Проект «Маленькие истории о важном в жизни ребят»
Пояснительная записка
Современные дети окружены большим количеством самых различных медиаустройств, несущих огромный поток информации. Поэтому современные требования в сфере образования заставляют педагогов углублять и расширять свои знания и умения в работе с детьми. Необходимо искать новые методы и технологии, которые позволять нам, педагогам, привлечь и удержать внимание детей, донести до них интересную информацию так, чтобы они поняли, запомнили и хотели узнать ещё что-то новое.
Использование
технологии сторителлинг помогает эффективно решать ряд задач: формирование речевых навыков, ненавязчивое расширение кругозора детей и воспитание любознательности. Сторителлинг помогает нам формировать мышление, учить детей совместной умственной и практической работе. Работа по сторителлингу позволяет педагогу индивидуальные знания, умения, навыки каждого ребёнка вплести в общую картину образовательного процесса. При этом, никто из детей не чувствует оценки своих способностей, то есть сторителлинг помогает детям получить массу положительных эмоций от занятия и крепкую веру в себя, каждый имеет возможность проявить себя.
Так что же такое сторителлинг?
Слово «сторителлинг» имеет английское происхождение, что означает рассказывание историй.
Это понятие пришло к нам из мира бизнеса, ввёл его в оборот Дэвид Армстронг, основатель крупной корпорации.
Дэвид Армстронг говорил: «Повествование создаёт среду, в которой люди более восприимчивы к изменениям и к новым способам мышления».
Психологи утверждают, что сторителлинг - это «формирование психологических взаимосвязей, целью которых выступает управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того чтобы история осталась в памяти на долгое время».
Педагогический сторителлинг - это техника подачи познавательной информации, главный принцип этой техники «научить, не уча», иными словами, педагог строит занятие и преподносит историю таким образом, чтобы дети сами сделали нужный вывод.
Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.
В
классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории, которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории. Классический сторителлинг можно использовать в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
В
активном сторителлинге педагог задаёт основу событий, формирует цели, проблемы, задачи. Для этого педагог предлагает детям наводящие вопросы или начинает предложение. Героем истории может быть кто угодно или что угодно, главное, чтобы у этого героя были чувства, характер и он жил в той ситуации, которую педагог и дети создают. Этот вид сторителлинга можно использовать в старшей и подготовительной группах.
Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфографика). Цифровой сторителлинг в дошкольной педагогике используется обязательно, как дополнение к классическому или активному. Это позволит педагогу закрепить у детей полученную информацию, поможет научить их пересказывать, выстраивать логическую цепочку событий и делать выводы.
Остановимся подробнее на
видах сторителлинга, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.
1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций: например, из жизни в группе. Этот вид сторителлинга мы применяем при появлении какой-либо проблемы. Правила поведения в обществе, в детском саду, за столом, основы безопасности на улице, дома, на дороге, в природе, а также при воспитании дружелюбия, трудолюбия, уважения к старшим.
2. Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса детей к теме. Этот вид сторителлинга мы можем использовать в образовательной области «Познание» - ознакомление с природой, с социокультурными ценностями, с предметным миром.
3. Сторителлинг на основе сценария: ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире.
4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решение проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.
Актуальность проблемы:
1. Засилье гаджетов, отсутствие живого речевого общения.
2. Отсутствие свободного времени у родителей приводит к дефициту речевого общения с детьми. Как результат - негативное влияние на эмоциональное состояние детей, неуверенность себе, безволие, склонность к жестокости.
3. Сторителлинг помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать среди сверстников.
4. Сторителлинг помогает не только в организации образовательного процесса с детьми, но и при взаимодействии с родителями.
Цель:
Развивать познавательную, коммуникативную, исследовательскую и творческую активность детей посредством сочинения необычных историй, сказок.
Задачи проекта:
разнообразить образовательную деятельность с детьми;
научить детей воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
обогатить устную речь воспитанников;
облегчить им процесс запоминания необходимых знаний и навыков;
развитие детской фантазии, логики;
развитие эмоциональной сферы;
выявление одарённых детей.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети будут уметь обобщать, сравнивать, противопоставлять, они научаться самостоятельно делать выводы, научаться проявлять инициативу, делиться с педагогом и сверстниками впечатлениями, расширятся их знания о многообразии мира, активизируются творческие способности малышей.
