Проект «Озорная клякса». Старшая группа
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Автор проекта: Мозжевитинова Галина Валерьевна.
Место проведения: МКДОУ д/сад ОРВ № 3 города Уржума.
Сроки проведения: сентябрь 2015 – май 2021 гг.
Форма проведения: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Тип проекта: Долгосрочный; творческий; инновационный.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
По характеру содержания включает партнерское взаимодействие: ребёнок и искусство, ребёнок – воспитатель, родитель и ДОУ.
Возможность распространения в другие ДОО: осуществляется внутри ДОУ, в контакте с другими организациями ДОО через сайт воспитателя, через публикации.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети группы «Цветик-семицветик», воспитатели, педагоги групп, родители воспитанников.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Количество участников: группа «Цветик-семицветик».
Форма предъявления: презентация, Выставка детских работ. Нетрадиционное пособие «Прозрачный мольберт-Прозрачное чудо».
По цели: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие - важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм её организации.
Творчество - это обязательное условие всестороннего развития ребёнка, оно делает его богаче, полнее радостнее, пробуждает фантазию, учить мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. В процессе ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в неё, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, способствует раскрытию потенциала каждого ребенка.
Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Дошкольникам доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. В процессе его реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
«Каждый ребенок – художник!» Научиться рисовать мечтает каждый, не так ли? Ведь открыв для себя изобразительное искусство, человек получает личное и эстетической развитие, умение выражать свои мысли и мироощущение с помощью красок, карандашей и других материалов. Чем больше дошкольник знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
ГИПОТЕЗА: Я полагаю, что нетрадиционные техники рисования, помогут раскрепоститься детям дошкольного возраста, появится устойчивый интерес и желание рисовать
НОВИЗНА:
Нетрадиционная техника рисования имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
ПРОБЛЕМА:
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
«Физическое развитие».
Развитие мелкой моторики Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
«Речевое развитие».
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Познавательное развитие».
Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений.
«Социально –Коммуникативное развитие».
Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; уважительного отношения к совместной деятельности со сверстниками.
«Художественно –эстетическое развитие».
Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
ЦЕЛЬ:
Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.
ЗАДАЧИ:
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
-Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Вся работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста строится на принципах:
1. Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку. Это обеспечивает его психолого-педагогическую защищенность.
2. Принцип интегративности определяется взаимосвязью разных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельностью.
3. Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
4. Принцип успешности. Это деятельность детей, способствующая высокой активности, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в творчестве.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 4 года:
1 год обучения - 2 младшая группа (3-4 года);
2 год обучения - средняя группа (4-5 лет);
3 год обучения - старшая группа (5-6 лет);
4 год обучения - подготовительная к школе группа (6-7 лет).
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ.
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Все занятия в разработанной мной по технологии Никитина А.В. Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе: Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для детей:
1. Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
2. Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
3. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
4. Сформированность практических навыков работы с бумагой и гуашью.
Для родителей:
1. Овладение детьми соответствующими техническими умениями и навыками рисования.
2. Развитие духовно-богатой личности ребенка.
3. Выработка устойчивой мотивации к творческой самореализации.
4. Приобретение навыков творческой деятельности.
Для педагогов:
1. Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.
2. Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.
3. Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.
РИСКИ:
1. нерегулярное посещение НОД детьми;
2.Отсутствие систематизации этапов, методов и приемов работы
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РИСКОВ: 1. необходимый уровень теоретической и методической подготовки воспитателя;
2. наличие учебно-методического комплекта для реализации программных задач на занятии;
3. специально оборудованная развивающая среда в группе.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕТСКИХ РАБОТ:
В начале проекта была проведена диагностика уровня развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Результаты показали, что преобладает количество детей со средним уровнем развития творческих способностей:
* Уровень развития интеллектуально-творческих способностей (воображение, вариативность мышления) – количество детей с высоким уровнем – 25%; количество детей со средним уровнем развития – 60%; количество детей с низким уровнем развития – 15%.
* Уровень развития творческой мотивации (разнообразие интересов, стремление к творчеству, увлеченность процессом творческой деятельности, творческая активность) – количество детей с высоким уровнем развития – 30%; количество детей со средним уровнем развития – 65%; количество детей с низким уровнем развития – 5%.
* Уровень развития эстетических творческих свойств (способность к ассоциированию, чувство формы, способность к импровизации) – количество детей с высоким уровнем развития – 35%; количество детей со средним уровнем развития – 50%; количество детей с низким уровнем развития – 15%.
* Уровень развития эмоционально-творческих свойств (эмоциональная отзывчивость, способность выражать эмоциональное содержание) – количество детей с высоким уровнем развития – 38%; количество детей со средним уровнем развития – 47%; количество детей с низким уровнем развития – 15%.
* Уровень развития способности к продуцированию образов, интеграции разрозненных элементов в единую систему –образ с использованием нетрадиционных техник рисования (монографии и клякс графии) – количество детей с высоким уровнем развития – 25%; количество детей со средним уровнем развития –55 %; количество детей с низким уровнем развития –20%.
Таким образом, как важно не упустить момент и не оттолкнуть маленького ребенка от творческой деятельности, наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности.
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА:
I этап – подготовительный (сентябрь, октябрь)
Мероприятие Мероприятие Результат
Работа с воспитанниками
Изучение нормативной базы: Закон РФ “Об образовании”, “Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении”, “Семейный кодекс РФ”, “Декларация прав ребенка”, “Конвенция о правах ребенка” и др.
Сентябрь.
Создана база знаний по изучаемой теме.
