Конспект НОД с применением ИКТ в старшей группе детского сада. Гжель
Конспект НОД с применением ИКТ по знакомству с гжельской росписью в старшей группе «Бело-синяя зима в гости к сказке позвала»
Программные задачи:
а) образовательные:
• Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, ее историей.
• Закрепить умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи: точки, прямые и волнистые линии, мазок «Капелька», мазок с тенью, цветы, листья, птицы.
• Побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам гжельской росписи.
• Познакомить с разными видами писем: те, которые можно читать, и которые можно послушать.
б) воспитательные:
• Воспитывать в детях умение любоваться красотой зимних пейзажей; гжельской росписью, отличать ее своеобразие, колорит, нежность.
• Воспитывать интерес и уважение к труду гжельских мастеров – умельцев.
в) развивающие:
• Развивать чувство цвета, умение составлять композицию узора, выделяя ее основную часть.
Интеграция областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка».
Ход непосредственно – образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила необычное звуковое письмо. Это письмо не читают, а внимательно слушаают. Вы хотите его послушать? Дети: Да! Звучит письмо: песня а ты гжель родная, сказка золотая.
О ком поется этой песенке. Ребята, а вы любите зиму? Дети: Да! Зима: А за что вы любите зиму? Дети: Можно кататься на санках, играть в снежки, лепить снеговика! Зима: Правильно, ребята, зима приносит с собой веселье, радость и смех. А каким цветом становится мир вокруг? Дети: Белым! Зима: Да мир становится белоснежным! (слайд №1). Посмотрите, какая красота! Ребята, а какими ещё оттенками отражается снег? Дети: Голубым, синим. Зима: Правильно, синим и голубым. И сегодня, ребята, я хотела бы пригласить вас в моё любимое сине-голубое царство. Но для того чтобы в него попасть вам нужно отгадать загадку.
Сине – голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые
Каждый удивится!
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись… (Гжель). Дети: Гжель! Зима: Правильно, ребята! Сегодня я хочу вам рассказать сказку об удивительном народном гжельском промысле.
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды да стали думать, как бы им мастерство своё показать, да людей всех порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, прямо, как мой снежок зимой, и решили лепить из неё посуду разную. (Слайд №2)
Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Гжель – это всегда бело-синий цвет, яркий и прямо какой-то звонкий, будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь!» Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они эту синеву перенести на белый фарфор. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись. (Слайд №3, №4)
Людям так понравились изделия гжельских мастеров, что они уже хотели видеть росписи не только на посуде, но и на других предметах быта – часах, керамических статуэтках. (Слайд №5, №6).
Красота и нежность гжельского рисунка не могла оставить к нему равнодушной девушек-модниц и вскоре гжель уже украшала и предметы одежды. (Слайд №7, №8, №9) Посмотрите, мой наряд тоже украшен гжельским орнаментом. Дети: Кружочки, точки, полосы, бордюры, капельки, мазки с тенью. Цветочек. Воспитатель: Молодцы, ребята. Да, действительно мазок – это родовая примета гжели. Каждый последующий мазок отличается от предыдущего. (воспитатель показывает выполнение элемента). Сначала на кисточку густо набирают краску, далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют.
Физкультминутка.
Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
(И. п. ладони обеих рук сжаты в «бутон»)
Наши синие цветы распустили лепестки
(Постепенное раскрытие пальцев)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
(Шевеление пальцами)
Наши синие цветы закрывают лепестки,
(Снова закрыть пальцы в «бутон»)
Тихо засыпают, головой качают.
(«Бутон» тихо качается)
Дети приступают к рисованию, каждый изображает тот элемент, который больше всего нравится. Воспитатель: Ребята, как называется роспись, которой вы сейчас работали? Дети: Гжельская! Тематическая выставка к занятию.
Изобразительная деятельность способствует развитию творческого воображения у дошкольников. Данный конспект занятия можно использовать целиком, и фрагментально.