уже несколько жен. На такой брак девушка могла реагировать только традиционной обрядовой песней - сенгляу (предсвадебные причитания или плач), повсеместно распространенной в прошлом в быту башкир. Поэтому сенгляу, обращенная к родителям и родственникам, звучала как голос протеста, выражавший не только личное горе вступающей в брак девушки, но и как скорбь башкирской женщины вообще.
Как уже говорилось, башкирская народная музыка исполнялась певцами йырау (йыраусы), сказителями (сэсэн) в со¬провождении курая, домбры и других народных инструментов.
Башкирские народные музыкальные инструменты
Башкирские национальные музыкальные инструменты самобытны и своеобразны. Наиболее распространен древний самобытный музыкальный инструмент курай. Легко изготовляемый самими исполнителями кураистами из полого внутри стебля зонтичного растения (русское название «дягель», или «дудник»), в большом количестве растущего на территории Башкортостана, курай служил башкирскому народу на протяжении всей его многовековой истории. Помимо простоты изготовления, популярности курая способствовала поэтичность и эпическая возвышенность его звучания, дальняя слышимость его звука на открытом воздухе.
Курай - древний музыкальный инструмент, разновидность прямой флейты, возникновение которой наука связывает с эпохой палеолита. Строй курая указывает на то, что мелодическая культура башкирской народной песни была богатой также и в отдаленной древности.
Другой распространенный в прошлом в башкирском народном быту музыкальный инструмент - кубыз (кумыз), деревянный или металлический губной варган (русское название «зубанка»). Археология связывает распространение губных варганов с эпохой позднего неолита.
Кубыз - инструмент небольшого размера, с еле слышным звуком. Благодаря этому он был в прошлом инструментом главным образом башкирской женщины. Специфические условия, в которых находилась женщина-башкирка после распространения в Башкортостане ислама, вызвали подобное использование кубыза. Лишенная мужского общества, отделенная от него в быту, не имея права ни громко говорить, ни петь, молодая башкирская женщина тем не менее должна была искать пути к выражению своих чувств в музыке. Тихое и нежное звучание кубыза едва слышно: под его звуки можно тихо петь и бесшумно танцевать. С другой стороны, кубыз настолько мал, что хранение его (или мгновенная утайка) не представляет трудностей. Так утвердилось общественное назначение кубыза как музыкального инструмента женщин и детей.
Из истории музыкальной культуры Башкортостана
После присоединения к России в Башкортостане начинает развиваться музыкальная просветительская и собирательская работа.
Местные дореволюционные газеты содержали материалы о музыкальной и концертной жизни Башкортостана, в т.ч. об оркестрах в имениях дворян и помещиков. Положительное влияние на развитие музыкальной жизни края в конце XVIII в. оказали ссыльные польские конфедераты. Они организовали оркестр, ввели в быт местного общества вечера с музыкой и танцами, ставили музыкальные спектакли. Многие из ссыльных да¬вали уроки музыки и пения.
Среди них был талантливый музыкант, пианист и дирижер А.К.Новицкий - учитель знаменитой русской пианистки В.В.Тимановой. С Уфой связаны детство и юность русского композитора А.Н.Верстовского, его первые композиторские и исполнительские шаги. События русской истории - Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов 1825 г. - спо¬собствовали демократизации культуры и искусства не только в центральной России, но и на ее национальных окраинах. Так, башкирские воины - участники битв с наполеоновской армией, вернувшись на родину, привнесли в национальный быт сведения о русской и европейской музыке, о хоровом пении, военных оркестрах.
В 1-й половине XIX в. в орбиту интересов передовых русских музыкантов входит башкирская народная музыка- Начало этому было положено русским композитором Л.Л.Алябьевым, отбывавшим ссылку в Оренбурге в 1833-34 гг. Он записывает башкирские народные напевы, создает на основе двух башкирской и одной «киргизской» мелодии вокальный цикл «Азиатские песни». На башкирскую мелодию, сообщенную ему В.Л.Верстовским, пишет «Башкирскую увертюру» для симфонического оркестра. В 1862 в Лейпциге был опубликован струнный квартет К.Б.Шуберта, русского виолончелиста, концертировавшего в 1850-е гг. в городах Поволжья. Шуберт предпослал квартету заголовок «Мое путешествие в киргизские степи» и использовал, наряду с другими, башкирские мелодии, финал квартета построен на варьировании известной башкирской мелодии «Перовский».
В конце 2-й половины XIX в, музыкальная жизнь в крае заметно оживляется. Проводятся вечера и концерты гастролирующих артистов и местных музыкантов, крепнет традиция домашнего музицирования. Вечера квартетной музыки проводил скрипач Д.П.Севастьянов, который в 1870 г. жил в Уфе, давал уроки игры на скрипке, выступал в концертах. Разносторонне образованный и талантливый историк, этнограф Р.Г.Игнатьев был дирижером Уфимского военного оркестра, хормейстером, записывал и обрабатывал башкирские народные песни, занимался композиторским творчеством. Активную музыкально-просветительскую работу проводили любительские музыкальные общества и кружки национальной литературы и искусства. В 1888 г. состоялся платный вечер в пользу уфимки Е.Я.Барсовой, партнерши великого русского оперного артиста Ф.И. Шаляпина. К числу примечательных музыкальных событий относится дебют Шаляпина в 1890 г. в Уфе. В музыкальные торжества вылились юбилеи великого русского пианиста и композитора Л.Г. Рубинштейна и писателя С. Т. Аксакова.
Активизируется и изучение башкирских народных песен. Качественно новым этапом в собирании и систематизации башкирской народной музыки в дореволюционный период стали книга С.Г.Рыбакова «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» (СПб., 1897), сборник М.И. Султанова «Башкирские и татарские мотивы» (Саратов, 1916). В 1901 г. издательство Т.Беляева опубликовало в Лейпциге сборник обработок народных песен «Мусульманские песни» (в т.ч. около 50 башкирских), осуществленных А.Т.Гречаниновым. Одним из национально-просветительских очагов было медресе «Галия» в г. Уфе. В числе предметов, изучавшихся в медресе, была музыка. Под руководством преподавателя В. Клеменца - бывшего профессора Варшавской консерватории - из числа учащихся медресе были созданы хор и оркестр, участвовавшие в литературно-музыкальных вечерах.
Рекомендуем посмотреть:
Приобщение старших дошкольников к народной культуре в условиях ФГОС дошкольного образования
Развитие речи детей у дошкольников через музыкальные занятия
Опыт работы музыкального руководителя детского сада
Роль песни в гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольников
Похожие статьи:
Сценарий музыкально-танцевальной сказки «Колобок» для отчетного концерта в ДОУ