Конспект внеурочного занятия о зимующих птицах для младших школьников
Цель: Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам.
Задачи:
- Научить проявлять заботу к птицам.
- Расширить знания детей о птицах.
Оборудование: рисунки птиц, кормушки, выставка книг о птицах, магнитофон и записи музыки, большая картина зимнего леса птички на магнитах, картинки корма на магнитах, картина с кормушкой, словарь, эпиграфы на плакате, телеграмма, компьютерная презентация.
Ход занятия
Организационный момент
Звучит мелодия из передачи “В мире животных”.
Внимание!
Начинаем очередной выпуск телепередачи “В мире животных”.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Другое - пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы поищем под снежным шатром.
(Звучит запись с голосами птиц)
Учитель: Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь в нашей передаче?
Сообщение темы занятия.
Учитель: Тема передачи “Птицы зимой”.
Прочитайте стихи на доске и скажите, какой эпиграф подойдёт к нашей теме:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя, на солнце, снег лежит.
( А. С. Пушкин.)
Учитель: Поговорим о маленьких синицах
И о других зимующих здесь птицах.
О том, как в парке каплями зари
Уж замелькают скоро снегири.
Что в декабре морозно и светло
От перистого инея бело.
Учитель: Сегодня в нашей телестудии две команды, которые продемонстрируют свои знания о зимующих птицах.
За первым столом команда “Галчата”
За вторым столом команда “Воробьишки”.
На столе лежат вопросы и задания. Надо прочитать их и подготовить ответы.
(Дети работают около 3-4 минут).
Вопросы 1-й команды.
Как называют птиц, которые на зиму не улетают из родных мест?
Каких зимующих птиц вы знаете?
Где их можно встретить?
Опиши внешний вид дятла.
Почему дятел не улетает на зиму из родных мест?
(Обрати внимание как дятел сидит на дереве, на строение лап, хвоста.)
Какие виды дятлов занесены в “ Красную книгу”? Почему дятлов надо охранять?
Вопросы 2-й команды.
Опиши внешний вид воробья. Что интересного из жизни воробья вы знаете?
Где зимой птицам можно добыть еду?
Почему птицы селятся ближе к жилью человека?
Где ночуют птицы зимой?
Каким кормом можно подкармливать птиц?
(На фоне музыки говорит учитель.)
Учитель: А сейчас мы вместе с вами перенесёмся в зимний лес, чтобы понаблюдать за жизнью птиц зимой.
(Включаю презентацию)
Лес стоит завороженный чарами зимнего сна. Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Ни шелеста, ни звука. И кажется нет никого во всём лесу.
Вдруг, точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы
(рисунок с изображением синицы). Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Синицы беспокойные птицы. Летом питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из-за синих перьев на теле птицы. В наших лесах можно встретить: большую синицу, лазоревку, чёрную синицу
(рисунки синиц). Они отличаются окраской перьев и величиной, но несмотря на отличия у синиц разных видов есть много общего.
Гнёзда синицы устраивают обычно в дуплах, углублениях и щелях стволов деревьев.
Гнездо синицы строят общими усилиями
(самка и самец), из тонких веток , сухих стебельков, трав и мха. Выстилают гнездо шерстинками, конским волосом.
Летом самка кладёт 10-15 яиц, насиживает их в течение двух недель.
Кормят своих птенцов оба родителя, принося в гнездо корм 300-350 раз.
Зимой синицы не боятся заглядывать в форточки домов. Всюду где есть, кормушки синицы посещают их. Синица уничтожает вредителей, не только летом, но и зимой, они добывают насекомых из укрытий, которые недоступны более крупным птицам. Синица очень прожорлива, она поедает за сутки столько сколько весит сама. Тем самым она приносит большую пользу, поедая вредных насекомых, а в зимний солнечный денёк радует нас весёлой песенкой.
(Слушаем голос синицы.)
По соседству с синицами можно встретить поползня.
(Рисунок птицы.)
То вверх, то вниз по стволу бежит голубоватая птичка – поползень. Своё название она получила за то, что перемещается по стволу то вверх, то вниз, как бы ползает.
Величиной он с воробья, живёт в одиночку или парами, клюв прямой, довольно длинный, как “кинжальчик”. Он просовывает свой клюв в каждую дырочку коры и находит насекомое или личинку. Верхняя сторона тела голубовато серая, от клюва к затылку проходит чёрная полоска. Нижняя сторона тела белая, живёт в лесах, гнездо в дупле. Приносит пользу, уничтожая вредных насекомых.
(Слушаем голос птицы.)
