Мастер-класс для воспитанников детского дома 12-18 лет по выпечке тонких пирожков-подпеканников
Цель: Готовить воспитанников детского дома к самостоятельной жизни путем освоения процесса приготовления традиционной северной выпечки.
Задачи:
• расширить знания детей об истории традиционной северной выпечки;формировать у детей знания о продуктах, используемых для приготовления тонких пирожков-подпеканников;
• совершенствовать навыки работы с тестом;
• воспитывать уважение к членам коллектива, создавать условия для развития коммуникативных навыков, развивать умение договариваться, работать коллективно.
Участники занятия:
воспитанники детского дома от 12 до 18 лет.
Методы:
1. Словесные методы.
Для донесения до детей информации об истории северной выпечки используется форма рассказа.
Для выяснения усвоения детьми санитарно-гигиенических требований и техники безопасности проводится беседа.
2. Наглядные методы.
На протяжении практической части занятия педагог показывает приемы и способы работы с тестом, происходит наглядная демонстрация процесса приготовления выпечки.
3. Практические методы.
Дети используют полученные знания непосредственно в практической деятельности: замешивают тесто, раскатывают, формируют пирожки, обжаривают, накрывают на стол знания.
Ожидаемый результат:
1. Воспитанники получат знания об истории традиционной северной выпечки и о продуктах, необходимых для приготовления пирогов.
2. Воспитанники получат навыки работы с тестом, освоят процесс приготовления тонких пирожков.
3. Воспитанники смогут работать коллективно, получить удовлетворение от совместно проделанной работы.
Формы организации деятельности воспитанников:
- фронтальная;
- индивидуальная.
Учебно-материальное оснащение:
Занятие проводится в кабинете домоводства, оснащенном необходимым оборудованием.
Современная бытовая техника: электроплита, миксер.
Кухонная утварь: разделочные подкладные листы для теста, скалки, ножи, посуда. Предметы старины: самовар. Технологические карты по изготовлению каргопольских тонких пирожков.
Межпредметные связи: литература, история, устное народное творчество.
Методы проведения занятия: беседа, рассказ,демонстрация, практическая работа.
Ход занятия:
Дети входят в кабинет домоводства под русскую народную музыку. Их встречают ведущие (инструктор по труду и воспитанница в традиционных каргопольских костюмах).
Вводная часть.
1-й: Здравствуйте, гости дорогие, гости званые, да желанные!
2-й: Рады видеть вас всех! А занятие наше посвящено пирогам!
1-й: Как необъятна Россия, как многообразны традиции, обычаи, народов её населяющих, так самобытна и их кухня, и прежде всего пироги.
2-й: Узнаете историю вы пирога,
И кулинарным мастерством блеснете как всегда!
1-й: Ждет вас здесь угощение знатное,
И времяпрепровождение приятное.
2-й: В давние времена на Руси люди, собираясь на праздники, устраивали пиры по случаю торжества. И к этому дню пекли особый праздничный пирог.
1-й: Русская кухня знает массу рецептов самых разных пирогов: печеных и жареных. Они отличаются по составу и способу приготовления теста (дрожжевое, слоеное, пресное, сдобное.), по виду (открытые, закрытые, маленькие и большие, круглые и квадратные.
(Показ пирогов)
2-й: Пекли пироги с мясом, дичью, грибами, яйцами, крупами, овощами и лесными ягодами, с творогом, яблоками, маком, рыбой и со щавелем. Овощная начинка тоже была самая разнообразная.
1-й: Были и так называемые хлебальные пироги: с них срезали корку и начинку ели ложками. Готовили такие пироги-тарелки с начинками из лука, капусты и моркови. Всех особенностей русских пирогов не перечислить. В каждой местности свои правила, свои традиции и свои секреты.
2-й: Природа не наделила каргопольские недра ни редкими минералами, ни ценными рудами, главным богатством была для крестьян земля, и возделывали они ее с любовью. Наверное, поэтому Каргополь всегда славился своим гостеприимством и хлебосольством. Ни один праздник на Каргополье не обходился без угощения, без праздничного стола. К каждому празднику готовили особые блюда, пекли особые пироги. В будние дни жили северяне скромно, но в праздник каждая хозяйка считала своим долгом «расстараться»- наготовить всевозможных кушаний, чтобы всем гостям хватило, и напечь горы разных пирогов.