Тип проекта: познавательно – речевой, творческий.
Продолжительность: долгосрочный ( апрель 2019 – май 2021.)
Участники проекта: дети средней, старшей, подготовительной группы, педагог, родители.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
апрель 2019 г.
1. Определение актуальности проекта на основе наблюдений за детьми.
2. Выявление запросов и потребностей родителей (анкетирование).
3. Планирование работы.
Основной этап:
1. Создание предметно – развивающей среды для работы по технике сторителлинг. (Приложение 1)
2. Разработка игр и занятий с применением техники сторителлинг.(Приложение 2)
3. Работа с детьми.(Приложение 3)
4. Работа с родителями: (Приложение 4)
семинар - практикум для родителей «Сторителлинг как новый способ воспитания и обучения детей»;
мастер-класс для родителей «Знакомство с техникой сторителлинг»;
оказание помощи в подборе дидактического и наглядного материала по темам проекта;
разработка буклета с методическими рекомендациями по теме «Сторителлинг для детей и их родителей»;
Заключительный этап.
Анализ результатов реализации инновационного проекта, корректировка содержания, подведение итогов (Проведение сравнительного мониторинга эффективности реализации проекта, оценка качества образования);
Обобщение опыта работы.
Приложение 3.
Перспективное планирование
Занятие «Речевое развитие»: «Мои любимые игрушки». Вспомнить стихотворения Агнии Барто, знакомство с новой дидактической игрой «Кубик потешек». 02.09.2019
Совместная деятельность: дидактическая игра «Кубик потешек» Вспомнить знакомые потешки посредством игры «Кубик потешек».
Совместная деятельность: дидактическая игра «Кубик потешек» Вспомнить знакомые стихи, песни, пальчиковые игры
Занятие «Художественно-эстетическое развитие. Лепка»: «Как ребята помогли насекомым». Познакомить детей с техникой пластилинография и техникой активного сторителлинга
16.09.2019
Совместная деятельность: «Дидактическая игра «Сундучок со сказками». «Воздушный шарик» Учить детей составлять рассказ по сюжетным картинкам
Совместная деятельность: «Овощные истории» Учить лепить из теста овощи и придумывать истории на конверт-доске.
Занятие «Социально-коммуникативное развитие. Здоровье»: «Как Иванушка помог Хилячку и Толстячку стать здоровыми» . Познакомить детей с правилами здорового образа жизни посредством техники «классический сторителлинг», с использованием скрапбинга. 25.09.2019
Занятие «Художественно-эстетическое развитие. Рисование»: «Как осенний листик нашёл друзей». Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования и развитие речи посредством техники «сторителлинг», с использованием майнд-мэпа. 08.10.2019
Совместная деятельность: «Дидактическая игра «Тропинка историй» Рассказывание по картинке, которую ребёнок выбирает на тропинке.
Занятие «Социально-коммуникативное развитие. Основы безопасности жизнедеятельности»: «Как зверята помогли Лесовичку». Познакомить детей с понятиями «съедобные и несъедобные грибы». Продолжать осваивать технику классического сторителлинга и скрабинга. 16.10.2019
Совместная деятельность: Кубики потешек. Картинки с изображением предметов и явлений природы. Вспомнить знакомые стихотворения.
Занятие «Художественно-эстетическое развитие. Конструктивно – модельная деятельность»: «Встречи в осеннем лесу» Продолжаем осваивать технику активного сторителлинга (майнд-мэп и пластилинография с использованием природного материала) 25.10.2019
Совместная деятельность: дидактическая игра «Сундучок со сказками» («Как мышонок забор красил») Учить детей составлять рассказ по сюжетным картинкам.
Занятие «Художественн- эстетическое развитие. Аппликация»: «Прогулка по морю». Знакомство детей с объёмной аппликацией и развитие речи посредством техники «сторителлинг», с использованием майнд-мэпа. 04.11.2019
Совместная деятельность. Основы безопасности жизнедеятельности»: «Как дети учили Иванушку правилам дорожного движения». Закрепить знания детей о правилах перехода улицы, используя технологию сторителлинга и скрабинга.
