Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Воспитание духовно-нравственных качеств личности у младших школьников

Из опыта работы педагога дополнительного образования. Воспитание духовно-нравственных качеств личности у младших школьников
Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своего народа, осознающий его значимость, особенности и единство в судьбе страны. Открытость миру, толерантность к другим культурам - важная ступень и характеристика духовно-нравственного развития гражданина России. Эта задача всегда стояла перед общеобразовательным учреждением.

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане нашей страны. Поэтому именно в ней должна быть сконцентрирована не только интеллектуальная, но и духовная, эстетическая жизнь школьника. Основные ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную и внеурочную деятельность обучающихся.

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяется духовно-нравственному развитию и воспитанию личности младшего школьника не только в процессе обучения, но и во внеурочной деятельности, результатом которой, должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное воспитание ребёнка.

Внеурочная деятельность имеет огромный воспитательный потенциал и реализуется через игровую, познавательную, трудовую, спортивно-оздоровительную, туристско-краеведческую, досугово-развлекательную деятельность, художественное и социальное творчество. Для организации духовно-нравственного воспитания во внеурочной работе используются словесные, наглядные и практические методы и форм [1].

Важной формой воспитания младших школьников является игра. Игра при умелой организации педагога учит многим добродетелям, терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению. Применение игровых технологий в ходе занятия во внеурочной деятельности поможет научить ребенка действовать и поступать правильно в соответствии с нравственными требованиями [3].

Большую роль в эстетическом воспитании личности ребенка играет сказка. Участвую в сказочных театрализациях, школьники включается в процесс освоения представлений о добре и зле, у них происходит формирование нравственных чувств и эмоций, на основе которых формируется личность ребенка. Именно через сказку дети легче воспринимают моральные нормы и ценности, различают добро и зло.

Этическая беседа-одна из форм обучения и воспитания, дающая возможность освоить правила и нормы нравственного поведения. Ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные проблемы. Обсуждая во внеурочное время ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение. Особенностью проведения бесед является живой диалог, обмен мнениями. Беседы по проблемным вопросам, предложенным самими детьми, или на темы: «Как выбирать друзей?», «Кто такой эгоист?», «Отзывчивость и доброта» и т.д.

Сопутствующими формами духовно – нравственного воспитания младших школьников являются экскурсии и походы в музеи. Необходимо особое внимание уделять мероприятиям, знакомящим с историей и культурой родного края и регионами РФ.

Экскурсия выступает как дополнительный педагогический процесс, в котором сочетаются обучение и воспитание. Она играет важную роль в становлении личности младшего школьника, расширении знаний и эстетическое восприятие действительности. Ознакомление с православной историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, особенностями быта народов России способствуют не только экскурсии, походы в музеи, но и посещение тематических выставок и православных храмов региона.

Внеурочная деятельность имеет большие возможности для формирования личности обучающегося, особенно его духовно-нравственному воспитанию.

В организации духовно-нравственного воспитания во внеурочной работе приветствуется участие обучающихся в конкурсах духовно – нравственной направленности, которые способствуют приобщению молодого поколения к истокам православных традиций и культуры. Это конкурсы разного направления: декоративно – прикладного, изобразительного, литературного творчества, фоторабот др.

Проектно – исследовательская деятельность является эффективным средством духовно-нравственного развития и воспитания и используется в изучении любого предмета на уроках и во внеурочное время [2]. Главная идея этой педагогической технологии–направленность на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально – значимой проблемы. Тематика работ может быть разнообразной: «Мое домашнее животное», «Мой любимый православный праздник», «Родословная моей семьи», «Мы помним» и т.д. Важной составляющей в работе над проектом является поддержка родителей и родственников школьников, которые участвуют в организации исследовательской деятельности. Это позволяет сделать родителей активными участниками воспитательного процесса.

Одним из действенных инструментов развития духовно-нравственных ценностей у младших школьников является волонтерская деятельность, ее основная особенность - безвозмездность и личная инициатива субъекта деятельности. У обучающихся начальной школы это может быть общественно- полезная работа: акции по сбору макулатуры, помощь бездомным животным, организация дежурства в классе, выставки поделок и детского творчества, «Подарок ветерану» и т.д.

Правильно организовать свободное время ребенка с целью всестороннего развития и воспитания всегда было проблемой для родителей и общества. Воспитание детей происходит всегда, в любой момент их деятельности. Однако наиболее эффективно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор [5].

Список используемой литературы:
1. Аверина Н. Г. «О духовно-нравственном воспитании младших школьников»/ Н.Г. Аверина. – М.: Начальная школа, 2015. – 150 с..
2. Жарковская Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская //
3. Неводова, Д. П. О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности / Д. П. Неводова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.7 (112.7). — С. 25-27.
4. Стандарты и мониторинг в образовании – 2013 –№3 – С. 9–12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования, № 17, сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации. Федерального государственного стандарта общего образования / Институт семьи и воспитания, 2009.
5. Трофимова Н. М. Нравственное формирование личности младшего школьника / Н.М. Трофимова. – М., 2012. – 381с

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание культуры поведения у младших школьников Модель воспитательной работы в начальной школе Причины формирования детской жестокости Гражданско - патриотическое воспитание младших школьников

Похожие статьи:

Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание в дополнительном образовании детей | Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для младших школьников "Праздник «Сороки»"
Опубликовано: 382 дня назад (12 апреля 2023)
Просмотров: 393
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!