1-й: С вами мы проводим не первое занятие по разделу «Кулинария». И думаю, что предыдущие занятия доставили вам удовольствие, т. к. работа с тестом и выпечка, приготовление различных блюд всегда интересна. Я предлагаю испечь тонкие пирожки, которые называются подпёканники.Подпёканики подавали в заключение каргопольской свадьбы - («погонялки»), что означало – пир окончен. Последовательность выполнения в инструкционной карте.
Повторение техники безопасности.
Прежде чем приступить к работе, нам необходимо повторить санитарно - гигиенические требования и технику безопасности. Кто мне может о них рассказать?
- Пищу готовить в спецодежде.
- Ногти должны быть острижены, руки тщательно вымыты, волосы спрятаны под косынку.
При работе с ножом:
- Пользоваться правильными приёмами работы ножом.
- Передавать нож ручкой вперёд.
При работе с электроприборами:
-Стоять на резиновом коврике;
Включать и выключать электроприборы только сухими руками.
Практическая часть.
Воспитанники работают по технологической карте. Инструктор по труду контролирует ход работы.
А сейчас приступим к практической части.
Технология приготовления:
1.Замешиваем тесто.
Масло растопить естественным способом. В масло добавим 250 гр. сметаны, 250 гр. сливочного масла, щепотку соли, 1 чайную ложку сахарного песка, 600-700-гр. муки. Муку всыпаем постепенно. Тесто замешиваем круто.
2.Готовое тесто делят на небольшие кусочки массой 40 гр.
3. Раскатываем тонко.
4. Формируем пирог.
На половину выкладываем начинку. Сгибаем пополам. Придаем форму полумесяца,край обрезаем блюдцем.При разделке пирожков необходимо очень аккуратно и плотно защипывать шов, чтобы во время выпечки или жарения из них не вытек сладкий сок.
5. Обжариваем на сковороде двух сторон.
Пока часть группы работает у плиты, вторая убирает со стола
(воспитанник читает стих)
В нашем доме есть кружок.
Мимо я пройти не смог.
Аромат витал такой.
Что желудок мой родной
Заурчал как заводной.
Кушать так я захотел,
Будто года три не ел.
А девчонки, как назло,
Вот ведь нам не повезло,
Бегают, всех угощают.
Нас в упор не замечают.
Где же братцы справедливость?
Нет её, наверно, спит.
И её не беспокоит,
Что желудок мой ворчит.
Я хочу готовить тоже!
Для себя и для друзей,
Для родных и для гостей!
Сервировка стола.
Стол накрывают скатертью. Ставят тарелку по количеству человек под второе блюдо. Салфетку кладут с левой стороны от тарелки. Справа от тарелки бокал с чаем. По центру стола чаша с пирогами.
1-й: По старинной русской традиции мы приглашаем гостей к столу. С испеченными пирогами приглашаем вас «чайком побаловаться» (Чаепитие)
2-й: А пока вы пьете этот замечательный, полезный напиток я расскажу, как чай пили в старину.(воспитатель демонстрирует)
1-й: «внакладку» (чай мешали, размешивали, так как сахар был кусковым: только 1801 г, в Туле был открыт первый сахарный завод, где стали делать первый сахарный песок);
2-й: «Вприкуску» (откусывали сахар);
1-й: «Вприглядку»(сахар стоял на столе, поэтому казалось что сладко. Так и пили,»вприглядку»);
2-й: «Вдогонку»(На кусок хлеба сверху клали маленький кусочек сахара. Хлеб откусывали, а сахар носом двигали и только с последним кусом сахар в рототправляли).
Заключительная часть.
1-й: Хочу задать вам несколько вопросов
• Вам понравилось выпекать тонкие пироги-подпеканники?
• Какая начинка больше понравилась в пирогах?
• Что вызвало затруднения?
• Еще будем печь такие пироги?
(Воспитанники отвечают на поставленные вопросы).
1-й: Хороши пироги с чаем! Пока Вы чайком баловались, мы вам о чае кое-что, рассказали, но добавим очень важную деталь: на Руси за чаем собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали дела семейные.
2-й: Нам очень, очень хочется, чтобы все, что вы узнали сегодня, осталось с вами навсегда, чтобы вы умели правильно принять гостей, чтобы ваш дом был радостным и уютным и на сердце у каждого, вошедшего в него было тепло от этого. И никогда не забывайте о наших русских традициях.
Всем спасибо! Молодцы!
Уборка рабочих мест и кабинета.
Рекомендуем посмотреть:
Викторина с ответами для 5-9 классов по технологии
Декоративное оформление окна
Изготовление картины из кожи
Кукла Масленица
Похожие статьи:
Перспективные направления изучения технологии школьниками
Проект по домоводству «Маленькая хозяйка»