Система работы по духовно – нравственному воспитанию обучающихся в учреждении дополнительного образования
Гражданская ответственность, патриотизм и духовно – нравственная позиция народа, прежде всего молодежи (как будущего России), - одно из важнейших условий социального, политического и экономического развития России, ее продвижения по пути демократического и гражданского общества.
Именно сегодня воспитание гражданина страны – это одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к своей малой родине, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин, с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Неоднократно президент страны Путин В.В. на встречах и форумах с молодежью уделяет большое внимание проблеме духовно-нравственного развития и патриотического воспитания. Он отмечал, что «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества».
В течение довольно долгого времени педагогическое сообщество России ищет эффективные пути духовно-нравственного воспитания молодого поколения. И многие сейчас уже пришли к осознанию, что единственно правильное воспитание основывается на православном понимании смысла жизни, на сохранении христианских ценностей и традиций. И чтобы достигнуть значимых результатов в духовном развитии молодого поколения, необходимо ввести системный подход в духовно-нравственном воспитании не только в основные предметы в школе, но и в системе дополнительного образования.
Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление личности ребёнка, противостоять той современной среде, которая калечит души наших детей, то есть этот системный подход в духовно-нравственном воспитании распространить на внеурочную работу и деятельность системы учреждений дополнительного образования.
В настоящее время в России обозначенные идеи реализуют в практической деятельности более 15 тысяч учреждений дополнительного образования. Несомненно, в их число входят и учреждения Курской области. Педагогический коллектив каждого из них осознает свою миссию - создание пространства для самоопределения и самореализации личности ребенка, пространства, обеспечивающего социальную защиту и поддержку взросления. Выполнению этой миссии способствует разнонаправленная деятельность: художественная, техническая, естественнонаучная, спортивная, туристско-краеведческая, военно-патриотическая, социально-педагогическая.
В содержании дополнительного образования реализуются различные образовательные, комплексные, целевые воспитательные программы с учетом нравственности, народной культуры и этики региональных традиций, индивидуальных потребностей детей и их родителей, социума.
Дополнительное образование в форме добровольных объединений менее регламентировано и более способно к построению и поддержанию диалогических, субъект-субъектных отношений, где происходит взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми.
Среди задач, которые стоят перед учреждениями дополнительного образования детей, важной является духовно-нравственное воспитание.
Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства. Именно воспитание такой личности является целью программы «Духовно – нравственное воспитание личности в ОБУДО «Областной центр развития творчества детей и юношества».
Педагогический коллектив Центра в своей работе исходит из понимания того, что духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Важен системный подход.
Для того чтобы личность состоялась, нужно, чтобы ее жизнь была пронизана многообразными видами деятельности и была включена в систему позитивных отношений с окружающей действительностью. В разнообразных видах деятельности ребенок приучается создавать материальные и духовные ценности, постепенно переходя из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ. Таким образом осуществляется его активная социализация. Наша главная задача – создать условие для всестороннего развития личности ребенка, раскрытие его нравственного и духовного потенциала. Именно этим целям отвечает воспитательная система нашего Центра. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация соответствующего воспитательного и учебного процессов.
В рамках образовательных программ обучающиеся знакомятся с историческим прошлым нашего народа, с яркими страницами истории Отечества истоками народного творчества, воспитывают эстетический вкус, развивают образное мышление, учатся тонко чувствовать и подмечать красоту в обыденном. Знакомясь с творениями художников, композиторов, творчеством актёров, музыкантов обучающиеся приобщаются к миру прекрасного, что, безусловно, позитивно отражается на их духовном развитии.
Духовно-нравственное воспитание традиционно осуществляется педагогами творческих объединений технической, художественной, социально-педагогической, туристко – краеведческой направленностей. Все программы педагогов составлены с учетом того, что знания, умения, навыки получаемые обучающимися в результате обучения в творческих объединения, направлены на практическую профильную деятельность, на развитие творческих способностей ребёнка, его личностных качеств.
Знакомство с декоративно-прикладным творчеством обучающихся является важной стороной общей работы по формированию патриотических, нравственных чувств. Через обучающую деятельность творческих объединений этого направления дети узнают и сохраняют наследие, дошедшее до нашего времени ремесло. По мнению педагогов дополнительного образования декоративно-прикладное творчестве, привлекая детей к полезному труду имеет самые благоприятные возможности воздействия на внутренний мир ребенка. Педагоги стремятся превратить процесс трудового обучения в интересное, познавательное, творческое занятие, духовно обогащающее внутренний мир ребенка. Знакомясь с образцами народного творчества, дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, узоров, орнаментов, выразительных пластических форм, которые наиболее близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям. Каждое занятие открывает что-то новое, последовательно, ступенька за ступенькой, приближает к пониманию красоты и гармонии.
Значительное влияние на формирование нравственных чувств у детей оказывают занятия музыкой. Поскольку путь приобщения ребенка к музыке, к духовным ценностям есть процесс деликатный, тонкий, требующий времени, профессионального знания, душевной щедрости воспитателя, то мы рассматриваем один из возможных путей к нему в образовательной деятельности как путь «через прекрасное – к доброму». Ввести детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества это благодарная и вместе с тем важная задача педагогов дополнительного образования музыкально – эстетического направления объединений. Через песню, овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями, дети получают представление о духовных культуре своего народа. Цель педагогов Центра не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.
Танцевальное искусство является одной из своеобразных форм духовной культуры народа. По своей доступности, распространенности и охвату большого количества детей занимает ведущее место среди других форм дополнительного образования детей. Велико значение танцевального искусства в формировании вкусов, эстетических, этических запросов молодежи.
