Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект в детском саду в старшей группе. Прозрачный мольберт

Проект «Прозрачный мольберт – прозрачное чудо»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Автор проекта: Мозжевитинова Галина Валерьевна.
Место проведения: МКДОУ д/сад ОРВ № 3 города Уржума.
Сроки проведения: октябрь 2018 – май 2019 гг.
Форма проведения: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Тип проекта: Долгосрочный; практико-ориентированный; инновационный.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
По характеру содержания включает партнерское взаимодействие: ребёнок и искусство, ребёнок – воспитатель, родитель и ДОУ.
Возможность распространения в другие ДОО: осуществляется внутри ДОУ, в контакте с другими организациями ДОО через сайт воспитателя, через публикации.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы «Цветик-семицветик», воспитатели, педагоги групп, родители воспитанников.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Количество участников: группа «Цветик-семицветик».
Форма предъявления: презентация, пособие «Прозрачный мольберт – прозрачное чудо»
ЦЕЛЬ:
Совершенствование художественно-творческих способностей с учётом
индивидуальных возможностей каждого ребёнка, его композиционных
умений посредством декоративно-художественного оформления предмета в нетрадиционной технике рисования на стеклянном мольберте.

АКТУАЛЬНОСТЬ:
Занятия живописью на стекле - прекрасный способ творческого самовыражения детей, способствующий развитию у них коммуникативных навыков.
Рисование на «Стеклянном мольберте» способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Ребенок учится различать ощущения окружающих предметов, их физические свойства. Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. Что особенно актуально в работе с детьми с речевыми нарушениями.
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Копии сделанных рисунков можно сохранять, осторожно приложив к сырому рисунку лист бумаги (если рисунок уже подсох, слегка увлажните его, побрызгав водой из пульверизатора).
Помимо рисования кистью, на прозрачном мольберте дети знакомятся с различными нетрадиционными техниками (Рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, рисование кремом, рисование предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером, рисуем по очереди, рисунок плюс аппликация, рисуем с натуры, юный портретист) в творческом процессе ребёнок учится различать цвета и оттенки, поймет, что такое размер и количество. Через рисование он познает окружающий мир по-новому, запомнит его и полюбит, у него выработается богатая фантазия, самостоятельность, усидчивость. Именно поэтому мною было разработано методическое пособие «Использование стеклянного мольберта в нетрадиционном рисовании в работе детского сада»

НОВИЗНА:
Новизна данной методической разработки заключается в построении новой модели применения стеклянного мольберта.
Имеющиеся по данному направлению материалы отражают технические приемы применения стеклянного мольберта. В методическом пособии «Использование стеклянного мольберта в нетрадиционной работе детского сада» подобраны игры, игровые упражнения в соответствие с темами художественной работы.
Большинство заданий составлено самостоятельно. Подобраны новые материалы для работы со стеклянным мольбертом: готовые штампы, веревочки разного размера и толщины, вырезанные из поролона штампы разной формы (рыбки, цветы, листья, палочки, разные геометрические фигуры)

ГИПОТИЗА:
если для реализации проекта будут созданы психолого-педагогические условия и развивающая предметно-пространственная среда, в полном мере соответствующие требованиям ФГОС ДО, то художественно-творческие способности детей и их композиционные умения будут совершенствоваться и, соответственно, будет прослеживаться положительная динамика их развития

ПРОБЛЕМА:
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
«Физическое развитие».
Развитие мелкой моторики. Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
«Речевое развитие».
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Познавательное развитие».
Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений.
«Социально –коммуникативное развитие».
Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; уважительного отношения к совместной деятельности со сверстниками.
«Художественно –эстетическое развитие».
Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА.
Совершенствование художественно-творческих способностей с учётом
индивидуальных возможностей каждого ребёнка, его композиционных
умений посредством декоративно-художественного оформления предмета в нетрадиционной технике рисования на стеклянном мольберте.

