Занятие по математическому развитию для детей дошкольников 4-5 лет на зимнюю тему
Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия.
Задачи:
1. продолжать формирование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация);
2. формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер;
3. умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов;
4. закрепить навыки счёта в пределах 5, обозначая количество предметов соответствующей цифрой;
5. закрепить умение сравнивать и уравнивать множества на основе счета;
6. развивать связную речь, внимание, память, мышление, мелкую моторику;
7. воспитывать интерес к математике;
8. воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, любознательность, взаимопомощь.
Используемый материал: письмо; снежинки с заданиями; ковер-самолет; «заплатки» формы квадрата, прямоугольника, треугольника, овала, круга; 5 числовых пазлов с картинками; карточки из двух рядов; картинка елки с игрушками; геометрические фигуры (квадраты и круги); 3 фигуры – зеленый круг, красный круг и красный квадрат; 5 снеговиков, отличающихся цветом ведра на голове, метлой или лопатой в руках, разным количеством «пуговиц», каждый снеговик обозначен цифрой; цифры 1-5 на каждого ребенка; корзинкас угощеньями.
Ход НОД
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня я пришла в детский сад и на своем рабочем столе нашла письмо, адресованное вам. Давайте его прочитаем! Хотите? Интересно, что в нем написано, и кто его прислал
(воспитатель открывает письмо)
- Это письмо от Зимушки-зимы.
«Здравствуйте, детишки!
Девчонки и мальчишки
Приглашаю в гости всех,
в ледяное царство,
Ждут вас испытания
Сложные задания.
Путь укажут вам снежинки,
Всех я буду очень ждать
И с сюрпризом вас встречать!»
Путь наш будет длинный с препятствиями. Ребята вы готовы отправиться в такое путешествие?
2. Отправление к Зимушке-Зиме.
- Ребята, предлагаю вам отправиться в гости к зиме на волшебном ковре- самолете.
(Воспитатель показывает «ковер-самолет»)
- Ой, ребята, его прогрызли мыши. Надо срочно починить «ковер-самолет». У меня на подносе лежат геометрические фигуры.
(Дети по очереди накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.)
- Какие вам понадобились «заплатки» для ремонта коврика?
(«Заплатки» формы квадрата, прямоугольника, треугольника, овала, круга.)
- Наш ковер готов к полету. А теперь, друзья, все на борт.
(Воспитатель и дети становятся друг за другом и имитируют движение полета).
На ковре мы дружно мчимся,
В мир зимы мы попадём,
Там снежинки мы найдем,
Все задания пройдем.
3. Первая снежинка «Помоги зайчонку»
- Вот и первая снежинка. Нужно помочь зайчику.
- Он готовил поздравительные открытки своим друзьям, но они все рассыпались. Нужно зайчику помочь их собрать. А кто, какую открытку будет собирать, мы узнаем жеребьевкой.
4. Вторая снежинка.
Образование множеств с заданным количеством элементов. Игра «Третий лишний».
(Работа с демонстрационным и раздаточным материалом.)
У нее одежки колки:
Все иголки, да иголки.
Звери шутят:
"Дядя еж на нее слегка похож".
Приходит с подарками,
Блестит огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год - главная.
(Елка.)
- Верно, елка, но не простая, а новогодняя. Посмотрите, какая она нарядная
(выставляется картинка елки с игрушками)
- Игрушками какой формы украшена наша елка?
(круглой и квадратной)
- Кто поможет мне выбрать круг?
(вызывается один ребенок к доске)
- Что мы знаем о Круге?
(у круга нет углов)
- У какой еще геометрической фигуры нет углов?
(овал)
- Кто поможет мне выбрать овал?
- Кто может выбрать квадрат? Что мы о нем знаем?
(у квадрата четыре стороны, четыре угла, все стороны ровны)
- У каких еще фигур по четыре стороны и угла?
(прямоугольник, ромб, трапеция). Как их можно назвать одним словом?
(четырехугольники)
- А сейчас открывайте пеналы и приготовьте карточки.
(карточки из двух рядов)
- Выложите в первом ряду карточки столько квадратов, сколько игрушек квадратной формы на нашей елке.
- Во втором ряду выложите столько кружков, сколько игрушек круглой формы.
- Сколько вы выложили квадратов? Давайте проверим. Сколько кругов?
