Проект в детском саду для детей 4-5 лет «Волшебный пластилин»
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Что любит делать каждый ребёнок? Рисовать!!!
Дети рисуют карандашами, фломастерами, красками. Они делают это увлечённо, самозабвенно, не задумываясь о правильности линий и цветосочетании. Именно в этом и проявляются зачатки творчества и креативности, заложенные природой в каждом ребёнке. А ещё дети любят всё новое, необычное, оригинальное - это даёт им бурю положительных эмоций. Пластилинография именно то, что поможет нам привнести новизну в деятельность малышей.
Что же такое пластилинография?
Это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Эта техника вполне доступна детям, ведь пластилин мягкий, тёплый, податливый. А ещё он яркий! Всё это помогает ребёнку увидеть и ощутить реальные результаты своего труда.
Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически, позволяет ребёнку расслабиться, снять физическое и психическое напряжение.
Занятия пластинографией помогут детям закрепить знания, умения, навыки, полученные в непосредственно образовательной деятельности в различных образовательных областях, она расширяет возможности изобразительной деятельности детей, что позволит разнообразить свободную деятельность детей.
В пластилинографии у ребенка появляется возможность сделать картину рельефной, а значит, более выразительной и живой. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый и природный материалы. Таким образом пластилинография развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию.
1.2. Актуальность и новизна проекта.
Мы знаем, что развитие интеллектуальных способностей и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения пальцев кистей рук. Именно мелкая моторика рук играет важную роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлении речи. Значит развитие навыков мелкой моторики даёт ребёнку возможность легко обучаться новому.
Новизна проекта заключается в возможности интеграции пластилинографии с технологией сторителлинга.
1.3. Цели и задачи проекта.
Цель: развитие мелкой моторики руки, активизация творческих способностей детей, поиск новых способов художественного выражения.
Программа дополнительного образования рассчитана на 2 года обучения детей 4-6 лет.
Задачи:
Образовательные: учить различным приемам работы с пластилином; учить детей самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность; учить инкрустировать работы различными дополнительными материалами.
Развивающие: развивать мелкую моторику рук, укреплять их силу; развивать координацию и согласованность руки и глаза; развивать умение создавать яркие и выразительные образы окружающей действительности.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца; прививать чувство прекрасного; расширять представления о природе, праздниках и традициях своего народа.
1.4. Планируемые результаты.
Дети освоят основные приемы пластилинографии (отщипывание, раскатывание, вдавливание, надавливание, размазывание), научатся создавать при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, у детей сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук.
1.5. Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в месяц с сентября по май (6 часов), длительностью 15-20 минут. Занятия проводятся в игровой форме.
1.6. Структура занятий:
1. Вводная часть: организационный момент, интеграция (совместное сочинение истории, пальчиковая гимнастика).
2. Основная часть: объяснение и практическая деятельность.
3. Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов - похвала детей за труд и красоту созданной композиции.
2. Содержательный раздел
2.1. Тематическое планирование для детей 4 - 5 лет
1. «Яблочки для гномика» Познакомить детей с одним из приёмов пластилинографии – раскатывание мелких комочков, отщипывание. Развивать глазомер (сравнивать пластилиновые комочки и делать их одинаковыми по размеру). Воспитывать желание помогать другим.
2. «Осенние листочки» Упражнять детей в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии. Закреплять навыки работы с пластилином. Развивать у детей эстетическое восприятие природы.
3. «Угощение для белок» («Грибы»)» Продолжать упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук. Воспитывать интерес к живой природе.
4. «Снегири и синицы» Познакомить детей с зимующими птицами. Обучение детей ещё одному приёмы пластилинографии – примазывание. Воспитывать любовь к птицам.
5. «Жил - был зайка» Продолжаем освоение приемов: раскатывание, размазывание, нанесение мазка. Воспитывать любовь к живой природе.
6. «Папа купил автомобиль» Закрепляем приемы: раскатывание, размазывание, нанесение мазка. Воспитываем умение делать выбор. Воспитывать желание делать подарки близким.