ЗАДАЧИ:
С детьми:
Образовательные:
Познакомить детей с рисованием на стеклянном мольберте как видом нетрадиционной техники и способами применения в быту.
Формировать у детей практические умения и навыки выполнения
нетрадиционных техник в процессе продуктивной деятельности.
Совершенствовать у детей композиционные умения (размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, цвета).
Способствовать обогащению и активизации словаря, речевому взаимодействию детей.
Развивающие:
Способствовать развитию творческих способностей, художественного вкуса, фантазии и изобретательности.
Способствовать раскрытию творческого потенциала детей.
Воспитательные:
Стимулировать и поощрять творческую активность, эмоциональную раскованность дошкольников.
Воспитывать эстетические чувства детей посредством техники рисования на стеклянном мольберте.
Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, умение довести работу до конца (предпосылки к учебной деятельности).
С родителями:
Вовлечь родителей в процесс поддержки детской инициативы и потребности в познании и овладении нетрадиционной
изобразительной техники.
Оказывать поддержку и содействие семье по развитию у детей творческих способностей посредством использования техники рисования на стекле.
С педагогами:
Обогащать представления педагогов о технике рисования на стекле.
Способствовать формированию активной позиции педагогов по достижению предполагаемых результатов педагогического проекта.
Общие:
Создать условия для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала.
Развивать творческий потенциал через социально-коммуникативное и творческое взаимодействие всех участников педагогического проекта.
Способствовать сплочению детско-взрослого коллектива путём привлечения интерактивных форм взаимодействия. Развивать общую и мелкую моторику у детей дошкольного возраста;
Развивать зрительное восприятие; Формировать цветовое восприятие и закреплять сенсорные эталоны; Развивать диалогическую речь и мышление в процессе восприятия и отображения; Способствовать преодолению детьми недостатков развития личностных качеств, таких, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, и др.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Методическое пособие «Использование стеклянного мольберта в работе детского сада может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений в различных формах организации образовательного процесса, как в целом виде, так и отдельные ее части. План работы содержит не только перечень заданий, но и описание приемов работы.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Разработка методических рекомендаций для работы с детьми старшей и подготовительной групп с использованием стеклянного мольберта.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СТЕКЛЯННОГО МОЛЬБЕРТА:
- работа проводится в индивидуальной форме с одним ребенком, либо с парой детей под руководством педагога;
- игры с прозрачным мольбертом целесообразнее начинать со сказки, стихотворения, потешки. Педагог обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игрушки;
- игра проводится согласно возрастному ограничению во времени;
- обязательна двигательно - глазная гимнастика для снятия напряжения;
- рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой для развития и стимуляции полушарий головного мозга.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА:
Для детей:
Положительная динамика развития художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
Положительная динамика развития композиционных умений у детей в изобразительной деятельности.
Ребёнок имеет представления об этапах изобразительной технологии рисования на мольберте и умеет применить их в процессе продуктивной деятельности.
Ребёнок декорирует предметы в разных нетрадиционных техниках.
Для взрослых:
Сплочение детско-взрослого коллектива через интерактивные формы взаимодействия.
Для своей педагогической деятельности:
Разработка методических пособий по использованию нетрадиционной изобразительной техники стеклянном мольберте для развития творческих способностей и композиционных умений у детей старшего дошкольного возраста.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА:
Становление человека с активной созидательной позицией, способным использовать и расширять свой творческий потенциал в тесном взаимодействии с взрослыми (педагогами и родителями (законными представителями)).

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА:
Принцип развивающего обучения. Принцип доступности.
Принцип свободы выбора.
Принцип личностного ориентирования.
Принцип креативности.

РИСКИ:
1. Недостаточное количество практической информации и методических рекомендаций по данной методике.
2. Недостаточная сформированность художественных умений и навыков работы на прозрачном мольберте.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РИСКОВ:
1. необходимый уровень теоретической и методической подготовки воспитателя;
2. наличие учебно-методического комплекта для реализации программных задач на занятии;
3. специально оборудованная развивающая среда в группе.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
1.Работа с раздаточным материалом, экспериментирование, поиск, наблюдение;
2.Игровая деятельность. Обыгрывание ситуации;
3.Словесные методы. Мини – беседа, доверительная беседа, рассказ педагога;
4.Наглядные методы. Показ игрушек, моделирование, проблемные ситуации.

ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА.
I этап – подготовительный, (сентябрь, октябрь 2018 года).
Цель: Разработка модели художественно-эстетического развития в ДОУ. Методы диагностики: наблюдение и собеседование с участниками образовательного процесса, анализ разработанной документации и проделанной подготовительной работы
№ Меры и мероприятия Сроки проведения
1. Изучение методических материалов по теме педагогического проекта. Отбор материала, литературы, определение цели, задач.
Сентябрь.
2. Разработка педагогического проекта.
Сентябрь
3. Разработка перспективного планирования по реализации проекта. (Приложение 1)
Сентябрь
4. Ознакомление участников творческой группы ДОО с данным проектом.
Сентябрь
5. Подбор практического и художественного материала
Сентябрь, октябрь
6. Анкетирование уровня творческого развития. (Приложение 2)
Сентябрь

