«Сказка — это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонёк детской мысли и речи. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. А. Сухомлинский
Сказки известны людям еще с древних пор, как и легенды, басни, притчи. Произведения, написанные несколько сотен лет назад, пользуются большой популярностью, так как рассказывают про мир, его закономерности и понятия.
Художественное слово, а в частности сказки формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие, они способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире, дают возможность развивать у детей актёрские и художественные возможности, творческое воображение, логическую память, развивается детская активность, исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность, умение общаться.
В период младенчества к ребенку обращаются сначала - с колыбельными, потом - с пестушками, затем - с прибаутками. Прибаутки, по сути, и являются тем мостиком, по которому проходит малыш к сказке.
В настоящее время существует большое количество ярко и красочно иллюстрированных сказок. (Слайд № 1)
Все виды сказок можно разделить на два вида: народные и авторские, которые в свою очередь можно разделить на три подгруппы: страшные, про животных и бытовые.
К народным сказкам можно будет отнести те, которые заключаются в окружении животного мира, где любой зверек может в любое время говорить с ребенком (это важно для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает), так же к народным сказкам можно отнести борьбу зла и добра. Такие сказки важны для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему, т.е. для морально-нравственное развития. Они учат ребенка распознавать зло и развить стремление сделать мир лучше. (Слайд № 2)
Авторские сказки более трепетные, более образные, нежели народные. Существуют дидактические авторские сказки, которые создают педагоги, чтобы «упаковать» соответствующий учебный материал. Наряду с этим отвлеченные символы (арифметические действия, буквы, цифры) становятся одушевленными, и создается портрет сказочного мира. В таких сказках раскрывается важность конкретных знаний.
Для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение, так как для лучшего восприятия сказки важен принцип наглядности. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть, как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и действие, разыгранное по сказке с помощью кукол. (Слайд № 3)
Важно помнить о том, что своим обликом рисованные или кукольные персонаж, люди и звери, должны быть не карикатурны, а подобны своим реальным сородичам - разумеется, за исключением размера.
Куклы - сшитые, тряпичные особенно хороши тем, что, после показа сказки детям, могут занять место среди их игрушек. Сказочные коллизии, герои и антигерои будут продолжать жить в сюжетно-ролевых играх, самостоятельно придумываемых ребёнком. Для кукольного спектакля по сказке могут подойти, конечно, и обычные, и традиционные деревянные, глиняные и даже вылепленные из пластилина игрушки. Однако, в отличие от сшитых кукол такие игрушки будут нести лишь декоративную функцию.
Тряпичная кукла - одна из наиболее распространенных и любимых детьми игрушек. (Слайд № 4)
В группах раннего возраста проводится показ театров кукол, игрушек, картинок на занятиях и в повседневной жизни. (Слайд № 5)
Театрализация художественных произведений помогает более эмоциональному и глубокому восприятию их содержания, обогащает эстетическое восприятие детей, так как в спектаклях соединяются разные виды искусств. Просмотр спектаклей и особенно активное участие в них детей способствует развитию их речи — обогащает ее образными сравнениями, литературными оборотами, делает ее более эмоциональной и выразительной. Дети живо реагирует на содержание спектаклей, они разговаривают с куклами, дают им советы, делятся впечатлениями. Все это способствует развитию навыков разговорной речи. (Слайд № 6)
Язык первых сказок, которые слышит ребенок, ритмичен, слова в них часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения. Возможности сказки велики, они позволяют проводить «сказочные занятия» с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития.
Тексты сказок просты, но их можно еще более упростить. Простота звукоподражания стимулирует малыша к повторению упрощенных слов, а позже — и слов, связанных со звукоподражаниями по смыслу. Таким образом, стимулируется развитие активной речи. Именно сказки помогают пробудить интерес ребенка к слову.
Артикуляционная гимнастика в сказках используется, как средство развития связной речи дошкольников. Именно такая гимнастика позволяет решить проблему, связанную с работой артикуляционного аппарата. В ходе ее проведения дети выполняют комплекс специальных упражнений, которые нацелены на то, чтобы укрепить и развить мышцы данного аппарата. Для того чтобы закрепить полученные навыки необходимо много раз повторять их, что обычно очень надоедает и интерес к выполняемым действиям пропадает. Как раз в этом случае отлично подходят артикуляционные сказки, с помощью которых у детей создается положительный эмоциональный настрой.
Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной, для этого так же подойдет пальчиковый театр. (Слайд № 7)
Показ на "столике сказки" с помощью шитых, либо деревянных, либо глиняных кукол, изготовленных самостоятельно или специально подобранных
Возьмем небольшой столик. Установим его так, чтобы за ним могли поместиться 1 -2 человека, управляющих куклами, а напротив осталось место для зрителей. Накроем столик тканью, цвет которой соответствует предполагаемому календарному времени действия сказки (белое полотно или синтепон - для зимы, зеленое - для лета и т.п.) Выстроим на столике необходимый к сказке интеръер - своеобразные простейшие декорации, в которых разыгрывается кукольная сказка.