Духовная культура каждого человека, его потребности и интересы формируются в борьбе вкусов и мнений, поэтому танцевальному искусству принадлежит важная роль в формировании внутренней культуры молодых, которая выражается не только в эстетическом восприятии, но и в поведении, в отношении к другим людям.
Большую роль в гражданско-патриотическом и духовно – нравсвенном воспитании обучающихся оказывает проведение экскурсий по святым местам родного края, организация походов на художественные, фото выставки «Наш Афон», «О Тебе радуется. Иконы Богоматери из собрания Музея имени Андрея Рублёва» и д.р., в театр и кино, посещение музеев. Экскурсия как форма организации обучения дает возможность обучающимся творческих объединений всех направлений посредством свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
В ходе реализации программы, обучающихся участвуют в проектно – исследовательской деятельности. Осуществляя исследования и проекты, обучающиеся, имеют возможность быть не слушателями и созерцателями представленной им информации, а непосредственными участниками получения и обработки знаний.
Учитывая необходимость использования современных технологий и приобщения, обучающихся к исследовательской деятельности, в практику воспитательной деятельности Центра включены конкурсы проектно - исследовательских работ
по направлениям:
- патриотическое воспитание;
- краеведение;
- духовные святыни Родного края;
- здоровый образ жизни и т.д.
Одной из эффективных форм реализации духовно-нравственного воспитания является проведение и участие обучающихся в творческих конкурсах духовно – нравственной направленности, которые способствуют не только творческому развитию, но и приобщению молодого поколения к истокам православных традиций и культуры. Это конкурсы разного направления: декоративно – прикладного, изобразительного, фото, литературного творчества: «Искусство слова», «Рождественская открытка», «Русь православная», «Гренадеры, вперед!», «Патриот Отечества» и др., проводимые среди обучающихся образовательных учреждений Курской области. Большую помощь в духовно-нравственном воспитании обучающихся Центра оказывает участие в международных конкурсных мероприятиях, выставках, конференциях. Обучающиеся вместе со своими наставниками приобщаются к истории и традициям православия, на профессиональном уровне готовят работы для участия во всероссийских мероприятиях. Каждый год свои работы педагоги и воспитанники Центра представляют на Среднерусском экономическом форуме и Курской Коренской ярмарке, которые не только радую глаз посетителей, но и успешно раскупаются всеми желающими. В этом году воспитанники и педагогический состав Центра приняли участие в благотворительная акция «Белый цветок», предоставив боле 100 изделий декоративно прикладного творчества. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, художника, поэта, рассказчика и другие. Воспитанники Центра занимают достойные места. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.
Чтобы оградить детей от пагубных развлечений и открыть мир, наполненный светлой радостью, ежегодно в Центре проводятся различные внеклассные мероприятия, направленные на формирование нравственных, эстетических, патриотических качеств, на развитие творческих способностей - это многочисленные концерты (День учителя, День семьи, День матери, 23 февраля, День Победы, День города, День защиты детей и т.д.), это праздники знакомств в начале учебного года и в конце года мероприятия посвященные выпуску учащихся и другие. Все они проводятся с обязательным участием родителей и служат объединению семьи, учат детей дарить свое творчество людям.
В Концепции развития системы дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. №1726-р) отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у молодого поколения гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Эту задачу решает коллектив педагогов нашего учреждения, направляет много усилий на воспитание духовно – нравственных качеств юных граждан Курской области.
Литература
1. Андреев А.А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
2. Байбородова Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. - Ярославль: ЯГПИ. - 2002. - 39с.
3. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. - М.: Изд-во МГУ. 1994. - 145 с.
4. Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф., Власова Т.И. и др. Введение в педагогическую культуру: Учеб. пособие. - Ростов-на- Дону: РГПУ. - 2006.- 164с.
5. Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации. Учеб. пособие /Под ред. Л.В. Загрековой, В.В. Николиной, В.А. Фортунатовой. - Н. Новгород: НГПУ. - 2001. - 107с.
6. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.
7. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред Е.Н. Щурковой. - М.: Новая школа. - 1998. - 208с.
8. Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011. - 259с.
9. Дубенский Ю.П. Курс лекций по педагогике. Омск: ОмГУ, 2004
10. Журова Л.Е. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы, Вентана-Графф, 2005.
11. Зеньковский В.В. Принципы православной педагогики - М.: Хрестоматия: пед. росс. зарубежья: Учебн. пособ. для педуниверситетов, институтов и колледжей /Сост. Е.Г. Осовский, О.Е. Осовский. - 1996. - 526 с.
12. Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.
13. Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина: система гражданского образования в школе. «Панорама», ООО «Глобус», 2007Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев,1978
14. Николина В.В. Воспитание духовных ценностей личности в современных условиях. //Церковь и общество на пороге третьего тысячелетия: Х Рождественские православно-философские чтения /Под ред. Л.Е. Шапошникова. - Н. Новгород: НГЦ. - 2001. - 432 с. - С. 82-87.
15. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. Методическое пособие /сост. Г.В.Дмитриенко, Т.С.Зорина, Т.В. Черникова/ Москва: Глобус, 2006
16. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
17. Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010
18. Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.
19. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988.
20. Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
Рекомендуем посмотреть:
Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании. Из опыта работы
Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с родителями
Сотрудничество с родителями в системе дополнительного образования
Конспект занятия в дополнительном образовании. Уличный танец Хип-хоп
Похожие статьи:
Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России