- Чего больше кругов или квадратов?
- А сейчас выложите в первом ряду столько квадратов, сколько красных игрушек на елке, а во втором ряду столько кругов, сколько желтых игрушек. Проверим. Каких игрушек больше: красных или желтых? Каких меньше?
- А сейчас задание посложнее, с ним справиться самый внимательный.
(игра «Третий лишний»)
- Какая фигура здесь лишняя?
(из 3–ех фигур зеленый круг, красный круг и красный квадрат – выбрать лишнюю). Почему, объясните.
- Вы, наверное, уже замерзли. Давайте мы немного отдохнем и согреемся.
Динамическая пауза «В декабре»
(«Новогодний хоровод», сл. Н. Соловьевой, муз. Г Струве)
Белые – белые
(Руки подняли вверх, потянулись)
В декабре – в декабре
(Повороты туловища влево-вправо, руки в стороны)
Елочки – елочки
(Руки подняли вверх, потянулись)
Во дворе – во дворе
(Наклоны туловища влево-вправо, руки на поясе)
Кружится – кружится
И поет – и поет
(Кружимся на месте)
Праздничный – праздничный
Хоровод – хоровод.
(Хлопки в ладоши)
Скользкие – скользкие
В декабре – декабре
(Имитация скольжения ногами)
Горочки – горочки
Во дворе – во дворе.
(Приседания)
Звонкие – звонкие
В декабре – в декабре
(Махи руками)
Песенки – песенки
Во дворе – во дворе.
(Прыжки на месте)
Кружится – кружится
И поет – и поет
(Кружимся на месте)
Праздничный – праздничный
Хоровод – хоровод.
(Хлопки в ладоши)
5. Третья снежинка.
- Ребята, а как вы думает, о чем следующая загадка?
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые.
(Снежинки)
Зимушка - волшебница сыплет на землю снежинки и хочет узнать:
- Что такое снежинки, знаете ли вы?
- Какие они?
(белые, пушистые, легкие, холодные)
- Что делают?
(летают, кружатся, падают, блестят, сверкают)
- На что похожи снежинки?
(на перышки, на кружева, на салют, на звездочки, на цветы, на бабочек)
- Молодцы! А сейчас мы с вами расскажем стихотворение о снежинках.
(Дети читают стихотворение)
Летают снежинки,
Почти невидимки,
Как много всегда их зимой.
И вот я снежинку-
Пушистую льдинку-
Поймал наконец-то рукой.
Заплакала тихо
Хрустальная льдинка…
На теплой ладони
Осталась снежинка.
6. Четвертая снежинка.
Дидактическая игра «Отгадай по описанию»
- Уже три загадки Зимы мы отгадали и справились с заданиями, попробуем отгадать четвертую:
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век.
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла.
(Снеговик)
- Правильно, снеговик. Посмотрите, сколько снеговиков дарит нам зима, все они разные. Чем же они отличаются?
(выставляются 5 снеговиков, отличающихся цветом ведра на голове, метлой или лопатой в руках, разным количеством «пуговиц». Каждый снеговик обозначен цифрой.)
- Давайте, ребята, поиграем, я буду описывать снеговика, а вы должны догадаться о каком снеговике я говорю.
(дети показывают цифрой номер снеговика)
(Проводиться дидактическая игра «Отгадай по описанию»)
Воспитатель: вот мы пришли в ледяное царство. А где же зимушка?
Входит Зимушка.
Дидактическая игра «Зимние слова»
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.
(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи).
7. Подведение итогов.
- Молодцы, ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями проказницы Зимы.
- Что мы делали для Зимушки-зимы?
- Что вам понравилось больше всего?
Зимушка-зима: как и обещала, дарю вам подарок:
(под «сугробом» мешочек)
Вот награда от меня,
За хорошее старанье
Ловкость и уменье,
Получите целый мешок угощенья.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД для детей средней группы на тему: Зима
Физкультурное развлечение "Зимушка-зима" для детей средней группы ДОУ
Конспект НОД в средней группе на тему: Зима
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: Зима
Похожие статьи:
Наблюдение «Следы на снегу». Средняя группа
Прогулка наблюдение зимой в средней группе. Зимняя одежда
Конспект экскурсии игры для дошкольников на тему «Зима»