Конспект коррекционно-развивающего занятия для младших школьников. Птицы
Занятие для учащихся начальных классов коррекционной колы 8 вида. Тема «Птицы — наши друзья"
Описание материала: предлагаю конспект коррекционно-развивающего занятия с ребятами для учащихся начальных классов коррекционной школы 8 вида. В данном занятии ребятам предлагаются разные задания, упражнения на развитие познавательной сферы (внимания, памяти, мыслительных операций), а также эмоционально-волевой сферы. Этот материал будет интересен педагогам - психологам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов, воспитателям. Цель: коррекция и развитие когнитивных процессов учащихся с помощью специально подобранных игр, упражнений. Задачи:
• закрепить знания детей о птицах;
• развивать слуховое и зрительное внимание, кратковременную и зрительную память, общую и мелкую моторику.
• формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии. Оборудование и оформление: картинки изображения птиц, разрезные картинки,цветные карандаши, карточки с заданиями.
Ход занятия:
Вводная часть. Приветствие.
На доске развешены картинки с изображением зимующих птиц (ворона, сорока, воробей, снегирь, дятел, синица).
Психолог: Ребята, кого вы видите на картинках? (ответы детей). Птицы. Ребята, а как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (ответы детей). Зимующие. Ребята, я сейчас буду загадывать загадки, вы будете отгадывать и показывать на картинках. Загадки:
1. Эта птица всем знакома - важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит, и спокойно улетит.
Очень хитрая персона, а зовут её … (Ворона).
2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине,
Он появится опять! ( Снегирь).
3. Все волнуется, стрекочет,
Новости собрать все хочет,
И все блестящее к себе домой тащит? (Сорока).
4. Кто в беретке красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит. Все стучит, стучит, стучит? (Дятел).
5. Ты с модницей этой конечно знаком:
Вертушке на месте, никак не сидится
Все хвастается желтым своим сюртучком,
И шапочкой черной гордится? (Синица).
6. Чик- чирик! К зернышкам прыг, клюй не робей,
Кто это? ( Воробей). Основная часть.
- Ребята, а как вы догадались, что это птицы? (ответы детей). Все с крыльями и все умеют летать. А чем покрыто тело птицы? (ответы детей). Перьями. А что еще есть у птиц? (ответы детей) У птиц есть клюв , 2 лапки с острыми коготками и хвостик.
- Ребята, а по оперению, цвету крыльев птицы похожи друг на друга? (ответы детей). Нет, оперение у всех птиц разное! Ребята, а как едят птицы? (ответы детей) Клюют, у всех птиц есть клюв. Покажите, как птицы клюют корм? (имитируют движения). Ребята, а что еще есть у птиц? (ответы детей). Крылья, хвостик. Покажите, как птицы летают (дети "летают»).
- Ребята, давайте рассмотрим воробья и ворону. Какая ворона по размеру? (ответы детей). Большая. А воробей? (ответы детей) Маленький. Воробей по цвету какой? (ответы детей). Коричневый. А ворона? (ответы детей). Черная. Подвижная игра "Снегири"
Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Вот на ветках, посмотри, в красных майках снегири (делают 4 хлопка руками- "крылышками" по бокам и 4 наклона головой).
Распушили перышки, греются на солнышке (делают 4 хлопка руками- "крылышками" по бокам и 4 наклона головой. Часто потряхивают руками -"крылышками", опущенными вниз).
Головой вертят, улететь хотят (делают 2 поворота головой с кивком - вправо, влево).
Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью!(разбегаются по группе, взмахивая руками как крыльями).
- Ребята, зимующие птицы круглый год живут с нами, а где же они берут корм зимой? (ответы детей) Зимой птицы отыскивают насекомых, которые спрятались в коре деревьев, в щелях домов, заборов, съедают плоды и семена различных растений, а синицы отыскивают запасы, которые сделали осенью. И все-таки птицам тяжело зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов и в метели и в сильные морозы! Птицам очень холодно и голодно и они прилетают ближе к жилью человека. Зачем ребята, как вы думаете? (ответы детей) Чтобы люди накормили их и не дали погибнуть! Психолог: Ребята, а как человек помогает птицам? (ответы детей) Развешивает кормушки или просто кладет корм в определенном месте. Птицы прилетают в птичью столовую. Ребята, а что птицы любят есть? (ответы детей) Крошки хлеба, зерна, семечки, а синицы любят свежее сало.
- Ребята, а как птицы нас отблагодарят? (ответы детей) Весной и летом птицы будут нам петь свои песни и радовать нас своим щебетаньем! Ребята, а правда говорят. что птицы – наши друзья? (ответы детей) Какую они приносят пользу? (ответы детей) Птицы поедают насекомых - вредителей, сохраняют и охраняют наши леса, парки, сады огороды. Упражнение «Лабиринт». Инструкция: помоги найти дорогу маме-птице к своим птенцам.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Психолог подводит детей к доске, закрытой занавеской (там рисунки изображения домашних птиц).
- Дети, здесь кто-то спрятался.
Психолог открывает занавеску. Дети рассматривают домашних птиц и их детенышей. Педагог называет птиц, дети показывают.
1. Где живут птицы? А зимой?
2. Какие это птицы?
3. Какую пользу они приносят?
4. Чем они питаются?
5. Какие яйца у кого?
6. Чем покрыто тело у птиц?
7. Что у птиц вместо рта и носа?
8. Сколько лап? крыльев?
Ответы детей. Психолог: Молодцы! А теперь садимся за стол. Игра «Найди детенышей»
Психолог показывает детям карточки и объясняет задание:
– Помогите малышам:
Потеряли дети мам.
Без родителей одни
Попадут в беду они.
Помогите малышам,
Поскорей найдите мам. Дети соединяют карандашом дорожки «мама – детеныш». Физкультминутка
Подражаем, как ходят птицы и как они кричат. Упражнение «Собери картинки».
Детям предлагается собрать разрезные картинки и сказать, кто на них получился.
Упражнение «Найди домашних птиц». Необходимо всех домашних птиц обвести в красный круг, а остальных – в синий.
Заключительная часть. Рефлексия Психолог: Дети, о ком мы с вами сегодня говорили? кого изображали? кому помогали? (Ответы детей).
Молодцы. Хорошо занимались и играли. До свидания.