Совместная деятельность: дидактическая игра «Тропинка историй» (Как собака с лисой подружились) Продолжаем учить придумывать историю на основе картинок
Совместная деятельность дидактическая игра «Собери корзинку». Используя корзинку и маленькие резиновые игрушки придумываем сюжет на свободную тему
Занятие «Художественно-эстетическое развитие. Рисование»: «История о маленьком гномике» Использование кубиков и нетрадиционной техники рисования ладошками 20.11.2019
Совместная деятельность: дидактическая игра «Кубики потешек» Вспомнить сказку Корнея Чуковского «Мойдодыр»
Занятие «Познание. ФЭМП»: «Как звери готовились к зиме». Знакомимся с техникой активного сторителлинга. 10.12.2019
Совместная деятельность. Модельно- конструктивная деятельность»: «Жила-была Шишка …». Продолжаем знакомить детей с художественным видом конструирования из природного материала и техникой активного сторителлинга.
Совместная деятельность: игры с настольным театром «Заяц- сладкоежка» Учить детей беречь зубы
Занятие «Художественно эстетическое. Конструктивно-модельная деятельность»: «История о том как звери ёлочку искали». Познакомить детей со способами изготовления ёлочных украшений (конфеты, орешки, сосульки) 15.12.2019
Совместная деятельность: дидактическая игра «Тропинка историй» («Догадливый мышонок») Продолжаем учить придумывать историю на основе картинок.
Совместная деятельность («История о том как воробей Андрейка был в гостях у снегирей»). Познакомить детей с жизнью птиц зимой.
Использование техники скрабинг.
Занятие «Художественно-эстетическое развитие. Рисование»: «Приключения принцессы Снежинки». Продолжаем учить детей придумывать историю с использованием скрабинга. Познакомить детей с новой техникой рисования: манной крупой. 15.01.2020
Совместная деятельность: дидактическая игра «Собери корзинку» (Приключения Снеговичка). Используя корзинку и маленькие резиновые игрушки придумываем сюжет.
Совместная деятельность: дидактическая игра «Живые камушки». Игра учит детей с помощью пантомимы изображать животных.
Занятие «Социально-коммуникативное развитие. Здоровье»: «Как Вовка стал сильным». Сочиняя историю используем элементы театрализации 24.01.2020
Совместная деятельность: дидактическая игра «Живые камушки» Игра учит детей с помощью пантомимы изображать героев сказок.
Совместная деятельность: дидактическая игра «Сундучок со сказками» («Неудачная прогулка») Закрепляем умение составлять историю по сюжетным картинкам
Занятие: «Художественно- эстетическое развитие. Лепка» (Подарок маме). Продолжаем осваивать технику сторителлинга и пластилинографии. 04.03.2020
Совместная деятельность: дидактическая игра «Сундучок со сказками» Закрепляем умение составлять историю по сюжетным картинкам
Занятие «Художественно- эстетическое. Аппликация с элементами рисования»: «Весна пришла». Закрепляем умения детей сочинять истории в технике майнд-меп. 19.04.2020
Совместная деятельность: дидактическая игра «Живые камушки» Продолжаем учить изображать героев
Занятие «Художественно-эстетическое развитие. Лепка»: « В гости к хозяйке луга». Учить лепить насекомых, совершенствование умения сочинять истории. 18.05.2020
Развлечение «Праздник разноцветных нитей». Создать положительный эмоциональный настрой
Приложение 2.
Картотека игр «Сторителлинг».
1. Кубики потешек 1. Активизация основных движений артикуляционного аппарата;
2. закрепление поставленных звуков изолированно, в слогах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;
3. повторение знакомых и разучивание новых потешек;
4. формирование грамматического строя речи. Ребёнок бросает кубик, рассказывает о том, что видит на выпавшей картинке. Воспитатель может помочь наводящими вопросами, добиваясь полных ответов. Затем ребёнку предлагается вспомнить потешку. Если игра проводится в подгруппе, а не индивидуально, можно всем вместе проговорить потешку. Или воспитатель знакомит детей с новой потешкой. Для это игры можно использовать стихотворения, пальчиковые игры.
2. «Сундучок историй» 1. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников;
2. формирование грамматического строя речи;
3. развитие связной речи детей;
4. умение логически мыслить. В красивой коробке детям предлагаются сюжетные картинки, картинки связаны между собой общим сюжетом, который дети должны увидеть и рассказать. Игра может проводиться как индивидуально, так и в паре.
