Консультация для родителей, воспитателей, музыкальных руководителей «Роль песни в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников» [
Самое большое счастье для родителей –
вырастить здоровых и высоконравственных детей. Сохранить человеческое в наших детях,заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей –
вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Невозможно переоценить роль песни в нравственно -патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе.
Песня способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Суть
нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена
любви к родной природе,к родному дому и семье,к истории и культуре страны,созданной трудами родных и близких людей,тех,кого зовут соотечественниками.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной среды.
Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке.
Народные музыкальные произведения ненавязчиво,часто в веселой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе,жизнелюбием,чувством юмора.
С
музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся
на музыкальных занятиях, в повседневной жизни,
на досугах и при участии в народных праздниках.
Широко использую в своей работе
многообразие народной музыки для разучивания
Народная музыка, песня вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает
эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания
детского фольклора позволяют выбирать
наиболее яркие его образцы.
Все
народные песни, а также
народные мелодии, используемые нами
в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают
большими художественными достоинствами и
высокой познавательной ценностью. Посредством
народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом татарского и русского народа, с образцами
народного музыкального творчества. В нашем детском саду, есть
аудиозаписи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия:
“народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. На занятиях в
доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение.
Кто их сочинял – неизвестно.Говорят –
народ сложил эти песни,сказки.Поэтому их и называют народными.
Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских композиторов:
М.И.Глинка, П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков,говорю, что эти
композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.
Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как
в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста.[/u]
В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах.
Широко использую в своей работе
многообразие народной музыки для разучивания
танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д.,русская народная музыка постоянно звучит
при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей,отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем
в них чувство патриотизма, а оно неотделимо для ребенка-дошкольника.
Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его от воспитания чувства национальной гордости.
Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и дом.От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
В мелодии этой песни (А.Филиппенко “Пирожки”) звучат и любовь,и ласка,и желание сделать маме приятное.
Более сложные чувства у старших дошкольников.Это и гордость за свою маму:
Мама моя любимая,
Мамочка дивная, славная,
Нежная, добрая, милая,
Мамочка лучшая самая.
И чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ (песня Ю.Слонова “Мы с мамою нашей большие друзья”), и чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня А.Филиппенко “Хорошо рядом с мамой”).
Для того чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, я, совместно с воспитателями, использую их в разных ситуациях: во время утренних бесед о маме, на занятиях – после чтения стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а также в комплексных занятиях и в праздничном концерте, посвященном Женскому дню 8 Марта. Помимо этого, в нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День матери .
Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”.
В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект,над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время.Родной город, надо показать ребенку,что он славен своей историей,традициями,достопримечательностями,памятниками,знаменитыми людьми.Для этого мы проводим развлечения такие как: «Мой родной город».
В моей работе очень важно, чтобы искусство помогало восприятию окружающего, развивало у детей чувство прекрасного, создавало у них определенное настроение, воспитывало любовь к родному городу и уважение к людям, живущим в нем. Ребенок будет любить и по-настоящему ценить свой родной край.
В октябре мы проводим концерт для старшего поколения «День Пожилого человека»,дети с любовью,уважением пели песни для своих бабушек,дедушек.С какой нежностью звучат слова из песни З.Роот «В гости к бабушке»:
«Люблю я бабушку свою
И для нее сейчас пою.
Мы с нею добрые друзья
Бабуля! Звездочка моя!»
Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.
В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл “Времена года”, А.Вивальди цикл “Времена года”, Ж.К. Сен-Санс цикл “Карнавал животных”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.
Планируя праздники, я использую в работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.
Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
На последующих зимних и весенних праздниках ребята так же проявляют себя в мире музыки и художественного слова (танцуют, придумывают движения под музыку, читают стихи, поют песни, обыгрывают экологические сказки и т.д.).
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”.Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки.Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”,муз. Ю. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Очень
важно для гражданского воспитания ребенка
влияние,воспитание отцов.
Мы зачастую отодвигаем пап на задний план, не давая им возможность общаться со своими детьми. На самом деле мам олицетворяет детство – уютный мир, где всегда угадываются все желания, где ничего не требуют и всегда помогут, а папа – посланец другого , взрослого мира, где каждый человек отвечает за себя, где есть неизвестность, риск, но в этом мире предстоит жить и добиваться успеха, когда они вырастут.
«Один отец значит больше,чем сто учителей » - Д.Герберт.
Говоря
о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и
тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига Российского солдата,знакомя их с песнями тех времен и о тех временах.
Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях
по ознакомлению с окружающим,на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов.
С какой гордостью звучат в устах дошкольников слова песни Н.Лукониной «Победители»:
«Гремит над старою Москвою
Победы праздничный салют,
И люди старым ветеранам
Дань уважения отдают».
Итак, совместное
решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.
Всем нам очень хочется
заглянуть в будущее, чтобы увидеть наших детей счастливыми,
добрыми, уважаемыми людьми –
настоящими патриотами своей Родины, услышать
из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова:
«Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей «Использование самомассажа для оздоровления детского организма»
Приобщение старших дошкольников к народной культуре в условиях ФГОС дошкольного образования
Развитие речи детей у дошкольников через музыкальные занятия
Опыт работы музыкального руководителя детского сада
Похожие статьи:
Сценарий музыкально-танцевальной сказки «Колобок» для отчетного концерта в ДОУ
Как подготовить руку ребёнка к письму
Консультация для родителей «Конструирование из строительного материала»
Консультация для родителей: Не делайте из ребёнка кумира
Консультация для родителей. Подготовка ребенка к детскому саду