7. «Пирожное для мамы» Закрепляем различные приемы пластилинографии: раскатывание, придавливание, размазывание, нанесение мазка. Развивать умение использовать для украшения дополнительные материалы.
Воспитываем умение делать выбор. Воспитывать желание делать подарки близким.
8. «Мой весёлый звонкий мяч» Закрепляем различные приемы пластилинографии: раскатывание, придавливание, размазывание, нанесение мазка. Воспитываем умение делать выбор.
9. Коллективная работа «Весенний луг» Учимся делать выбор приёма выполнения работы.Формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве.
Тематическое планирование для детей 5-6 лет
1. «Волшебное пёрышко» Освоение приемов: скатывание, раскатывание, сплющивание. Формировать интерес детей к изготовлению поделок из пластилина. Развивать мелкую моторику пальцев.
2. «Бабушкин урожай» Освоение приемов: раскатывания, сворачивание. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве.
3. «Наши меньшие друзья» («Котёнок и щенок») Развивать умение самостоятельно делать выбор способа лепки. Воспитывать любовь к домашним животным.
4. Коллективная работа «Зимушка – красавица» (по мотивам росписи гжель) Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия, используя дополнительные материалы для украшения поделки.
5. «Почему снежинки разные» Воспитывать интерес к познанию природы.
6. «Весёлые лошадки» (по мотивам дымковской игрушки) Знакомство с народными мотивами
7. «Букет для мамы» (по мотивам жостовской росписи) Воспитывать волевые качества ребёнка – усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца. Формировать добрые чувства к близким. Совершенствовать творческий потенциал.
8. «Светлое воскресение» («Пасхальное яйцо») Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина. Развивать воображение, творческие способности детей, побуждать вносить в работу дополнительные материалы.
9. Коллективная работа «Весенние радости» Учить покрывать пластилином сложное по форме изображение. Продолжать обучать детей размазывать пластилин, не выходя за контур. Развивать согласованность в работе обеих рук. Воспитывать умение работать коллективно.
План работы с родителями
сентябрь Папка-передвижка «Пластилинография – это интересно» Рассказать родителям о новой технологии занятий с детьми.
ноябрь Буклет «Пластилинография - это полезно» Заинтересовать родителей пластилинографией.
январь Консультация «Пластилинография – это просто» Подробно рассказать и показать способы пластилинографии, научить родителей этой технологии
март Мастер-класс «Пластилинография – семейное хобби» Совместная деятельность детей и родителей под руководством воспитателя.
Укрепить интерес родителей к этому занятию.Способствовать укреплению сплочённости детей и родителей.
май Выставка детских работ «Чудесный пластилин» Получение эмоционального заряда и укрепление уверенности детей в своих силах.
октябрь Показ открытого интегрированного занятия по пластилинографии в старшей группе Закрепить навыки детей в пластилинографии. Воспитывать любовь и интерес к природе.
декабрь Конкурс новогодних поделок в технике пластилинографии «Зимние сказки» Совместная деятельность детей и родителей. Укрепить интерес родителей к этому занятию.Способствовать укреплению сплочённости детей и родителей. Способствовать укреплению интереса родителей к жизни детей в детском саду.
февраль Фотоотчёт «Мы любим лепить» Способствовать укреплению интереса родителей к жизни детей в детском саду.
май Выставка поделок в технике пластилинографии «Любимая сказка» Получение эмоционального заряда и укрепление уверенности детей в своих силах.
Список литературы:
1. Конощук С. «Фантазии круглый год», – М.: Обруч, 2011.
2. Лыкова И.А. «Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени» Занятия в ИЗОстудии. – М.:Карапуз, 2010.
3. Давыдова Г.Н. « Пластилинография» № 1, 2, 3, 4. – М.: 2009.
4. Морозова О.А. «Волшебный пластилин». – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Рони Орен «Секреты пластилина». – М.:Махаон, Издательская Группа Аттикус, 2009.
6. Новацкая М. «Пластилиновый зоопарк» – Питер, 2010.
7. Зайцева А. «Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми», – М.: Эксмо, 2011.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в средней группе «По страницам сказов Бажова»
Проект. Развитие сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада
Детский исследовательский трудовой проект «Комнатные растения». Средняя группа