Проект «Песочные фантазии»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Автор проекта: Мозжевитинова Галина Валерьевна.
Место проведения: МКДОУ д/сад ОРВ № 3 города Уржума.
Сроки проведения: октябрь 2017 – май 2018 гг.
Форма проведения: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Тип проекта: Долгосрочный; практико-ориентированный; инновационный.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
По характеру содержания включает партнерское взаимодействие: ребёнок и искусство, ребёнок – воспитатель, родитель и ДОУ.
Возможность распространения в другие ДОО: осуществляется внутри ДОУ, в контакте с другими организациями ДОО через сайт воспитателя, через публикации.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети средней группы «Цветик-семицветик», воспитатели, педагоги групп, родители воспитанников.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Количество участников: группа «Цветик-семицветик».
Форма предъявления: презентация, пособия световой стол.
По цели: стимулировать самостоятельность и творчество детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком на световом столе. Гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.
НОВИЗНА:
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ.
1.Как повысить интерес к исследовательской деятельности, связанной с изучением песка. Какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей?
2.Как влияет развивающая среда на развитие их художественных способностей?
3.Как может влиять участие родителей на результаты по ознакомлению детей с техниками рисования песком на светящем столе?
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
Социально-коммуникативное развитие:
- развитие умения выполнять несложные действия под руководством педагога, а также самостоятельно. Вырабатывать усидчивость, терпение, желание трудиться, для достижения желаемого результата. Формирование бережного отношения к собственным поделкам и поделкам сверстников из песка.
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способы поведения в них.
- развитие игровой деятельности с песком; умение отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.
Познавательное развитие: - Развитие продуктивной деятельности песка, рассматривание, обсуждение ее результатов. Развитие способов исследовательской деятельности, связанной с изучением песка. Формирование целостного представления о свойствах песка, расширение кругозора. Развитие любознательности, усидчивости.
Художественно-эстетическое развитие:
- использование музыкальных произведений в непосредственно образовательной деятельности в качестве музыкального сопровождения, эмоционального настроя восприятия, воображения детей способствующих при работе с песком.
- Развитие продуктивной деятельности детей; развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
- использование художественных произведений для формирования представлений о песочном мире.
Речевое развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу изобразительной деятельности в изготовлении работ, обсуждения иллюстраций, экспериментальной и игровой деятельности с песком.
Физическое развитие: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей при работе с песком.
ЦЕЛЬ:
•Стимулировать самостоятельность и творчество детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;
•Гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
•Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка на световом столе.
•Формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
•Продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду);
Развивающие:
•Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета;
•Развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность.
•Развивать мелкую моторику.
•Развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;
•Развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.
Воспитательные:
•Вызвать интерес к рисованию песком на стекле;
•Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
•Воспитывать художественно-эстетический вкус. Формировать коммуникативные навыки.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ:
Рисование песком:
- развивает мелкую моторику, тактильную
чувствительность, пластику движений рук;
-улучшает память;
-стимулирует познавательные процессы: восприятие, образно-логическое мышление, пространственное воображение.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
1.знакомство со средствами песочной анимации (световой стол)
Художественным материалом (песок различной фактуры, манкой, различными крупами).
2. Знакомство с приемами рисования песком, как художественным материалом;
3. Самостоятельное создание детьми изображений с творческим применением полученных знаний.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
Материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой НОД. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей со средствами песочной анимации, вызвав желание создать свои образы возникающие в сознании, находят свое выражение в реальных и видимых формах. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать рисования различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физкультминутки, упражнения для прорисовки песком.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
• Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
• Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;
• Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
• Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
• Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
• Формирование самосознания и адекватной самооценки;
• Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
• Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ:
- дети смогут использовать световой стол и песок для создания изображений;
- отличать приёмы создания фона (наброс и насыпание);
- отличать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка);
- будут рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете;
- смогут создавать рисунок, серию рисунков по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов);
- смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования, что использованы на рисунке);
- смогут участвовать в коллективном просмотре работ и их обсуждении.
