Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Приобщение старших дошкольников к народной культуре в условиях ФГОС дошкольного образования

Гуляева Татьяна Анатольевна, музыкальный руководитель ГБОУ ООШ №19 СП «Детский сад «Кораблик»
г.Новокуйбышевск Самарской области
Приобщение старших дошкольников к истокам народной культуры в условиях ФГОС дошкольного образования
В статье представлен опыт работы музыкального руководителя детского сада по приобщению старших дошкольников к истокам народной культуры средствами специально организованной деятельности и предметно-развивающей среды. Материал может быть полезен педагогам ДОО и школ.
В настоящее время наша страна переживает непростой период, где утрачиваются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме. Назрела необходимость качественных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации как первой ступени системы непрерывного образования подрастающего поколения, ведь от того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Одной из задач Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 года N 1155, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств. В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры. Через восприятие фольклора закладываются основы нравственного сознания, происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа, ведь народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, шествии, труде. Именно поэтому музыкальное начало в фольклоре неотделимо от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Таким образом, приобщение ребенка к музыкальному фольклору соответствует новым стандартам образования, так как происходит через его деятельность.
Несмотря на то, что в детском саду восприятию фольклора дошкольниками всегда уделялось большое внимание, возникли противоречия между желаемыми результатами образовательного процесса и реальной ситуацией. Согласно ФГОС дошкольного образования, развитие ребёнка должно осуществляться в общении, игре, познавательно – исследовательской, а не в учебной деятельности. Достижения детей дошкольного возраста должны определяться не конкретными знаниями, умениями и навыками, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих успешную социализацию при переходе на новую ступень образования. Однако, в настоящее время происходит заучивание репертуара к праздникам, увлеченность сценически эффектным материалом, народная музыка предлагается в современной обработке, у детей не сформированы представления о культурном и историческом прошлом русского народа. В детском саду нет системы в проведении специально организованных занятий, не оснащена предметно-развивающая среда, недостаточно методическое обеспечение, что в конечном итоге не способствует целостному восприятию фольклора, а значит и духовно- нравственному воспитанию дошкольника. В этом и состояла проблема в моей профессиональной деятельности. Перед собой я поставила
Цель: воспитывать духовно-нравственные ценности дошкольников путем приобщения к истокам народной культуры, развивать музыкальные и творческие способности в условиях специально организованной деятельности и предметно-развивающей среды.
Для достижения новых образовательных результатов было необходимо создать новые условия.
Научно-методические:
- создание библиотеки нотной и художественной литературы, фондов CD-дисков лучших образцов детской народной вокальной и инструментальной музыки и видеотеки с тематическими подборками;
-создание картотеки музыкальных народных игр;
-создание электронных образовательных ресурсов;
-овладение методами формирования народной музыкальной культуры и применения их в практической деятельности;
-разработка конспектов дополнительной образовательной деятельности в рамках комплексно-тематического планирования;
- разработка сценариев праздников и развлечений;
- составление консультаций для родителей.
Материально-технические:
-наличие специального помещения;
-наличие основного музыкального инструмента;
- создание предметно - развивающей среды;
-наличие мультимедийного оборудования.
Информационные:
- анкетирование родителей;
- проведение открытых занятия для родителей;
- организация групповых занятий с родителями;
- оформление фотоотчётов;
- размещение консультаций, рекомендаций, фото- и видео отчетов на сайте ДОО.
Организационные:
-привлечение родителей к участию в народных праздниках, пополнению экспонатов музея народного быта, изготовлению пособий, атрибутов,костюмов.
- организация взаимодействие педагогов детского сада;
- организация творческих встреч с фольклорными коллективами города.
С целью комплексного подхода мною был разработан календарно-тематический план дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по приобщению их к народной культуре, утвержденный на педагогическом совете ДОО. В содержание занятий включены как все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, песенное и танцевальное творчество), так и знакомство с народным бытом, поэтическим и художественным творчеством. Планирование составлено для детей старшей и подготовительной группы. Деятельность осуществляется 4 раза в месяц в определённый день недели во второй половине дня продолжительностью 30 минут в мини-музее «Русская изба». Музей был создан силами педагогов и родителей. В нем собраны как подлинные экспонаты старинного русского быта, так и их игрушечные аналоги, к которым ребенок может подойти, рассмотреть и понять, как они действуют.








