Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сенсорные представления у детей раннего возраста

Сенсорные представления у детей раннего дошкольного возраста
Описание материала: Представленный материал на тему "Сенсорные представления у детей раннего дошкольного возраста" будет интересен воспитателям дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми раннего возраста, родителям детей младшего дошкольного возраста. В данной статье рассматривается формирование сенсорных представлений на примере представлений о цвете.
***
В раннем дошкольном возрасте сенсорный опыт служит источником познания окружающего мира.
Сенсорное развитие ребенка подразумевает под собой формирование представлений о внешних свойствах предметов, а именно о величине, форме и цвете. Хорошо развитое восприятие создает фундамент для развития мышления ребенка, его памяти, речи, внимания, воображения. Упущения в развитии сенсорных представлений на ранних этапах компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. В связи с этим целью данной статьи стало: расширение представлений у педагогов и родителей о формировании сенсорных представлений у детей раннего возраста.
Задача: рассмотреть формирование сенсорных представление на примере представлений о цвете.
Сенсорное воспитание подразумевает под собой формирование восприятия сенсорных эталонов, а именно основных цветов и оттенков, пять геометрических фигур( квадрат, треугольник, овал, круг, прямоугольник), три величины ( маленький, средний, большой). Во время образовательной деятельности с детьми необходимо руководствоваться принципами систематичности, наглядности, последовательности и дифференцированности.
Знакомство ребенка со свойствами предметов подразделяется на несколько этапов:
- накопление сенсомоторного опыта на основе операций с различными предметами;
- формирование представлений о различных свойствах предметов, учась соотносить, группировать и выбирать предмету по форме,величине и цвету;
- знакомство с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. На этом этапе ребенок усваивает названия основных цветов, величин и геометрических форм;
- развитие аналитического восприятия. Ребенок учится воспринимать предмет как сочетание элементов, из которых он состоит. Данный вид восприятия доступен детям старше 5 лет, в связи с чем мы его рассматривать не будем.
Рассмотрим каждый, из выделенных этапов на примере представлений о цвете.
Знакомство с цветами многие авторы программ по дошкольному воспитанию рекомендуют начинать в определенной последовательности: красный, синий, желтый, зеленый, белый и черный. Изучение нового основного цвета необходимо проводить параллельно с закреплением ранее изученного цвета.
На первом этапе работы по накоплению сенсорного опыта целью является ознакомление с одним цветом. При знакомстве с цветом в деятельности ведущим является взрослый. Он показывает ребенку красный предмет, называет его, складывает в красную коробку и т.д. В дальнейшем ребенок сам будет собирать красные предметы в красную коробку, а взрослый только помогает при необходимости. Во время следующих занятий предмет может меняться, а цвет будет оставаться по-прежнему красным. Расширяется поле деятельности с предметами, а именно: ставим предметы в ряд, строим из них замок, дарим кукле или мишке все красные предметы и т.д.
На следующем этапе по формированию представлений о цвете, можно выделить еще несколько подэтапов:
1) соотнесение по образцу с целью вычленения определенного цвета. В ходе сенсорного воспитания на этом этапе, взрослый ставит перед ребенком предметы одной формы и размера, отличающихся по цвету. У взрослого в руках образец красного цвета, который поочередно прикладывается к предложенным ребенку фигурам. ребенку предлагается определить, такой, или не такой этот предмет по цвету, самого цвета не называя.
2) выбор по цвету с целью сравнения и соотнесения предметов по цвету. Упражнения лишь немного меняют своей задачи. ребенку необходимо выбрать из предложенных предметов такой же,как на образце, самого цвета не называя.
3) группировка по основным признакам. Этот вид работы предполагает вычленение предметов, соответствующих цветов и группировка этих же предметов по цветовому сходству. Например, одинаковые предметы красного и синего цвета необходимо разложить на тарелочки соответствующего цвета.
На последнем этапе по ознакомлению с сенсорными эталонами работа усложняется тем, что мы начинаем использовать слова-названия. Ребенок постепенно учиться соединять слова-названия с конкретными цветами, слова-названия вводятся в пассивный словарь. Перед ребенком на столе набор предметов одной формы и одного размера желтого цвета. Взрослый обращает внимание ребенка на предметы, называя их цвет. В просьбы также включается название цвета: «Дай мне желтый шарик».
Закрепление слов-названий, введение слов-названий в активный словарь ребенка происходит строго после усвоения и закрепления все предшествующих этапов. На каждом из предложенных этапов все сформированные представления закрепляются на различном демонстрационном материале и в различных дидактических играх. Сенсорные представления у ребенка необходимо постоянно совершенствовать, как на специально организованных занятиях, так и в различных видах деятельности: сюжетных играх, конструировании, изобразительной деятельности, играх на развитие мелкой моторики.

Рекомендуем посмотреть:

Сенсорная адаптационно - дидактическая юбка Дидактическая игра своими руками на развитие воображения у дошкольников Игры для сенсорного развития детей в детском саду Мешочки для сенсорного развития детей своими руками

Похожие статьи:

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Опубликовано: 930 дней назад (4 марта 2019)
Просмотров: 356
Рубрика: Статья
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!