РИСКИ:
1.Низкое художественно-эстетическое развитие детей.
2.Низкая заинтересованность родителей.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РИСКОВ:
1.Организовать самоконтроль за реализацией проекта.
2.Провести цикл консультаций в целях повышения развития художественных способностей детей.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ:
•Метод обследования, наглядности (рассматривание наглядных пособий);
•Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
•Практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков на песке, использование различных инструментов и материалов для изображения;
•Эвристический (развитие находчивости и активности);
•Частично-поисковый;
•Метод экспериментирования (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе), сотворчество;
•Мотивационный (поощрение).
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕТСКИХ РАБОТ:
•Имеет представление о использование светового стола для создания изображения
•Умеет самостоятельно провести анализ изображения
•Самостоятельно определяет последовательность выполнения изображения.
•Отличает приёмы создания фона (наброс, насыпание, расчищение, вырезание, линейный, щепотка);
•Умеет создавать рисунок, серию рисунков по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов);
•Умеет участвовать в коллективном просмотре работ и их обсуждении.
Уровень воображения, фантазии.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ.
Сроки Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Начало проекта 18 % 52 % 30 %
Конец проекта 38% 54% 8%
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА:
I этап – подготовительный (октябрь 2017 год)
Мероприятие Сроки Результат
Работа с воспитанниками
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
Сентябрь 2017г.
Создана база знаний по изучаемой теме.
Диагностическое обследование дошкольников, анализ полученных диагностических данных.
Октябрь 2017г.
Выявлен уровень творческих способностей, определены направления работы.
Работа с педагогами
Определение задач воспитательно-образовательного процесса.
Сентябрь
Определен круг вопросов по повышению педагогической грамотности педагогов по вопросам песочной анимации.
Планирование деятельности с педагогами.
Сентябрь.
Определены действия по популяризации инновационной деятельности.
Работа с родителями.
Информирование родителей о проекте.
Сентябрь.
Вызван интерес у родителей к предстоящей деятельности.
Анкетирование родителей «Песочная терапия». (Приложение 1)
Октябрь.
Изучено мнение родителей по данному вопросу, определены направления проекта, связанные с взаимодействием с родителями.
Работа с социумом
Создание личного блога на сайте «Педагогическая копилка».
Сентябрь-октябрь.
Подготовлена страничка для популяризации деятельности по проекту.
II этап – практический (ноябрь 2017 – апрель 2018 гг.)
мероприятие Сроки Результат
Работа с воспитанниками
Презентация «Песок в жизни человека».
Сентябрь.
Сформированы знания детей о песке.
Знакомство с правилами игры с песком. (Приложение 2)
Сентябрь.
Сформированы знания о безопасной деятельности с песком.
Игры-эксперименты с песком.
В ходе реализации проекта.
Сформирован интерес к играм с песком, знания о свойствах песка.
Ритуалы приветствия: (вход в песочницу). (Приложение 3)
В ходе реализации проекта.
Сформированы представления о песочном мире.
Сформированы представления о песочном мире.
В ходе реализации проекта.
Развитие зрительно-моторной координации.
Игры, направленные на развитие текстильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук: «Отпечатки наших рук», «Автогонки», «По камешкам», «Кому не везёт», «Секрет», «Выкладываем и печатываем на песке» и т.д. (Приложение 5)
Развита мелкая моторика, координация движений, умение работать всеми пальцами, обеими кистями рук.
Игры на коммуникацию: «Интервью», «Подари улыбку», «Ласковое имя», «Обзывалки», «Жужжа», «Доброе животное», «Тух. Тух», «День рождения», «Зайчики», «Два барана». (Приложение 4)
В ходе реализации проекта.
Развит познавательный интерес, зрительное восприятие, воображение, логическое мышление, творческое воображение, навыков общения детей.