Подлинные экспонаты музея представляют особую ценность, ведь прикосновение к старой настоящей вещи затрагивает струны души, молчащие при рассматривании иллюстраций, что актуально для впечатлительной детской души, для которой "знания" об исторических предметах превращаются в "личную причастность к истории народа».
Изготовили костюмы и атрибуты для инсценировок народных песен, маски-шапочки для музыкальных и подвижных игр, народные музыкальные инструменты, куклы для фольклорного театра.



В мини-музее происходит вовлечение детей в деятельность и общение, воздействие на их эмоциональную сферу, развитие не через пассивное «видение», а через активное «делание», становление нравственной личности ребенка.
Для контроля эффективности работы я разработала критерии определения результативности на основе примерной Основной общеразвивающей программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой:
- Воспитанники знают традиции и обычаи русского народа, ориентируются в народных праздниках, промыслах, предметах народного быта, могут о них рассказать;
-Применяют в быту малые формы устного и музыкального народного творчества;
-Знают и исполняют русские народные песни, организуют народные игры;
-Чисто интонируют попевки, воспроизводят их на музыкальных инструментах;
-Составляют пляски из знакомых танцевальных элементов, выполняют перестроения в хороводах;
-Владеют навыками передачи эмоционально-образного содержания произведений в музыкальной и театрализованной деятельности;
-Различают звучание народных инструментов в оркестре, называют их.
-Владеют приёмами игры на двух и трех ложках, играют в ансамбле.
Контрольные срезы провожу в начале и конце учебного года. Формы контроля – беседы,наблюдения, театрализованные представления и концерты, фольклорные праздники.
Таким образом, только специально разработанная система организации воспитательно-образовательного процесса и эффективная предметно-развивающая среда активно приобщают дошкольников к истокам народной культуры, что способствует их духовно-нравственному воспитанию.

Рекомендуем посмотреть:

Вступил ли в силу ФГОС? Сценарий зимнего развлечения для старших дошкольников Авторская народная песня для дошкольников "Русский перепляс" Музыкальный педагогический проект в детском саду. Старшая группа

Похожие статьи:

Сценария фольклорного праздника для старших дошкольников

Тематическое занятие в старшей группе. Славянская мифология

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Фольклор для детей 2-4 лет в детском саду

