Исследовательская деятельность на уроках английского языка
Программа спецкурса по английскому языку «Исследовательская деятельность» для учащихся среднего школьного возраста
срок обучения 1 год Содержание программы
1. Пояснительная записка
2. Структура курса и организация обучения
3. Контроль результатов обучения
4. Тематическое планирование
5. Учебно-методическое обеспечение
Пояснительная записка
Предлагаемый курс предназначен для учащихся среднего школьного возраста, желающих овладеть основами исследовательской деятельности на английском языке.
Одной из главных задач развития познавательной активности учащихся в процессе образования является организация и проведение проектно-исследовательской деятельности, которая является многофункциональной и многоцелевой, что даёт возможность для многостороннего развития личности учащегося. Проектно-исследовательская деятельность в школе реализует основы системно-деятельностного подхода, а именно формирует готовность учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирует и конструирует социальную среду развития обучающихся в системе образования; обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся [3].
Проектно-исследовательская деятельность на английском языке отвечает запросам глобализации, когда владение языком становится желательным, а иногда и обязательным условием принятия кандидата на работу. Целью курса является формирование у учащихся практических навыков использования английского языка для планового ведения исследования и защиты научной работы / проекта на научно-практических конференциях различного уровня. Задачи:
1. Познакомить учащихся с понятием «исследовательская деятельность», её видами и особенностями работы.
2. Научить учащихся работать с различными источниками информации.
3. Создать условия для отработки навыков публичного выступления.
5. Создать условия для расширения лексического и грамматического запаса в рамках делового стиля общения.
6. Создать условия для совершенствования навыков работы в Word, Power Point. Воспитательные задачи [2]:
- создать условия для критического осмысления собственной значимости;
- сформировать у учащихся потребность в изучении английского языка и овладения им как средством общения;
- создать условия для сравнения и сопоставления своей и иноязычной культуры, развития позитивного уважительного отношения к ним;
- способствовать приобретению учащимися опыта размышления по поводу проблем межкультурной коммуникации, а также некоторого опыта их решения;
- задать нормы уважительного отношения к индивидуальному мнению;
- способствовать приобретению учащимися опыта самостоятельного действия в исследовательской деятельности.
Структура курса и организация обучения
Курс рассчитан на 30 учебных часов.
Спецкурс по английскому языку «Исследовательская деятельность» нацелен на проведение исследования не только в рамках лингвистической составляющей, но и в других предметных областях посредством английского языка. Лекции в рамках курса проводятся на английском языке, что позволяет учащимся сразу погрузиться в языковую среду делового общения. Языковой материал лекций адаптирован для среднего школьного возраста. Всё вышеизложенное является, по мнению автора, новизной курса. Кроме этого, программа курса составлена таким образом, что учащийся самостоятельно выбирает предметную область исследования, формулирует тему и осуществляет всю деятельность, которая может и не быть актуальной или новой для научного мира, но представляет ценность для учащегося. В данном подходе автор согласен с А.А.Хаиртдиновой [1], что в то время как «в науке главной целью является производство новых знаний, исследовательская деятельность в школе нацелена на приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося».
В основе курса лежат такие методические принципы как:
- контекстуальное введение лексики;
- коммуникативная направленность заданий;
- интеграция основных речевых умений и навыков;
- применение полученных умений и навыков на практике в реальных ситуациях общения.
Планируемые результаты Знать:
- лексику в рамках понятийного аппарата для ведения научной работы;
- сущность и виды научно-исследовательской работы;
- методы и принципы исследования;
- требования к написанию и оформлению работы. Уметь:
- определять объект, предмет, методы исследования;
- определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать, делать выводы;
- проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости исследования;
- публично выступать, задавать и отвечать на вопросы, высказывать своё мнение на английском языке в рамках собственного исследования;
- использовать различные источники на родном и английском языках для поиска информации, выделять из различных источников, обобщать и представлять информацию разными способами;
- работать с программами Word, Power Point
Контроль результатов обучения и оценка приобретённых умений и навыков производится при презентации/защите учащимися проектов/научных работ на фестивалях и научно-практических конференциях школьного, районного и т.д. этапов:
1. Литературный фестиваль - Областной (Организаторы: Профессиональное научно-методическое сообщество «Сибирская ассоциация учителей и преподавателей иностранных языков» ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»Факультет иностранных языков )
2. НПК школьников – школьный / районный
Тематическое планирование
1. Виды, цели и задачи исследовательской деятельности школьника. Лексика по теме. – 2 часа - Лекция. Игра (отработка терминологии на английском языке) – AfL activities [5]
2. Области исследования: лингвистика и лингвокультурология. – 2 часа - Лекция. Семинар. - AfL activities
3. Области исследования: переводоведение и межкультурная коммуникация. – 2 часа - Лекция. Семинар. - AfL activities
4. Исследования в сфере гуманитарных и естественных наук на английском языке (литературоведение, мировая наука и техника, естествознание, искусство и общественные науки). – 2 часа - Лекция. Семинар. AfL activities
5. Проектная деятельность – 1 час - Лекция. Практикум по мини-проекту - AfL activities
6. Тема, объект, предмет, методы исследования. Лексика по теме. – 2 часа - Лекция. Игра (отработка терминологии на английском языке) - AfL activities
7. Выбор темы исследования. Работа с источниками информации по теме: подбор, анализ, обработка. – 2 часа - Практическая работа. - AfL activities
8. Гипотеза, цель и задачи исследования. Лексика по теме. – 2 часа - Лекция. Игра (отработка терминологии на английском языке) - AfL activities
9. Структура научно-исследовательской, проектной работы на примере работ учащихся прошлых лет. – 2 часа - Лекция. Просмотр и анализ работ (литературный фестиваль; конкурс английской песни; НПК школьников) - AfL activities
10. Научный стиль изложения. Лексика по теме. – 2 часа - Лекция. Игра (отработка лексики на английском языке) - AfL activities
11. Работа в Word: текст, рисунки, фотографии. – 2 часа - Лекция. Практическая работа в Word. - AfL activities
12. Работа с программой Power Point. Лексика по теме. – 2 часа - Лекция. Практическая работа в Power Point. - AfL activities
13. Оформление работы. Оформление цитат, ссылок на источники информации [4] – 2 часа - Лекция. Практическая работа в Word. - AfL activities
14. Защита исследования на примере работ учащихся прошлых лет. – 2 часа - Мастер-класс, видео-урок. Практическая работа. - AfL activities
15. Установки. Как добиться успеха. – 1 час - Психологический тренинг.
16. Защита работ – 2 часа - Конференция
Учебно-методическое обеспечение
1. «Научно-исследовательская работа в школе: методические рекомендации», г.Нефтекамск 2012 [Электронный ресурс].
2. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5—9 классы. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 144 с. – (Стандарты второго поколения).
3. ФГОС основного общего образования [Электронный ресурс].
4. Цепкова А.В. «Положение о проведении областной научно-практической конференции по иностранным языкам среди учащихся 4-6, 7-8, 9-11 классов средних общеобразовательных учреждений г.Новосибирска и Новосибирской области.», г.Новосибирск, 2019. – 29с.
5. Assessment for Learning activities [Электронный ресурс].
Скачать Программа спецкурса по английскому языку «Исследовательская деятельность» для учащихся среднего школьного возраста