Упражнения с использованием песка: "Песочный дождь", "Узоры на песке", "Мы едем в гости", "Секретное задания кротов", "Отпечатки", "Кто к нам приходил", "Песочный круг", "Победитель злости", "Песочный детский сад" (Приложение 5)
В ходе реализации проекта.
Развитие эмоциональной сферы дошкольников, воображения, творческого потенциала.
Прослушивание музыкальных произведений.
В ходе реализации проекта.
Дети умеют передавать в рисунках характер музыки, снимать напряжение с помощью музыкальных произведений.
Работа с педагогами
Консультация для педагогов «Рисуем песком помогаем раскрыть ребенку его потенциальные возможности».
Ноябрь.
Вызван интерес у педагогов к применению пескографии в работе.
Мастер класс «Нетрадиционная техника рисования песком на стекле». (Приложение 7)
Март.
Повышен уровень педагогической компетентности в вопросах рисования песком на светящем столе.
Мастер-класс для педагогов «Песочные сказки».
Ноябрь.
Повышен уровень педагогической компетентности в вопросах песочной анимации.
Работа с родителями
Обновление информации для родителей на стенде «Мы рисуем песком».
Сентябрь 2017г.
Повышен уровень знаний родителей об организации безопасных игр детей с песком.
Консультация для родителей «Песочная терапия». (Приложение 8)
Ноябрь.
Увеличения уровня педагогической грамотности родителей в вопросах песочной анимации.
Фотовыставка «Пусть не сердятся родители, что измажутся строители».
Январь.
Вызван интерес родителей к деятельности детей в ДОУ.
Рубрика: «В кругу семьи».
В ходе реализации проекта.
Родители имеют возможность организовывать игры с песком в домашних условиях.
Работа с социумом
Обновление информации на страничке личного блога на сайте «Педагогическая копилка».
Сентябрь-октябрь 2017 г.
Популяризация деятельности по проекту среди родителей и других педагогов.
III этап – заключительный (май 2018 г.)
Мероприятие Сроки Результат
Обобщение опыта на педагогическом совете ДОУ.
Май.
Наличие методических разработок по теме проекта.
С воспитанниками
Мониторинг развития.
Май 2018 г.
Выявлен уровень развития творческих способностей и сформированности эмоциональной сферы.
Анкетирование родителей «Песочная анимация в жизни вашего ребенка».
Май.
Изучено мнение родителей о влиянии песочной анимации на развитие ребенка.
Презентация проекта на итоговом родительском собрании.
Май.
Родители информированы о результатах реализации проекта.
С социумом.
Обобщение опыта по использованию социальных сетей для освещения работы по ведению инновационной работы.
Май.
Изучен рейтинг популярности сайта с информацией о работе по проекту.
ПЕРСПЕКТИВА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ.
Проект позволит расширить и углубить знания, использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнять в продуктивной, экспериментальной деятельности.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Приобретение учебно-методической литературы по художественно-эстетическому развитию, приобретение инвентаря, расходного материала для создания светящего стола. Сроки выполнения – октябрь 2017 г. – май 2018 г. Финансирование: внебюджет.
ВЫВОД:
В заключении следует отметить, что в результате реализации данного проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.
ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1. Бондарцева, С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н. Бондарцева / / Педагогический вестник. -2006.-№3.-С.5.
2. Грабенко, Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика. -2004.№5.-С.26-29
3. Белоусова, О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком» Текст/ – О.А. Белоусова. Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г.-76с.;
4. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. –2010-112 с.; 5. Грабенко, Т.М., Зенкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке.
6. Васильченко. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» -2001.-вып.10.-С.42-47.
7. Аромштам, М. «Игры на влажном песке» /М. Аромштам./ /Дошкольное образование: издательского дома «Первое сентября».2006.№ 12.
8. Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия- песочная психотерапия- занятия.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в средней группе «По страницам сказов Бажова»
Проект. Развитие сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада
Детский исследовательский трудовой проект «Комнатные растения». Средняя группа
Проект в старшей группе ДОУ по нетрадиционному рисованию