Гуляева Татьяна Анатольевна, музыкальный руководитель ГБОУ ООШ №19 СП «Детский сад «Кораблик»
г.Новокуйбышевск Самарской области
Приобщение старших дошкольников к истокам народной культуры в условиях ФГОС дошкольного образования
В статье представлен опыт работы музыкального руководителя детского сада по приобщению старших дошкольников к истокам народной культуры средствами специально организованной деятельности и предметно-развивающей среды. Материал может быть полезен педагогам ДОО и школ.
В настоящее время наша страна переживает непростой период, где утрачиваются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме. Назрела необходимость качественных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации как первой ступени системы непрерывного образования подрастающего поколения, ведь от того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Одной из задач Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 года N 1155, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств. В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры. Через восприятие фольклора закладываются основы нравственного сознания, происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа, ведь народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, шествии, труде. Именно поэтому музыкальное начало в фольклоре неотделимо от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Таким образом, приобщение ребенка к музыкальному фольклору соответствует новым стандартам образования, так как происходит через его деятельность.
Несмотря на то, что в детском саду восприятию фольклора дошкольниками всегда уделялось большое внимание, возникли противоречия между желаемыми результатами образовательного процесса и реальной ситуацией. Согласно ФГОС дошкольного образования, развитие ребёнка должно осуществляться в общении, игре, познавательно – исследовательской, а не в учебной деятельности. Достижения детей дошкольного возраста должны определяться не конкретными знаниями, умениями и навыками, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих успешную социализацию при переходе на новую ступень образования. Однако, в настоящее время происходит заучивание репертуара к праздникам, увлеченность сценически эффектным материалом, народная музыка предлагается в современной обработке, у детей не сформированы представления о культурном и историческом прошлом русского народа. В детском саду нет системы в проведении специально организованных занятий, не оснащена предметно-развивающая среда, недостаточно методическое обеспечение, что в конечном итоге не способствует целостному восприятию фольклора, а значит и духовно- нравственному воспитанию дошкольника. В этом и состояла проблема в моей профессиональной деятельности. Перед собой я поставила
Цель: воспитывать духовно-нравственные ценности дошкольников путем приобщения к истокам народной культуры, развивать музыкальные и творческие способности в условиях
специально организованной деятельности и предметно-развивающей среды.
Для достижения новых образовательных результатов было необходимо создать новые условия.
Научно-методические:
- создание библиотеки нотной и художественной литературы, фондов CD-дисков лучших образцов детской народной вокальной и инструментальной музыки и видеотеки с тематическими подборками;
-создание картотеки музыкальных народных игр;
-создание электронных образовательных ресурсов;
-овладение методами формирования народной музыкальной культуры и применения их в практической деятельности;
-разработка конспектов дополнительной образовательной деятельности в рамках комплексно-тематического планирования;
- разработка сценариев праздников и развлечений;
- составление консультаций для родителей.
Материально-технические:
-наличие специального помещения;
-наличие основного музыкального инструмента;
- создание предметно - развивающей среды;
-наличие мультимедийного оборудования.
Информационные:
- анкетирование родителей;
- проведение открытых занятия для родителей;
- организация групповых занятий с родителями;
- оформление фотоотчётов;
- размещение консультаций, рекомендаций, фото- и видео отчетов на сайте ДОО.
Организационные:
-привлечение родителей к участию в народных праздниках, пополнению экспонатов музея народного быта, изготовлению пособий, атрибутов,костюмов.
- организация взаимодействие педагогов детского сада;
- организация творческих встреч с фольклорными коллективами города.
С целью комплексного подхода мною был разработан
календарно-тематический план дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по приобщению их к народной культуре, утвержденный на педагогическом совете ДОО. В содержание занятий включены как все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, песенное и танцевальное творчество), так и знакомство с народным бытом, поэтическим и художественным творчеством. Планирование составлено для детей старшей и подготовительной группы. Деятельность осуществляется 4 раза в месяц в определённый день недели во второй половине дня продолжительностью 30 минут в мини-музее «Русская изба». Музей был создан силами педагогов и родителей. В нем собраны как подлинные экспонаты старинного русского быта, так и их игрушечные аналоги, к которым ребенок может подойти, рассмотреть и понять, как они действуют.
Подлинные экспонаты музея представляют особую ценность, ведь прикосновение к старой настоящей вещи затрагивает струны души, молчащие при рассматривании иллюстраций, что актуально для впечатлительной детской души, для которой "знания" об исторических предметах превращаются в "личную причастность к истории народа».
Изготовили костюмы и атрибуты для инсценировок народных песен, маски-шапочки для музыкальных и подвижных игр, народные музыкальные инструменты, куклы для фольклорного театра.
В мини-музее происходит вовлечение детей в деятельность и общение, воздействие на их эмоциональную сферу, развитие не через пассивное «видение», а через активное «делание», становление нравственной личности ребенка.
Для контроля эффективности работы я разработала критерии определения результативности на основе примерной
Основной общеразвивающей программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой:
- Воспитанники знают традиции и обычаи русского народа, ориентируются в народных праздниках, промыслах, предметах народного быта, могут о них рассказать;
-Применяют в быту малые формы устного и музыкального народного творчества;
-Знают и исполняют русские народные песни, организуют народные игры;
-Чисто интонируют попевки, воспроизводят их на музыкальных инструментах;
-Составляют пляски из знакомых танцевальных элементов, выполняют перестроения в хороводах;
-Владеют навыками передачи эмоционально-образного содержания произведений в музыкальной и театрализованной деятельности;
-Различают звучание народных инструментов в оркестре, называют их.
-Владеют приёмами игры на двух и трех ложках, играют в ансамбле.
Контрольные срезы провожу в начале и конце учебного года. Формы контроля – беседы,наблюдения, театрализованные представления и концерты, фольклорные праздники.
Таким образом, только специально разработанная система организации воспитательно-образовательного процесса и эффективная предметно-развивающая среда активно приобщают дошкольников к истокам народной культуры, что способствует их духовно-нравственному воспитанию.
Рекомендуем посмотреть:
Вступил ли в силу ФГОС?
Сценарий зимнего развлечения для старших дошкольников
Авторская народная песня для дошкольников "Русский перепляс"
Музыкальный педагогический проект в детском саду. Старшая группа
Похожие статьи:
Сценария фольклорного праздника для старших дошкольников
Тематическое занятие в старшей группе. Славянская мифология
Методика проведения физкультурных занятий в детском саду
Фольклор для детей 2-4 лет в детском саду
Колыбельные в развитии ребёнка