Диагностика уровня развития творческих способностей детей. (Приложение 3).
Сентябрь.
Выявлен уровень творческих способностей, определены направления работы.
Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), перспективного плана, создание предметно-развивающей среды.(Приложение 1).
Сентябрь.
Создана база знаний по изучаемой теме.
Создание картотеки «Нетрадиционных способов рисования». (Приложение 2).
Октябрь.
Создана база знаний по изучаемой теме.
Работа с педагогами
Определение задач воспитательно-образовательного процесса.
Сентябрь.
Определен круг вопросов по повышению педагогической грамотности педагогов по вопросам нетрадиционного рисования.
Планирование деятельности с педагогами.
Сентябрь.
Определены действия по популяризации инновационной деятельности.
Выступления на педагогических советах, городских методических объединениях. «Использование инновационных технологий в изодеятельности». (Приложение 4) Защита опыта работы Мозжевитиновой Г.В. на конкурсе «Мои инновации». (Приложение 5)
В течении года.
Определен круг вопросов по повышению педагогической грамотности педагогов по вопросам нетрадиционного рисования.
Работа с родителями
Информирование родителей о проекте.
Сентябрь.
Вызван интерес у родителей к предстоящей деятельности.
Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе.
В течении всего года.
Вызван интерес у родителей к оснащению материалом группы.
Участие в мероприятиях и в конкурсах.
В течении всего года.
Вызван интерес у родителей к участию в различных мероприятиях.
Работа с социумом
Создание личного блога на сайте «Педагогическая копилка». Подготовлена страничка для популяризации деятельности по проекту.
II этап – практический (ноябрь – апрель)
Мероприятие Сроки Результат
Работа с воспитанниками
Посещение детьми интегрированных занятий и выставок картин, организованных сотрудниками Уржумского музея С.М.Кирова.
В течении года.
Игры-эксперименты с изобразительными материалами.
В ходе реализации проекта.
Сформирован интерес к играм-экспериментам, знания о свойствах изобразительных материалов.
Игры с использованием изобразительных материалов.
В ходе реализации проекта.
Развитие эмоциональной сферы дошкольников, воображения, творческого потенциала.
Работа с педагогами
Консультация для педагогов «Нетрадиционные рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста». (Приложение 6) «Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики детей дошкольного возраста». (Приложение 7)
В ходе реализации проекта.
Вызван интерес у педагогов к применению в работе.
Мастер-класс для педагогов «Энкаустика в стиле Пуантилизм». (Приложение 8) Декабрь.
Повышен уровень педагогической компетентности в вопросах нетрадиционного рисования.
Мастер-класс для студентов. (Приложение 9)
Май.
Повышен уровень педагогической компетентности в вопросах нетрадиционного рисования.
Работа с родителями
Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей». (Приложение 10). Памятка для родителей «Использование нетрадиционных техник рисования». (Приложение 11).
В ходе реализации проекта.
Повышен уровень знаний родителей об организации безопасных игр детей.
Фотовыставка «Мир глазами ребёнка».
Май.
Вызван интерес родителей к деятельности детей в ДОУ.
Работа с социумом
Обновление информации на страничке личного блога на сайте «Педагогическая копилка».
В ходе реализации проекта.
Популяризация деятельности по проекту среди родителей и других педагогов.
III этап – заключительный (май.)
Мероприятие Сроки Результат
Обобщение опыта на педагогическом совете ДОУ.
Май.
Наличие методических разработок по теме проекта.
С воспитанниками
Мониторинг развития.
Май.
Выявлен уровень развития творческих способностей и сформированности эмоциональной сферы.
Презентация проекта на итоговом родительском собрании.
Май.
Родители информированы о результатах реализации проекта.
С социумом.
Обобщение опыта по использованию социальных сетей для освещения работы по ведению инновационной работы.
Май.
Изучен рейтинг популярности сайта с информацией о работе по проекту.
ПЕРСПЕКТИВА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ.
Проект позволит расширить и углубить знания, использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнять в продуктивной, экспериментальной деятельности.
После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития.
Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.
Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования:
Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное творчество»;
Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников;
Обобщение и распространение педагогического опыта на различных уровнях
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Приобретение учебно-методической литературы по художественно-эстетическому развитию, приобретение инвентаря, расходного материала для рисования. Сроки выполнения – сентябрь 2015 – май 2021 гг. Финансирование: внебюджет.
ВЫВОД:
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей привлекают нетрадиционные материалы, способы, приемы, чем они разнообразнее, тем интереснее с ними работать. Поэтому использование в работе нетрадиционных техник рисования позволило не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и развить творческое воображение, художественный вкус, фантазию, изобретательность, желание экспериментировать в детском саду и дома.
В настоящее время воспитанники овладели многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Дошкольникам, педагогам, родителям нравятся детские работы, которые стали более интересными, разнообразными и украшают не только наш детский сад, но и принимают участие в различных творческих конкурсах. Дальнейшее развитие проекта
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Г.Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"
2.Е.Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.
3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».
4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».
5. Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество»
6. Комарова Т.С. «Изобразительное творчество в детском саду»
7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. – Цветной мир, 2012
8. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий. Методические рекомендации. - Цветной мир, 2012
9. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий - СПб: КАРО, 2010
10. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб: КАРО, 200
Рекомендуем посмотреть:
Проект на тему "Русские народные сказки" в детском саду в старшей группе
Проект в детском саду на тему "Дружба". Старшая группа
Эколого-валеологический проект в детском саду в старшей группе
Проект в старшей группе ДОУ. Тема: Народные промыслы Нижегородского края