Автор: Шайхелисламова Елена Юрьевна, музыкальный руководитель МКДОУ «Кишертский детский сад №4».
Цель: взаимосвязь речи, музыки и движения.
Описание материала: представленный мной опыт работы будет интересен музыкальным руководителям и воспитателям детских садов. В данном опыте представлен материал по развитию речи детей, начиная с младшего возраста и до подготовительной группы.
Речь и музыка
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов дошкольного учреждения и родителей.
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. И не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик артпедагогики, арттерапии в специальном образовании.
Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.
Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.
На дошкольном этапе необходимо, чтобы ребенок не чувствовал обучения, а играл в него. Главное заинтересовать детей и удержать интерес. Для этого существует интересная программа арттерапия, в которой сочетаются речь и движение и которая приводит ребенка в эмоциональное состояние.
Основные условия этой программы:
• взаимосвязь и взаимодействие музыки, движения и речи;
• игровая методика обучения;
• особая методика взаимоотношений.
Используя методику
«Говорю и делаю» в работе, я, при разучивании танцевальных движений, стараюсь сопроводить их ритмическими словами. Например: упражнение «Пружинка» помогают разучить слова: «Вверх – вниз, как пружинки, пляшут ножки – балеринки».
Или: «Хлоп, хлоп, хлоп в ладошки, побежали наши ножки» и т.д. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации.
Одним из важнейших видом музыкальной деятельности детей является – пение. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Музыкально – дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетика – фонематического слуха. Особо необходимо развивать у детей слуховое внимание и слуховую память. Для этого провожу игры:
«Угадай, что звучит?», «На каком инструменте играю?», «Двигайся, как подскажет музыка», «Сыграй, как я», «В лесу», «Кукушка» и т.д.
Большое внимание уделяю голосу ребенка. Голос – это инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо четко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его. Чтобы обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям. Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом. То можно почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся послушать свой голос и поиграть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук.
Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук. Ученые отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этому способствуют массаж кистей рук, пальцев рук, а также пальчиковые игры. Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку, но она не должна при этом быть с четко подчеркнутым ритмом и излишне громким звучанием.
Что бы идти в ногу со временем, на своих занятиях я применяю один из видов Су Джок терапии — Су Джок массажер. Приемы Су - Джок терапии используют с целью общего укрепления организма, в коррекционно - логопедической работе в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для улучшается психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляция в определённом ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук. Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, ребенок массирует мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» эластичное кольцо, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до появления ощущения тепла.
Все мы знаем, что развитие мелкой моторики рук непосредственно связано с совершенствованием координации движений, тренировкой зрения, памяти и что самое важное развитием речи. Так занимаясь с этим удивительным массажером, мы можем решить несколько задач одновременно:
• Воздействовать на биологически активные точки организма.
• Стимулировать речевые зоны коры головного мозга;
• Лечение внутренних органов, нормализация работы организма в целом.
• Развивать мелкую моторику рук;
• Автоматизировать звуки;
• Развивать память, внимание;
• Развивать связную речь;
• Совершенствовать навыки пространственной ориентации;
• Развивать лексико–грамматические категории.
Пальчиковые игры и Су-джок терапию я использую на каждом музыкальном занятии, так как, чтобы речь детей действительно развивалась, упражнения должны быть системными.
В нашем детском саду мной создан детско-родительский клуб, где мы совместно с воспитателями обучаем родителей, как правильно развивать моторику руки, проводить массаж кисти, обыгрывать пальчиковые игры. На совместных занятиях в клубе мы пополняем копилку родителей необходимым материалом.
Работая с детьми, мы должны помнить, что «ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь».
Рекомендуем посмотреть:
Пальчиковый игротренинг для детей 5-7 лет
Семинар-практикум для родителей 2-ой младшей группы
Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка"
Конспект НОД по развитию речи на тему: Зима в подготовительной логопедической группе
Похожие статьи:
Развитие мелкой моторики у детей
Пальчиковые игры для детей
Зачем нужны пальчиковые игры
Конспект родительского всеобуча по теме: Развитие мелкой моторики рук
Как определить ребёнок левша или правша?