Такие "декорации" легко могут быть сделаны при помощи комбинирования подручных средств: разных по цвету тканей, покрывающих столик сказки; "рельефа": создания возвышений, углублений, ровной поверхности с помощью предметов, подкладываемых под ткани на столике; природных материалов: веток деревьев, укрепленных пластилином на подставочках или в слое мха, небольших коряжек, деревянных брусочков; специально изготовленных необходимых по действию деталей: "избушка", "дворец", предметы быта и хозяйства (колодец, печь, стол и стулья, колыбель, горшочки и пр.) Изготовление данных предметов интерьера не требует особого мастерства. Все детали воспроизводятся с большой долей условности.
Например: дома и дворцы - некрашеные картонные коробочки без одной стороны, в которых прорезаны окошки с занавесочками, условной крышей служит наброшенная сверху материя (белая - для "зимнего" интерьера), внутри постелен маленький "коврик"; обычные детские деревянные кубики или круглые спилы разного диаметра и высоты внутри такого "домика" обозначают стол и стулья, кроватью или лавкой могут быть покрытые ситцевым лоскутом деревянные брусочки или картонная коробочка из-под рафинада, 1-2 маленьких глиняных или пластилиновых горшочка "служат" посудой и т.д. и т.п.
Не забудем и о выразительности, которую добавляют действию умелое использование источников света: свеча на подставке может быть и "костром", и огнем в печи, и лампадкой, и особым знаком, предворяющим, например, появление особо значимых, чудесных персонажей - с той же целъю можно исполъзоватъ луч диапроектора...
Интерьер на "столике сказки" подготавливается заранее, до начала "спектакля" накрывается легкой тканью, которая скроет приготовленное от преждевременного любопытства детей. "Сказителю" остаётся занять место за "столиком сказки" и перемещать кукольных персонажей в выстроенном интерьере в зависимости от происходящих событий. Такой вид показа сказки - один из наиболее простых по техническому решению и удобных для показа и восприятия дошкольниками.
Показ за "ширмой" с "перчаточными" куклами
Ширмой для кукольного спектакля служит растянутая в дверном проеме ситцевая ткань с пестрым рисунком. Для маленьких слушателей важна высота ширмы: лучше, если она не будет полностью скрывать рассказчиков, но давать им возможность общения со зрителем ("поясная ширма").
"Перчаточными куклами" управляют из-за ширмы 2-3 человека. Простейшие "перчаточные" куклы могут быть изготовлены на основе обычной перчатки, в которой плотно набита верхняя часть указательного пальца - головка куклы, а большой палец и соединенные воедино средний, указательный и мизинец образуют ручки куклы. Для этой цели лучше будет пустить в дело мужские перчатки больших размеров.
Сказки, разыгрываемые таким образом, обычно веселые, сатирические по характеру. (Слайд № 8)
Показ в "окошке сказочного домика"
Тут вновь нам понадобится ширма. Однако на этот раз над полотном материи для нее придется чуть потрудиться. Ткань лучше выбрать однотонную и плотную - лучше всего лен или холстину. На крайний случай сгодится и обычная простыня - только ее нужно накрахмалить. А вот по размеру будем ориентироваться на простынку-полуторку. Подберем по ширине полотна две реечки. Чуть отогнем и прошьем края ткани (так же по ширине). Вставим реечки внутрь с противоположных краев. С одной из сторон приделаем две петли из прочной тесьмы. Теперь за эти петли ширму можно будет подвесить - например, продев в них и закрепив между шкафчиками, обычную палку от швабры. Теперь осталось "прорубить" в полотне окошко к зрителям.
Вырежем прямоугольник примерно на уровни груди взрослого человека. Ширина окошка должна позволить показывать сказку за ширмой двум кукловодам, а высота достаточна для того, чтобы им показаться зрителю. По периметру "окошка" со стороны предполагаемого зрителя нашьем "наличники" из кружева или ленты шитья. Так же домик может быть выполнен из фанеры либо дерева.
Все, теперь в таком "сказочном домике" можно показывать любую историю.
Преимущество показа сказки в окошке такого домика состоит в том, что в нем удобно управлять практически любыми персонажами: и тряпичными и обычными куклами (держа их в руках), и перчаточными, и марионетками, и даже рисованными, вырезанными из картона (удерживая их на длинной палочке).
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, процесс объективации проблемных ситуаций, процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
«Сказка - это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова - его эмоциональные краски и оттенки - доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум - ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей» В.А.Сухомлинский
Презентация на тему: Влияние сказок на развитие речи детей раннего возраста
Наталья Николаевна, ваш доклад «Влияние сказок на развитие речи детей раннего возраста» очень интересный. В нем раскрыты виды сказок, театрализация, показ, декорации. А так же значение сказок в жизни малышей. Содержательна так же презентация! Огромное вам спасибо!