2 этап: Практический. (Октябрь, апрель)
Цель: реализовать проект в муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении детском саду общеразвивающего вида №3 города Уржума.
Методы диагностики: анализ практических результатов деятельности участников проекта, анализ компетентности педагогов ДОУ по проблеме.
№ Меры и мероприятия Сроки проведения
1. Составление дополнительных разработок по организации непосредственно образовательной деятельности. Октябрь.
2. Обновление информации на страничке личного блога на сайте «Педагогическая копилка».
Октябрь.
3. Создание картотеки игр и упражнений с использованием «Прозрачного мольберта». (Приложение 3)
Ноябрь.
4. Рекомендации родителям при использовании «Прозрачного мольберта». (Приложение 4)
Ноябрь.
5. Мастер – класс для родителей на тему: «Прозрачный мольберт — нетрадиционное средство развития творческих способностей у дошкольников». (Приложение 5)
Январь.
6. Обновление информации для родителей на стенде «Мы рисуем на прозрачном мольберте»»
Январь.
7. Мастер- класс на тему: «Нетрадиционные техники рисования на прозрачном мольберте в работе с детьми в ДОУ». (Приложение 6)
Февраль.
8. Обновление информации на страничке личного блога на сайте «Педагогическая копилка».
Февраль.
9. Презентация на тему педагогического проекта.
Март.
10. Фотовыставка. «Прозрачный мольберт – прозрачное чудо».
Март.
11. Рубрика: «В кругу семьи». Техники и приёмы изобразительного искусства на прозрачном мольберте. (Приложение 7)
Апрель.
12. Конспект НОД по рисованию на прозрачных мольбертах «Русская береза.» (Приложение 8)
Апрель.

3 этап: Заключительный. (Май)
Цель: Проанализировать полученные результаты, обобщить положительный опыт
№ Меры и мероприятия Сроки проведения
1. Мониторинг развития.
Май.
2. Презентация проекта на итоговом родительском собрании.
Май.
3. Обобщение опыта по использованию социальных сетей для освещения работы по ведению инновационной работы. Май.
4. Обобщение опыта на педагогическом совете ДОУ.
Май.

ПЕРСПЕКТИВА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ.
Проект позволит расширить и углубить знания, использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнять в продуктивной, экспериментальной деятельности.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Приобретение учебно-методической литературы по художественно-эстетическому развитию, приобретение инвентаря, расходного материала для создания светящего стола. Сроки выполнения – октябрь 2017 г. – май 2018 г. Финансирование: внебюджет.

ВЫВОД:
При работе на мольберте:
-отмечается динамика в развитии детей; преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся активными, снижается страх перед неудачей, появляется уверенность в себе и в своих возможностях.
-Внимание детей становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательные успехи детей в развитии речевой функции; повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь.



ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Нормативно - правовая:
1. Конвенция о правах ребёнка (утверждена генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989г.).
2. Концепция развития дополнительного образования детей (от 04.09. 2014
г.).
3. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012г № 273-ФЗ).
4. «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования»,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. № 1155
5. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (от 29.08.2013г №1008).
6. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении
правил оказания платных образовательных услуг» (от 15.08.2013г. № 706).
7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций
(от 15.05.2013г с изменениями от 04.04.2014).
Методическая:
8.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».
9.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».
10. Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество»
11. Комарова Т.С. «Изобразительное творчество в детском саду»
Интернет-ресурсы

Рекомендуем посмотреть:

Проект на тему "Русские народные сказки" в детском саду в старшей группе Проект в детском саду на тему "Дружба". Старшая группа Эколого-валеологический проект в детском саду в старшей группе Проект в старшей группе ДОУ. Тема: Народные промыслы Нижегородского края
Использование инновационных технологий в ДОУ на занятиях ИЗО | Проект в старшей группе ДОУ по нетрадиционному рисованию
Опубликовано: 1202 дня назад (10 февраля 2019)
Просмотров: 4834
Рубрика: Проекты
0
Голосов: 0
Светлана Викторовна # 10 февраля 2019 в 22:38 0
Здравствуйте
У Вас в тексте есть таблицы (табличные формы), поэтому Вам необходимо выслать весь материал по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы текст в таблицах можно было увидеть и комфортно прочитать.
Это всё прописано в правилах.
С уважением, Администратор сайта