Остаются у нас на зиму: вороны, сороки, воробьи, сойки, галки, овсянки, зяблики, чижи, совы
(показываю слайды). Их называют зимующими птицами или оседлыми. Эти птицы живут в наших лесах весь год, они не улетают на юг.
С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему?
В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. Прочитайте высказывание на доске: “Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями”.
Как понимаете выражение?
Очень нелегко найти корм птицам. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли, третьи ищут корм на деревьях и кустах. Зимой много птиц погибает от голода, человек должен помочь им. Если каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом.
Ребята, а у кого из вас есть дома кормушка?
Почему кормушки для птиц надо, каждый год, устанавливать в одном и том же месте?
Чем можно кормить птиц?
(Ученик читает стих Яшина “Покормите птиц зимой”)
(Стук в дверь. Почтальон приносит телеграмму)
Учитель: Ребята, в нашу передачу пришла телеграмма. Давайте её прочтём .
(слайд)
Кто бы мог прислать нам телеграмму?
(Стук в дверь, входят дети в костюмах птиц.)
Ребята, вы нас узнали?
Снегирь:
Угадайте, как меня зовут?
Сероспиный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает.
Правильно ребята, зовут меня снегирь. Моя родина - хвойные леса северной тайги. Там мы устраиваем гнёзда и выводим птенцов. В октябре мы образуем, стаи и улетаем зимовать в ваши леса. В ваших краях для нас тепло, в лесу много ягод и семян. Особенно я люблю ягоды рябины, семена ольхи, ясеня, клёна.
Клёст:
Ребята, а меня вы узнали?
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Клё! Клё! Клё!- поёт со свистом.
В народе меня называют “ северным попугайчиком”. Моя родина хвойные леса тайги .Получили мы такое название, что подобно попугаям мы искусно лазим по деревьям, цепляясь за ветки клювом и лапами.
Клюв у меня имеет совсем особую форму верхняя и нижняя часть изогнуты в разные стороны. Такая форма носа помогает мне ловко шелушить шишки.
Мы пробудим у вас до весны в хвойных лесах, так как основная пища у нас шишки. Зимой у нас появятся птенцы, они не боятся мороза, так как мама их согреет.
Учитель: Птицы, которые к нам прилетают на зиму называются птицы- кочевники. Они проводят у нас зиму, а весной улетают на свою родину в северные леса тайги.
Как их можно назвать по - другому?
Закрепление изученного материала.
Учитель: Мы уже говорили о том, что зимой птицам тяжело найти корм. Проведём соревнования чья команда быстрей сделает кормушку.
(У 1 команды пустой пакет из под сока. У 2 команды пакет из под молока.)
Желательно кормушку сделать из дерева, с крышей, чтобы снег не засыпал корм.
(Показываю образец кормушки.)
(Дети изготавливают кормушки.)
Все кормушки мы повесим в школьном саду.
А сейчас угадайте, какие птицы прилетели на кормушку?
(Учитель загадывает загадки, кто угадает загадку, находит рисунок с птичкой и прикрепляет на кормушку.)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По дереву шныряет
Крошки собирает
( Воробей.)
Зимой на ветке яблоки
Скорей их собери
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это ...
(Снегири.)
У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём.
( Сова. )
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел.)
Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка.
(Синица.)
Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это...
(Ворона.)
Учитель: Вот сколько птиц прилетело на кормушку.
Какой корм дадим каждой птичке?
(Рядом с рисунками птичек дети прикрепляют картинку с кормом.)
воробей - зерно
снегирь - ягоды рябины
дятел - насекомых
синица - насекомых, сало, зерно
сова - мыши
ворона – зерно
Помогу птичкам.
В воздухе кружится
Беленький снежок.
Он укрыл деревья
Поле и лужок.
Птичкам стало хуже,
Корма не достать.
Мы поможем пташкам
Перезимовать
Вывесим кормушки
С хлебом и зерном.
Прилетайте, пташки ,
В гости вас зовём!
Итог занятия.
Что интересного, нового вы узнали из нашей передачи?
Что вам больше всего понравилось?
Обращаю внимание детей на выставку книг о зимующих птицах.
А за вашу заботу птицы отблагодарит вас весёлой песней.
Заботясь о птицах, мы охраняем природу. М. Пришвин говорил: “Охранять природу - значит охранять свою Родину”.
Звучит музыка из передачи “В мире животных”.
Рефлексия.
Рекомендуем посмотреть:
Прогулка зимой в ГПД. Зимующие птицы
Внеклассное мероприятие о зимующих птицах в начальной школе. Сценарий с презентацией
Сценарий праздника "Синичкин день" с презентацией для начальной школы
Конспект коррекционно-развивающего занятия для младших школьников. Птицы