«Цепочки» 1. Развитие мышления и логики;
2. Развитие памяти;
3. Развитие воображения. В игру можно играть индивидуально, в паре, в подгруппе. Детям предлагается одна картинка с изображением предмета, явления, живого объекта. Из множества других карточек дети выбирают те, которые могут быть как- то взаимосвязаны ассоциативно с главной картинкой. Таким образом выстраивается цепочка ассоциаций. Детям старшего и подготовительного возраста можно предложить объяснить свой выбор.
«Корзинка со сказками» 1. Развитие мышления и логики;
2. развитие памяти;
3. развитие воображения;
4. формирование грамматического строя речи;
5. развитие связной речи детей.
Таинственно открываем корзинку и достаем первую игрушку … .Когда-то жила … . Где она живёт? … . Дом, в котором она жила … . Существует несколько способов, как собрать корзинку:
1. Собираем сами (педагог)
2. Собирают дети, по вашей подсказке.
3. Для этого нужно предварительно проговорить, что должно быть в корзине. (Отличный вариант для повторения слов) Заранее, вместе готовим карточки с рисунками или поделки. С малышами это могут быть игрушки.
«Тропинка» 1. Развитие умения описывать;
2. развитие мышления, воображения, фантазии;
3. развитие связной монологической речи;
4. развитие граммотического строя речи;
5. активизация и расширение словаря. 1 вариант: ребенок идет по тропинке и рассказывает, что видит.
2 вариант: разложить на полу, в произвольном порядке, картинки со сценами и персонажами.
3 вариант: ребенок должен найти нужную сценку и рассказать ее.
«Пластилиновая сказка» 1. развитие всех сторон речи;
2. развитие навыков пластилинографии;
3. развитие творческих способностей;
4. воспитание умения работать совместно. Для игры нужна конверт-доска (от англ. сonvert – преобразовывать) – плоскостное изображение с помощью пластилина и ДВП на определенную тему. Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с детьми или при объяснении материала педагог может изменять содержание, дополнять изображение на доске различными элементами или удалять их с помощью стеки. Используем на познавательных или художественно-эстетических занятиях.
«Кубик эмоций» 1. развитие умения считывать эмоции;
2. развитие умения изобразить нужную эмоцию;
3. развитие актёрских способностей;
4. развитие у детей уверенности в себе. Бросая кубик ребёнок изображает выпавшую эмоцию, можно изобразить животное с этой эмоцией, можно угадать кому из персонажей знакомой сказки подходит данная эмоция.
«Придумай новую сказку» 1. развитие креативного мышления;
2. развитие эмоциональной сферы;
3. развитие логически связанной речи;
4. активизация и расширение словаря. Для игры используем коврограф и плоских фетровых героев из знакомых сказок, на коврографе педагог вводит новых героев из других сказок, вместе с детьми додумывая сюжет.
«Песочные истории» 1. развитие всех сторон речи;
2. развитие мелкой моторики рук;
3. развитие творческих способностей;
4. воспитание умения работать совместно. В игре могут участвовать 2 и более детей. Для игры необходимы две коробки – одна с цветным песком, вторая с яйцами от киндер-сюрпризов. Дети по – очереди открывают киндер-сюрпризы и продолжают историю, начатую другим ребёнком. В коробке с киндер-сюрпризами предлагаем не более 3-5 яиц.
«Кубики историй» 1. Активизация основных движений артикуляционного аппарата;
2. Закрепление поставленных звуков изолированно, в слогах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;
3. Развитие навыков звукового анализа; 4. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников;
5. Формирование грамматического строя речи;
6. Развитие связной речи детей;
7. Развитие коммуникативности, успешности в общении;
8. Повышение эмоциональной сферы дошкольников. Играть могут как один, так и несколько человек. Бросается сразу несколько кубиков. Задается тема рассказа, например, «Жил- был гном», выпадает изображение дерева «Около его дома росло дерево», выпадает солнышко «Над домиком его светит солнышко» и т.д.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в старшей группе детского сада
Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной"
Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада
Познавательный проект. Вторая младшая группа
Похожие статьи:
Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»