Колыбельные в развитии ребёнка

Открытие новой группы в детском саду. Сценарий праздника
Опубликовано: 3207 дней назад (10 февраля 2016)
Просмотров: 8798
Рубрика: Статьи
+18
Голосов: 18
Ольга Михайловна Гневанова # 10 февраля 2016 в 22:35 +3
Я с вами Татьяна Анатольевна полностью согласна, что приобщение старших дошкольников к истокам народной культуры через активное «делание», становление нравственной личности ребенка. Затронутая тема, актуальна на сегодняшний день. Представленный материал заслуживает внимания и применения в дошкольных учреждениях.Воспитанники должны знать традиции и обычаи русского народа, ориентироваться в народных праздниках, промыслах, предметах народного быта, знать культуру и историю родного края, русского народа.
Пропагандируйте, вовлекайте подопечных через восприятие фольклора:народной музыки, тем самым будут заложены на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей основы нравственного сознания личности детей.
Желаю успеха на педагогическом поприще. Примите мой первый голос+
Екатерина Петровна Самченко # 10 февраля 2016 в 22:42 +1
Статья, как говорится, о наболевшем. Безусловно, все должны знать свои корни, свою культуру, не только взрослые, но и дети. Конечно, сегодня мало, где уделяют внимание подлинным традициям. Всё больше превращают народные традиции в балаган и шоу, начиная с детского сада. Этому способствует и отсутствие инвентаря, инструментов, да и хороших костюмов практически нет. Нацепили на девочку атласный сарафан с кокошником, а на мальчика - кепку с цветком и дали в руки картонную балалайку - вот и всё: русская парочка готова. Всегда очень обидно смотреть на такое. Вы большая молодец, что занялись этой проблемой и проделали такую большую работу. Небольшое замечание по поводу внешнего вида детей: девочке лучше было бы заплести косу, а мальчикам нужны брюки.
Юлия Владимировна Суршкова # 11 февраля 2016 в 09:06 +1
Статья очень заинтересовала меня, как воспитателя, который занимается такой же темой. Создание вами музея заслуживает отдельной благодарности, так как наглядность в работе с дошкольниками имеет огромное значение. Я считаю, что все педагоги, которые работают с детьми должны уделять внимание воспитаю любви к народной культуре и истории.
Софья Владимировна Юхнина # 11 февраля 2016 в 10:41 +1
Татьяна Анатольевна, здравствуйте! Очень внимательно прочитала Вашу статью: "Приобщение старших дошкольников к истокам народной культуры в условиях ФГОС ДО". Всё прописано очень грамотно, в соответствии с ФГОС, оформлено красочными фото. Поддерживаю Ваше мнение о том, что воспитать духовно-нравственные ценности дошкольников можно через приобщение к истокам народной культуры, развить музыкальные и творческие способности именно в условиях специально организованной деятельности и предметно-развивающей среды. Голосую, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Наталья Николаевна Ноздрякова # 11 февраля 2016 в 13:14 +1
Здравствуйте, Татьяна Анатольевна! очень красочная и грамотная работа. Использование родного фольклора позволяет воспитывать в детях интерес к истории и традициям русского народа.Голосую за вашу работу и надеюсь, что вы будите чаще баловать нас вашими работами.
Эльвира Рустамовна Аскарова # 12 февраля 2016 в 09:17 +1
Здравствуйте, Татьяна Анатольевна! Очень интересная статья. Я очень рада, что в нашем мире есть еще люди, которые занимаются именно такими делами.
Светлана Викторовна Спирина # 12 февраля 2016 в 12:01 +1
Дорогая Татьяна Анатольевна. Действительно, актуальная работа. Именно с народной культуры мы начинаем воспитывать патриотизм маленьких граждан нашей страны. Дети, которые росли в окружении подлинных предметов народного быта, народной музыки, позже будут проявлять милосердие, доброту, гражданственность.
Вера Анатольевна Варенцова # 12 февраля 2016 в 22:59 +2
Здравствуйте, Татьяна Анатольевна! Познакомилась с Вашей статьёй. Очень понравилось, как поставлена работа в этом направлении в детском саду. Замечательные фотографии отражают настроение ребятишек. Интересные предметы старины, всё это могут воспитанники не только посмотреть, но и потрогать. Здорово! Спасибо за предоставленный материал. Успехов! Голосую.
Ольга Валерьевна Мастина # 17 февраля 2016 в 23:51 +1
Повторюсь "Девочкам повезло"!
Ермакова Наталья Александровна # 23 февраля 2016 в 21:32 +1
Здравствуйте,Татьяна Анатольевна! Потрясающий, очень интересный проект по приобщению старших дошкольников к истокам народной культуры! Прекрасная развивающая среда, Ваш мини-музей вызывает восхищение! С удовольствием голосую!
Татьяна Гуляева # 24 февраля 2016 в 17:26 +1
Спасибо огромное, Наталья Александровна! Правда, очень долго "выбивала" у заведующей помещение.
Марина Алексеевна Дурнева # 7 марта 2016 в 15:37 +2
Здравствуйте, Татьяна Анатольевна! С интересом прочитала вашу статью. Всё прописано очень грамотно, в соответствии с ФГОС, подкреплено красочными фото. Согласна с вами в том, что воспитать духовно-нравственные ценности дошкольников можно через приобщение к истокам народной культуры, развить музыкальные и творческие способности именно в условиях специально организованной деятельности и предметно-развивающей среды. У вас получился прекрасный мини-музей, в котором будут с интересом заниматься дети! Примите искренний голос!